Страховщики против роста лимита по европротоколу

Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает не принимать часть поправок в закон об ОСАГО – после длительного обсуждения и доработок документ на этой неделе опубликовал Минфин. 

07:42
Ведомости
Среди прочих изменений (наиболее важное из них фактически запрещает возмещение убытков в денежной форме и предусматривает направление клиентов на сервис) министерство предложило увеличить максимальный размер страховой выплаты по дорожно-транспортным происшествиям, документы о которых участники оформляют самостоятельно, без сотрудников полиции (европротокол). Согласно поправкам лимит может вырасти с нынешних 50 000 до 100 000 руб.

«Для рынка сейчас приоритет – максимально быстро принять экстренные меры, которые охладят ситуацию с криминальными автоюристами, т. е. это поправки о приоритете натуральной формы возмещения в ОСАГО и меры по защите компенсационного фонда РСА от мошенников», – приводятся в сообщении РСА слова президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса. Если сохранить в проекте поправки, которые не являются первостепенной задачей, и не перенести в следующий пакет, то дискуссии вокруг них могут затянуть прохождение законопроекта в парламенте, считает он. 

В законопроекте самое главное – поправки о приоритете натуральной формы выплат пострадавшим в авариях, солидарен исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Но есть и другие важные для рынка вещи, и сейчас они поверхностно прописаны в виде маленьких поправок, что может создать некоторые лазейки. Повысить выплаты до 100 000 руб. без других изменений – это фактически открыть шлагбаум для мошенников, объясняет он: «Например, в Волгограде почти половина европротоколов - это жульничество и обман, когда обнаруживается, что ДТП на самом деле не происходило». Если трансформировать европротокол, то нужны более серьезные меры, в том числе надо четко описать действия сотрудников ДПС, судов, самих страховщиков, перечисляет он. «В противном случае это грозит страховщикам дополнительными убытками – мошенники будут просто их раздевать», – полагает Уфимцев. На следующей неделе по этому вопросу планируется совещание с представителями Минфина, сообщил он.

В первом полугодии 2016 г. доля водителей, оформлявших ДТП по европротоколу, составила 29,1%, по итогам 2015 г. она была существенно ниже – 17,9%, а в январе – июне прошлого года еще скромнее – 11,9%, следует из данных РСА. 

Пока хватает 40% лимита 
21800 руб. – такова средняя выплата при оформлении европротокола по итогам первого полугодия 2016 г. За аналогичный период прошлого года средняя выплата была существенно меньше – 15 700 руб. За год вырос и общий размер выплат – в 3,3 раза до 4,31 млрд руб., а их число – на 115 000 до 198 000. 

Сейчас средние выплаты по ОСАГО лишь немного превышают лимиты по европротоколу – в большинстве случаев их хватает, поэтому большой потребности в их увеличении нет, говорит заместитель гендиректора «РЕСО гарантии» Игорь Иванов. Повысить лимиты по европротоколу в текущих условиях – значит сыграть в пользу автоюристов, мошенников, организованных преступных групп, которые будут выкачивать деньги по ОСАГО и выгонять компании из тех регионов, где процветают автоюристы, полагает он: «Это создаст большое поле для их деятельности и если не похоронит ОСАГО, то серьезно усугубит кризис на этом рынке». По его словам, проблема с европротоколом заключается в том, что степень доверия граждан к страховым компаниям и ГИБДД невысока, люди пока не умеют пользоваться новым механизмом. Поэтому людям лучше учиться в рамках действующих лимитов, заключает он. 

Увеличение лимитов по европротоколу – преждевременный шаг. Он может привести к дальнейшему усугублению кризиса в ОСАГО, поскольку станет еще одним полем для разгула автоюристов, вторит гендиректор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. По нашей статистике, большинство случаев урегулирования убытка по европротоколу попадает в суд, при этом оспариваемые автоюристами суммы выплат заведомо завышены, говорит он. Именно автоюристам выгодно повышение лимитов – по ним они получают компенсации в суде, а обычным автовладельцам лимита в 50 000 руб. в среднем достаточно, настаивает он. «Мы не против повышать этот лимит в будущем, но только после того, как будет окончательно решен вопрос с автоюристами и связанной с ним убыточностью», – заключает Маркаров. 

«Ни разу не слышал, чтобы страховщики говорили, что эксперимент с отсутствующими лимитами по европротоколу в Москве и Санкт-Петербурге с прилегающими областями вызывал какие-либо проблемы, – никто на мошенничество не жаловался», – парирует председатель организации «За справедливые выплаты» Александр Коваль. Он считает, что в данном случае необходимо поддержать Минфин, а безлимитный европротокол «распространить на все регионы». 

Представитель Минфина вчера на вопросы «Ведомостей» по существу не ответил.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля