Об этом свидетельствуют данные ЦБ РФ. За первый квартал 2019 г. страховщики заключили на 2,7% больше договоров автокаско (951,6 тыс. против 926,8 тыс. договоров годом ранее). Выплаты по автокаско за первый квартал увеличились на 11,4% составили 21,4 млрд р. (против 19,2 млрд р. годом ранее).
Как пояснил руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев, под давлением конкурентной борьбы резко снижаются тарифы по каско. В среднем по рынку за 2018 г. тариф снизился на 20%. Это приводит к падению средней премии на одно транспортное средство и сокращает объем рынка в целом. Также на снижение рынка оказывает влияние отсутствие роста в продажах новых автомобилей, добавил он.
Руководитель Управления страхования каско ВСК Григорий Попов считает, что снижение сборов по каско в первом квартале 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года обусловлено, в первую очередь, падением средней премии. При этом количество застрахованных объектов выросло, но недостаточно для того, чтобы компенсировать произошедшие на рынке тарифные изменения. В 2018 г. на фоне высокой рентабельности вида большинство страховщиков снижали базовые тарифы с целью наращивания доли рынка. Сегодня тренд на снижение остается и, вероятно, продолжится до конца года, но скорее всего снижение будет менее активным, сказал он.
Руководитель департамента андеррайтинга СК «МАКС» Алексей Фомичев полагает, что падение сборов премий по автокаско, в первую очередь, обусловлено снижением продаж автомобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей в России в апреле упали на 2,7%, а по результатам мая ‒ на 6,7% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Это самое значительное падение за последние два года, которое говорит о том, что рынок и экономика находятся не в лучшей форме, сказал он. Кроме того, на рынке наблюдается демпинг страховщиков по тарифам и условиям страхования.
Андрей Ковалев, директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» отметил, что сейчас снижение тарифов сильно замедлилось и в дальнейшем эта тенденция будет ослабляться. Но с апреля усиливается падение продаж новых автомобилей, что также снижает премию по каско. «Поэтому по итогам года мы ожидаем сокращения объема рынка каско на 2-5%», ‒ сказал он.
Топ-20 страховщиков-лидеров по сборам в сегменте автокаско за I кв. 2019 г.
№п/п | Компания | Сборы, тыс. р. | Кол-во дог-в | Ср.премия, р. | Страх.сумма, тыс. р. | Выплаты, тыс. р. |
1 | Ингосстрах | 6 712 831 | 125 892 | 53 322 | 214 439 591 | 3 224 065 |
2 | РЕСО-Гарантия | 5 385 383 | 122 706 | 43 889 | 158 273 200 | 2 951 833 |
3 | САО ВСК | 3 997 331 | 75 435 | 52 990 | 116 327 011 | 2 532 363 |
4 | АльфаСтрахование | 3 601 205 | 67 999 | 52 960 | 138 508 435 | 2 560 835 |
5 | Согласие | 3 012 626 | 50 271 | 59 928 | 62 847 220 | 1 694 811 |
6 | СОГАЗ | 2 664 357 | 22 174 | 120 157 | 148 855 097 | 817 370 |
7 | Группа Ренессанс Страхование | 2 233 250 | 33 982 | 65 719 | 51 852 677 | 1 541 596 |
8 | ПАО СК Росгосстрах | 2 106 682 | 81 714 | 25 781 | 72 796 657 | 2 063 375 |
9 | САК ЭНЕРГОГАРАНТ | 822 156 | 6 904 | 119 084 | 20 108 761 | 463 377 |
10 | ГСК Югория | 729 284 | 38 507 | 18 939 | 25 183 280 | 414 205 |
11 | САО ЭРГО | 634 741 | 11 443 | 55 470 | 21 714 922 | 662 047 |
12 | МАКС | 535 692 | 12 459 | 42 996 | 14 676 872 | 355 822 |
13 | Тинькофф Страхование | 486 958 | 22 490 | 21 652 | 24 722 580 | 356 620 |
14 | Зетта Страхование | 455 307 | 14 285 | 31 873 | 14 310 463 | 223 101 |
15 | Либерти Страхование | 293 790 | 5 978 | 49 145 | 10 540 298 | 258 302 |
16 | СК ИНТЕРИ | 265 089 | 2 799 | 94 708 | 6 453 743 | 114 669 |
17 | АО ОСК | 175 055 | 4 630 | 37 809 | 5 355 421 | 124 152 |
18 | ГАЙДЕ | 167 541 | 3 071 | 54 556 | 5 128 640 | 125 024 |
19 | АСКО-СТРАХОВАНИЕ | 152 183 | 36 089 | 4 217 | 16 914 935 | 102 509 |
20 | ВТБ Страхование | 131 676 | 2 560 | 51 436 | 2 468 254 | 47 301 |
В целом по рынку | 35 961 215 | 951 686 | 37 787 | 1 217 408 273 | 21 396 540 |