Совмещение ОСАГО с техосмотром: в поисках смысла

09:06
15
Дмитрий Маслов

В последнее время страховщики уже не могут жаловаться на невнимание со стороны государства. Первые лица страны вспоминают нас регулярно и даже не всегда в связи со страхованием. Звучат предложения привлечь страховщиков к оформлению аварий или, например, к весовому контролю на дорогах. Но самое обсуждаемое в последние дни – предложение президента о совмещении техосмотра с выдачей полиса ОСАГО.

На самом деле, логика предложения стандартна: если государство не справляется с какой-нибудь функцией, оно делегирует ее рынку. Но давайте обратимся к первичной функции техосмотра. Это – превентивная мера, которая позволяет реализовывать государственную политику по повышению безопасности на дорогах, снижению вероятности ущерба и числа пострадавших в авариях. Почему в исполнении государства эта функция воспринимается как неправильная? Причины известны: коррумпированность, неудобства техцентров, плохая логистика. Предполагается, что эти нестыковки отрегулирует рынок, которому передаются техническая и учетная процедуры техосмотра. Первый не ясный, но очень принципиальный вопрос: сохраняет ли государство, как гарант безопасности граждан, функцию заказчика техосмотра? В зависимости от ответа дальнейшая логика развития событий может принципиально различаться.

В обсуждаемой сейчас схеме полис ОСАГО выдается при наличии талона о техосмотре либо приравнивается к нему. Значит, надо понимать, что страховщики берут на себя функцию по идентификации исправности транспортных средств. При этом страховщики через РСА будут аккредитовывать техцентры, которые смогут давать оценку состоянию автомобилей. Таким образом, число субъектов, вовлеченных в процесс техосмотра, существенно увеличивается.

Но за выстраиванием логики новой системы, не отвлеклись ли мы от очень важных вопросов? Как будет контролироваться каждый участник разрастающейся цепочки? Кто будет его контролировать? Какая будет ответственность у техцентра, у РСА, у человека, который выехал на дорогу на неисправной машине, имея при этом полис ОСАГО, приравненный к талону ТО?

В принципе предложенный путь совмещения техосмотра с ОСАГО интересный и даже, казалось бы, логичный. На первый взгляд, страховщики должны быть экономически заинтересованы в более качественном техническом состоянии транспорта. Но так ли это? По статистике в США неисправность машин становится причиной лишь 0,7% аварий. Даже если в России этот показатель на порядок выше, логика введения страховщиков в цепочку техосмотра все равно до конца не ясна. Функция ОСАГО – не глобальный контроль за состоянием транспорта, а наполнение компенсационных фондов для пострадавших в авариях. Не создаем ли мы лишних конфликтов в системе, не нарушаем ли всю логику «автогражданки»?

Мировая практика показывает, что в разных странах по-разному относятся к процедуре техосмотра. Например, в отдельных штатах США техосмотр очень жесткий, проверяют все вплоть до работы стеклоочистителей. А в половине штатов техосмотра вообще нет либо он крайне либерален и акцентирован на контроле средств пассивной безопасности и экологических параметрах. Но это не означает, что функция государства по гарантированию безопасности граждан на дорогах не выполняется. Даже при отсутствии обязательного техосмотра санкции за выезд на дорогу на неисправной машине более чем серьезные. Не думаю, что отмена техосмотра в России возможна. Хотя… может быть, такой путь поддается более простому логическому обоснованию?

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
15 комментариев
15 комментариев
  • СК АИЖК
    10:56

    Согласен с автором блога, что вовлечение страховщиков в этот процесс выглядит неоднозначно.
    Более того, конечный результат этой потенциальной новации также неочевиден.
    Лично мне, как автовладельцу, до сих пор не понятно зачем вообще нужно ГТО.
    Полагаю, что нужны системные реформы повышающие отвественность автовладельцев за состояние ТС.
    Более того, также нужно повышать требования к услугам СТО, особенно, к качеству исполнения работ.
    Таким образом, если ДТП (или иное событие) произошло в результате неисправностей ТС или иных нарушений технического регламента, то ответственность за это должен нести автовладелец либо СТО (в случае некачественного оказания услуг).
    Однако для этого нужны радикальные законодательные и нормативные изменения.
    Страховщики же, на мой взгляд, при заключении договора ОСАГО должны учитывать своевременность прохождения планового ТО (на дилерском центре или СТО) в соответствии с рекомендациями (руководством) производителя. Т.е. организация осуществляющая плановый ТО ТС фиксирует это факт в сервисной книжке+договор с вдадельцем на ТО с соответствующими гарантиями выполненных работ. Таким образом, автовладелец может подтвердить, что он своевременно следит за состоянием ТС. В свою очередь, страховщик учитывает этот факт при заключении (с учетом повышающих/понижающих коэф.) или отказе в заключении договора ОСАГО. Т.е. логига реформ должна быть направлена на то, как сделать жизнь автовладельца комфортной, удобной и безопасной (в т.ч. и для окружающих), а работу страховщиков эффективной. Т.е. не перегруженной не свойственной для них функциями. В противном случае… рост РВД, как следствие -тарифов… И платить за все это, в конечном итоге, будет потребитель (автовладелецы). И думаю, не мало будет платить…

  • Аглая
    11:36

    Искренне не понимаю всех этих реформ, уж тем более с учетом того, каких финансовых затрат это потребует.

    В нашей семье 3 машины и мы в соответствии с действующим регламентом в нужные сроки самостоятельно (без взяток, без левых очередей «Я к Иван Иванычу) проходим ТО. В Москве. Никогда никаких проблем не было — ни ночевок у пунктов, ни вымогательства денег. Конечно, если у меня таких проблем не было, это не значит, что этого не было у других. Но зная, как работают наши страховщики по ОСАГО, с вероятностью 99,9999% проблем с новой системой будет еще больше. И все это будет гораздо дороже.

    Еще толком не понятно, что, как и где будет, но журналисты уже озвучили новую цену — 3000 рублей помимо госпошлины. Насколько я знаю из источника „одна бабка сказала“, в такую цену или чуть меньше в Москве обходится покупка талона ТО без предоставления авто на осмотр. И что, собираются официально узаконить эту взятку? Какая разница, в чей карман (полицейского или пополам автотехцентр и страховщика, который его аккредитовал) пойдут эти хрустящие бумажки?

  • Kutёk
    13:39

    Завидую Аглае, 3 машины самостоятельно проходят ТО в Москве. Это отпуск надо брать для такой роскоши.
    Посчитайте свой доход за 3 дня и сравните его с 3000 за машину. Покупать ТО гораздо выгоднее, особенно если денег хватило на 3 машины.

  • Сергей Гущин
    14:36

    Население недовольно работой СК по ОСАГО примерно также, как и работой ГИБДД.
    Так стоит ли перекладывать проблему с одной больной головы на другую, такую же?

  • Мама Анархия
    19:09

    Ну, речь все-таки идет о том, что не СК будут проводить ТО, а аккредитованные техцентры. РСА аккредитовывает же сейчас экспертов — техников (правда, статус их пока не ясен после такой аккредитации), вполне может и техцентры аккредитовывать.
    При выдаче полиса в месте прохождения техосмотра может и дистрибуция страховок станет прозрачнее, не будет случаев «кидалова» с недействительными и украденными полисами. Куча агентов, правда, останется без работы, зато у страховщиков расходы на КВ сразу сократятся: один раз «пропишутся» в техцентре, а потом все-таки не будут 40% с полиса отстегивать

  • Hrukasonik
    20:58

    При таком уровне коррупции техосмотр — бесполезен для автолюбителей, а лишь кормушка для тех, кто его будет контролировать, кто бы это ни был — ГАИ, автосервисы, страховщики — все-равно! Есть ОСАГО, т.е. ответственность водителя застрахована. Лимиты — вопрос обсуждения. Есть ГК и УК предусматривающие наказание за нанесение увечий и ущерб имуществу (халатность, неосторожность и т.п.). Остальное — легальный механизм отъема денег у населения! На наших дорогах причина основного количества ДТП однозначно не техсостояние авто. А государство, декларируя свою озабоченность, реально никогда и ни за что не отвечло и не будет отвечать! Вылетела шаровая на яме у старенького жигуленка — плохое тех. состояние авто, а не безответственность дорожников. Улетел в кювет ночью в дождь на дороге без разметки — опять виноват водитель, а не дорожники. Вылет на встречку возможен на 99% федеральных трасс, т.е. разделения полос отбойниками нет. А мы всерьех техосмотр обсуждаем… Бред! Отменять его надо! ИМХО…

  • paha_093
    07:50

    Kutek
    т.е. вы проходите ТО за взятку?

    По собственному опыту знаю, что пройти ТО как положено не составляет никакого труда.
    Нужно просто подготовить автомобиль, и заранее записаться на ТО.
    Даже у нас на Урале существует запись на ТО через интернет и по телефону. При этом есть возможность выбрать не только удобный день, но и удобное время.
    Сам лично ТО никогда не покупал. Но у кого талон можноо купить я знаю. Мои друзья иногда ко мне обращаются с такой просьбой: мол, нужно срочно ТО, сделай! я говорю: да не вопрос, но есть еще такой вариант и описываю, то что написал в начале сообщения. И все как правило выбирают вариат самостоятельного прохождения. А потом еще и спасибо говорят, т.к. на ТО у них как правило выявляют недостатки в подвеске либо рулевом управлении, а люди об этом не знали. И все говорят потом: за то теперь я уверен что мой автомобиль исправен и нв пути не подведет.
    Вот такой вот будет мой ответ тем, кто считает, что ТО не нужен и пройти его проблема.

  • Kutёk
    11:28

    paha_093:
    Да, я прохожу ТО за ВЗЯТКУ. А если быть точнее, то лично ничего никому не даю, для этого есть посредники, которые тоже хотят кушать хлеб с маслом.
    Не скажу что делаю это с удовольствием, но других вариантов объективно не вижу. За техническим состоянием моих машин следят официальные дилеры производителя, ТО по регламентам я прохожу регулярно в сроки и плачу за это гораздо больше, чем за гос. ТО. Простейшие операции типа замены колодок, масла и пр. делаю на близлежащем сервисе (на дилеров периодически жаба душит). И теперь объясните, пожалуйста, что нового мне могут сообщить на гос. ТО? То что у меня поводок дворника облупился и его надо подкрасить? Что правая фара светит на 0,5 см ниже левой? Не готов за собственные деньги слушать всю эту ахинею, которая в целом направлена на то, чтобы я всеравно заплатил ВЗЯТКУ и получил техталон. Зачем же насиловать свой мозг? Проще сразу заплатить и не тратить лишних нервов.
    Второй немаловажный факт — очереди. Видимо, на Урале они короче. Я опять же не готов полдня сидеть в очереди 20-30 машин, чтобы мне сообщили важнейшую информацию о фарах (см. выше). Безусловно, такие очереди не каждый день и когда-нибуть они бывают из 5-10 машин. Мне пока к сожалению не везло.
    Небольшая часть моих знакомых являются убежденными сторонниками легального прохождения ТО, кто-то из корыстных соображений, кто-то из прЫнципиальных. За последние 3 года прЫнципиальные сошли на нет. У них закончились силы любоваться издевательством над собой. Я бы оценил количество знакомых легально проходящих ТО в 15-25 %.
    Отсюда и растут ноги новаций в техосмотрах. Кто-ж зарежет такую несушку? Даже если оценить нелегалов ТО как 50%, то по Москве получается… примерно 30-50 миллиардов рублей нелегального оборота в год. Порядок цифр впечатляет.

    ЗЫ. Большая просьба, не оценивать мою совесть. Государство в лице загадочных важных особ, создавших такую систему гос. ТО не имеют к ней никакого отношения.

  • Belka
    16:16

    Ну сколько можно перетирать эту тему. Кажется уже всем ясно, что правоохран-ые органы не смогли справиться со своей задачей (впрочем, как всегда). Так что от совмещения техосмотра с ОСАГО хуже точно не должно быть

  • Василий А.
    16:56

    А нужен ли техосмотр вообще& Получается, что в процессе эволюции от обезъяны отдельный человеческий индивидум еще не дошел до такого уровня развития и самосознания, чтобы содержать в состоянии технич. исправности свое авто. А гос- во что, уже дошло???? Пока оно дошло лишь до того, чтобы оценивать состояние автомобиля в один момент времени, и наивно считать, что оно не изменится в течение ближайшего года…

  • Леонид Санкин
    12:34

    «Население недовольно работой СК по ОСАГО примерно также, как и работой ГИБДД.» А СК недовольны «работой» населения- соблюдением ПДД, заключением договоров страхования после ДТП, попыткой решения собственных финансовых проблем за счет СК и т.д. и т.п.
    На мой взгляд, техосмотры надо отменить повсеместно, а страховые тарифы увеличить базовые как минимум в 2 раза, резко увеличить Кбм и Квс, в 3-4 раза увеличить территориальные коэффициенты в Дагестане, Краснодарском крае, КБР, КЧР, Осетии и других подобных регионах, страховщикам понятно почему.

  • strike
    13:08

    Дмитрий!
    Считаю ключевым в Вашем посте предпоследний абзац. Вы пишете «По статистике в США неисправность машин становится причиной лишь 0,7% аварий. Даже если в России этот показатель на порядок выше...» — не выше! и даже ниже! согласно статистике ГИБДД за 2010 год это 0,57% от общего кол-во ДТП! и это при таком то уровне коррупции в РФ!
    Соответственно, включение Страховщиков в процедуру техосмотра не поддается никакой логике.
    Да и техосмотр, учитывая тот факт как его проходят, не нужен как таковой, и его отмена на аварийность не повлияет.

  • Дмитрий М.
    19:20

    Ответ strike:
    Я не уверен, что это ключевой абзац, хотя его смысл Вы обозначили точно: даже если бы и 7% было, это все равно не является безусловным основанием ввязываться в эту тему страховщикам ОСАГО.
    Что касается важности абзацев, то я все же акцентируюсь на теме, остается ли государство заказчиком технического осмотра, остается ли обязанностью государства контролировать общий уровень исправности транспортных средств, выезжающих на дороги общего пользования?????
    Абсолютное большинство комментаторов этой темы, как в этом блоге, так и в реальном общении, высказываются за отмену ТО. Я согласен — это оправданно, в условиях нынешнего некачественного выполнения государственной функции.
    И все же вопрос остается — что взамен? В 1917 году уже пытались отменить границы, деньги, религии, семейные узы и т.п. Вышло России это боком.
    Поэтому если массовое коллективое бессознательное вынесет нашу страну на путь отмены ТО без создания нового института контроля и ответственности за исправное состояние ТС, меня лично будут мучать два вопроса: когда же технический прогресс дойдет до того, чтобы машина не могла бы никуда ехать без полной самодиагностики (говорят, лет 10 еще нужно), а второй вопрос более приземленный — У ВСЕХ ЛИ, КТО ЕДЕТ МНЕ НА ВСТРЕЧУ, ИСПРАВНЫ ТОРМОЗА И РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ?

  • Дмитрий М.
    19:26

    У меня вопрос Hrukasonik:
    А не доводилось ли Вам сталкиваться со статистикой судебных решений по ответственности дорожных эксплуатирующих организаций по фактам ДТП?
    Может, стоит ввести обязательное страхование таких предприятий, как соучастников дорожного движения?

  • Kutёk
    06:46

    Владимир Владимирович, отец родной! Сэкономил мне 15 000 р. в этом году. В молитвах поминать буду!

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля