Персональный блог

Сергей Удалов

19.06.2015 21:042

Страховщики и спецдепы: ответы на вопросы

Чем ближе 1 июля, тем быстрее общение спецдепозитария и страховщика эволюционирует от общих вопросов в русле «быть или не быть» к разбору конкретных кейсов, касающихся будущего взаимодействия. Это отчетливо заметно как в личных беседах со страховщиками, так и при общении на публичных площадках.

Глубже погружаясь в тему сотрудничества со спецдепозитарием, страховщики осознают, что до сих пор остается масса моментов, которые не имеют однозначной трактовки (причем, иногда эти моменты трактуются разными спецдепами по-разному).

В этих условиях мы проводим активную работу и самостоятельно формулируем ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Привожу их ниже.

А кто вообще попадает под требования спецдепозитарного учета и контроля? Относится ли это к страховщикам, которые занимаются, в частности:

  • страхованием жизни и здоровья сотрудников полиции, прокуроров, следственного комитета, приставов,
  • имущественных интересов застрахованных лиц, связанных с причинением вреда их жизни или здоровью в результате проведения клинических исследований?


Для ответа на этот вопрос необходимо отметить следующее.

С одной стороны, все перечисленные выше виды страхования относятся к так называемым «вмененным».  А под действие норм законодательства об учете активов в спецдепах подпадают только страховщики, занимающиеся видами страхования, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах страхования (см. пп. 24 и 26.2 закона об организации страхового дела). Это: ОСАГО, ОСГОП, ОСОПО, ОМС, обязательное страхование военнослужащих. А наличие вмененных видов страхования не обязывает страховщика к заключению договора со спецдепом.

Кстати, на наш взгляд, эта позиция не соответствует сегодняшним реалиям. Если страховщики ОМС не вызывают особых сомнений в плане качества их активов, то многие страховщики туроператоров, застройщиков, сельхозрисков вызывают к себе немало вопросов. Однако именно они находятся вне зоны внимания спецдепов.

С другой –  положение о деятельности спецдепов, находящееся сейчас на регистрации в Минюсте, не распространяется на ОМС. В результате для страховщиков ОМС возникает юридический казус: закон обязывает их заключить договор со спецдепом, а требования о деятельности спецдепов на них не распространяются.

Практическое решение в данной ситуации – заключение формального договора между спецдепом и страховщиком. В дальнейшем возможны два варианта:

  • законодатель вносит разъяснения о требованиях к спецдепам, занимающихся оказанием услуг страховщикам ОМС;
  • страховщики ОМС будут выведены их перечня изменением ФЗ-4015.


Требуется ли страховщику открывать два отдельных счета депо для обособленного учета ценных бумаг, покрывающих резервы и капитал?

Требование об обособленном учете этих ценных бумаг сформулировано в п. 26.2 закона об организации страхового дела: «...специализированный депозитарий должен осуществлять обособленный учет ценных бумаг, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика, путем открытия и ведения отдельных счетов депо».

Наше мнение – нет, открывать два счета депо не нужно. Мы считаем, что в данной норме закона речь идет об обособленном учете ценных бумаг, принадлежащих разным страховщикам.

Какова периодичность предоставления информации спецдепу? Верно ли, что информация о состоянии расчетных счетов представляется в ежедневном режиме, а о страховых резервах – раз в месяц?

Да, формальное требование – копии первичных документов и информация о состоянии расчетных счетов, недвижимости, ценных бумагах, депозитах, обезличенных металлических счетах, слитков драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов предоставляются не позднее 1 рабочего дня после получения/составления документа/информации.

Тем не менее, в нашем регламенте отражено, что если у компании не произошло изменений на расчетном счете, то предоставлять банковскую выписку не нужно.  То есть контролируются только фактические изменения стоимости актива. Сведения об иных активах, а также о страховых резервах и капитале передаются в сроки по усмотрению страховщика, но не реже одного раза в месяц, и обязательно – на последний календарный день месяца. Например, сведения по дебиторской задолженности по страхованию страховщик может предоставить в течение месяца, следующего за отчетным.

Что делать спецдепу при изменении курсовой стоимости ценной бумаги (биржевой) внутри отчетного квартала? Должен ли он пересчитывать ежедневно стоимость бумаг исходя из текущих котировок? При осуществлении контрольной функции спецдеп применяет балансовую стоимость данного актива или его рыночную котировку?

Эти вопросы порождает формулировка ст. 26.2 закона об организации страхового дела, в которой законодатель говорит об «оказании услуг по хранению и учету ценных бумаг, в которые размещены средства страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика, а также ежедневном контроле за соблюдением страховщиками ограничений на размещение средств страховых резервов и собственных средств (капитала), требований к составу и структуре активов».  

Некоторые специалисты видят в этой формулировке закона ожидания законодателя, что спецдеп будет делать такой пересчет. Наша же позиция заключается в синхронизации с учетной политикой страховщика. Если в ней прописана процедура ежемесячного пересчета балансовой стоимости, то в нашей практике мы исходим из балансовой стоимости и также пересчитываем ее ежемесячно. На наш взгляд, такой подход максимально комфортен для клиентов и имеет логичное развитие событий с точки зрения его фиксации в нормативных документах.

В какой форме специализированному депозитарию должны предоставляться выписки со счетов бухгалтерского учета?

Этот вопрос, как и предыдущий, апеллирует к логике. Форма №7-страховщик – привычный инструмент отчетности для страховых компаний, поэтому именно в ней и предлагается предоставлять выписки со счетов бухгалтерского учета. Хотя мы готовы рассматривать и иные формы предоставления информации.

Большие опасения вызывают у страхового сообщества обязанность передать спецдепу подлинники документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество. Я понимаю данные опасения, хотя и не склонен их разделять. Особенно при выборе качественного партнера. В регламенте ОСД, уже прошедшем процедуру регистрации в ЦБ РФ, отражено, что подлинником документа, подтверждающим право собственности на недвижимость, является как оригинал свидетельства о государственной регистрации права, так и выписка из ЕГРП. Что именно предоставить – страховщик решает по своему усмотрению. Во втором случае свидетельство остается у страховщика.

Волнует страховые компании и то, насколько ресурсозатратными окажутся для них требования спецдепозитарного обслуживания. Нужно ли, например, при передаче спецдепу документов или информации об активе указывать – относится ли этот актив в покрытие резервов или капитала? Де-факто такое требование означало бы переход на ежемесячное составление формы №7.

Ответ простой: не нужно, поскольку, если существует хотя бы один способ распределения активов без нарушения указаний ЦБ о размещении средств страховых резервов и собственных средств, то алгоритм специализированного депозитария его выполнит (мне сложно говорить за все спецдепы, но в нашей организации этот функционал реализован).

Много вопросов касается фактической реализации контрольной функции. Особенно в разрезе сроков. В частности, в вводимых требованиях к спецдепам (положение № 474-П) указана их обязанность «осуществлять контроль не позднее двух рабочих дней после дня, по состоянию на который должны осуществляться расчеты таких показателей».

Отмечу, что документы, отражающие изменения в активах с датой более поздней, чем эти два дня, приходят к спецдепам с завидной регулярностью. Наверняка, работа со страховщиками не станет исключением.

К примеру, свидетельство о регистрации, которое может в момент выдачи фиксировать дату месячной давности, а то и более. Да та же информация о дебиторской задолженности, доле перестраховщика в резервах или самих резервах – явно в системах учета страховщика отражается датой события (заключения полиса, акта о страховом случае и пр.). Соответственно, и данные, которые страховщик предоставляет специализированному депозитарию, будут носить информацию о событии, явно выходящем за пределы двухдневного срока.

На заседании рабочей группы, посвященной взаимодействию страховщиков и спецдепов (она прошла 11 июня), сотрудники ЦБ РФ по этому вопросу высказались, что проводить пересчеты спецдепам не нужно.

То есть, специализированный депозитарий, получая и регистрируя документ, вносит изменения в журнал имущества датой его получения. И, соответственно, контрольная функция осуществляется датой получения документа, что отличается от информации в учетных регистрах страховой компании.

Безусловно, такая практика сильно облегчает жизнь спецдепам, но создает почву для технических нарушений, при которых в учетных системах страховщика будут данные иные, нежели чем в системах спецдепов. При построении бизнес-модели взаимодействия со страховыми компаниями мы заложили подходы осуществления контрольной функции исходя из даты события, что максимально приближает нашу информационную картину об активах страховщика с его учетными регистрами. Безусловно, данный подход дает несколько большую нагрузку на наш бэк, но позволяет полностью находится в нормативно-правовом поле и избегать ненужных конфликтных ситуаций.

Этот своеобразный F.A.Q. можно легко дополнить еще пятью-шестью пунктами в режиме «вопрос-ответ», и практически везде содержимое ответа будет содержать уточнение «на наш взгляд». Окончательную завершенность для всех сторон ответы приобретут только при появлении утвержденной нормативно-правовой базы. Пока же задавайте вопросы – будем отвечать на них вместе, исходя из тех условий, в которых мы работаем сейчас, фактически за две недели до вступления в силу требований законодательства!


Комментарии (2)

Желаете оставить комментарий?

Если вы зарегистрированный пользователь авторизуйтесь,

если незарегистрированный зарегистрируйтесь.

  • 22.06.2015 11:24 Вестник ЦаБэ
    Все комментировать не буду, но два поднятых вопроса (что такое обязательное страхование и почему ОМС не попадает) поясню.

    Статьей 26.2 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховании) требование по работе со специализированным депозитарием установлено к страховщикам, которые осуществляют деятельность по видам страхования, указанным в подпунктах 2, 3 и 24 пункта 1 статьи 32.9 Закона о страховании.
    В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 32.9 Закона о страховании в Российской Федерации осуществляются в том числе виды страхования, предусмотренные федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

    В настоящее время к таким видам страхования относятся:
    — обязательное медицинское страхование на основании Федерального закона от 29.10.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об ОМС). Обращаем ваше внимание, что в соответствии со статьями 12, 13 Закона об ОМС страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования; территориальные фонды — в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
    Федеральный фонд и территориальные фонды на основании статей 33, 34 Закона об ОМС аккумулируют средства обязательного медицинского страхования и управляют ими, формируют и используют резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования. В настоящее время система обязательного медицинского страхования характеризуется отсутствием рисковой составляющей, роль страховых медицинских организаций сводится к деятельности по администрированию средств, направляемых из системы фондов обязательного медицинского страхования в лечебно-профилактические учреждения и выполнению иных посреднических функций.
    Банком России на основании пункта 3 статьи 26.2 Закона о страховании подготовлен проект положения «О деятельности специализированных депозитариев», в соответствии с которым установленное статьей 26.2 к страховщикам требование по работе со специализированным депозитарием не распространяется на страховые медицинские организации, осуществляющие исключительно обязательное медицинское страхование. В настоящее время указанный проект нормативного акта еще не прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации;

    — обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на основании Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»;

    — обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

    — обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте на основании Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

    — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров на основании Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

    Желаете оставить комментарий?

    Если вы зарегистрированный пользователь авторизуйтесь,

    если незарегистрированный зарегистрируйтесь.

  • 29.07.2015 17:31 Shershen
    Банком России на основании пункта 3 статьи 26.2 Закона о страховании подготовлен проект положения «О деятельности специализированных депозитариев», в соответствии с которым установленное статьей 26.2 к страховщикам требование по работе со специализированным депозитарием не распространяется на страховые медицинские организации, осуществляющие исключительно обязательное медицинское страхование.

    Не могу согласиться, т.к. из существующих норм это не следует.

    1. Закон 4015-1 устанавливает обязанность для страховщиков, которые занимаются обязательными видами, учитывать ценные бумаги в спецдепе. Нигде в законе не предусмотрено, что это требование не относится к тем, кто занимается ОМС. Также следует обратить внимание, что ст. 26.2. устанавливает обязанность учитывать в спецдепе не только ценные бумаги для покрытия страховых резервов, но и ценные бумаги для покрытия собственных средств.

    2. Акты Банка России по иерархии стоят ниже законов, поэтому они не могут что-либо отменить установленное 4015-1.

    А 474-П устанавливает требования к деятельности спецдепозитариев, а не страховщиков.
    Если исходить из того, что указано в преамбуле
    устанавливает требования к деятельности специализированных депозитариев, в том числе являющихся кредитными организациями, при оказании услуг специализированного депозитария страховым организациям и обществам взаимного страхования (далее — страховщики), за исключением страховщиков, осуществляющих обязательное медицинское страхование,

    то получается, что
    а) спецдепы делятся на тех, кто оказывает услуги ОМСникам и спецдепы, которые оказывают услуги всем остальным;
    б) для специализированных депозитариев, которые оказывают услуги ОМС-никам требований так и не установлено.

    Из вышеизложенного следует, что ОМС обязаны учитываться ценные бумаги в спецдепе, но требований к этим спецдепам не установлено.
    Да, это однозначный косяк нормотворчества, но что есть, то есть.

    Желаете оставить комментарий?

    Если вы зарегистрированный пользователь авторизуйтесь,

    если незарегистрированный зарегистрируйтесь.

 

 
 
 
АСН Daily на ваш Email
Поделиться ссылкой
 
Страховые тендеры на сайте
 за неделю:
 за день: