Владимир Чистюхин: «Надеемся, что количество не выполнивших требования 710-П будет минимальным»

ОСАГО — пока прибыльный сегмент, в ИСЖ и НСЖ можно ожидать сокращения темпов роста. Крупные страховщики выполнили требования положения 710-П. Об этом и многом другом в преддверии Форума лидеров страхового рынка — в интервью с зампредом ЦБ РФ Владимиром Чистюхиным.

10:47
Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин.
— Как идёт поэтапное внедрение положений 710-П о финустойчивости?

— Положение 710-П — достаточно жёсткий акт, вводящий пруденциальные требования для страховых компаний и отвечающий лучшим международным стандартам. Одновременно мы постарались учесть всю специфику нашего локального страхового рынка и дали очень длительный переходный период.

В течение 2019 г. мы проводили моделирование ситуации по крупнейшим компаниям, на которые приходится свыше 55% собранной премии. Оно показало, что им нужно найти 140 млрд р. для соответствия всем требованиям.
 
Готов ли рынок к изменениям требований к финустойчивости (710-П)? Каких действий регулятора в этом направлении следует ожидать? 24 ноября узнайте первыми из ключевых докладов на Форуме лидеров страхового рынка с участием представителей ЦБ. Принять участие

Но не означает, что нужно искать где-то живые деньги или активы вносить в капитал. Нужно перестроить бизнес-модели. Это вопросы связанных сторон и сделок, перестрахования, качественного отношения к дебиторской задолженности. Практически все компании сумели нейтрализовать все эти трудности и проблемы.
 

С 1 июля 2021 г. наше положение 710-П вступило в силу для крупных и средних компаний. Это 71 страховщик с объёмом годовой премии более 2 млрд р.

К моменту вступления в силу 710-П у нас осталась только 4 компании, по которым есть вопросы и продолжается работа. Но у них уровень проблемы — это чуть больше 2 млрд р. На рынке эти компании занимают чуть больше 1%. Вот сравните: 140 млрд и 2 млрд р. 
С 1 января 2022 г. эти первоначальные требования вступают в силу и для оставшихся 88-ми страховых организаций. Это сравнительно небольшие по сборам страховщики. Но мы точно так же ведём с ними активную работу относительно соответствия нашим требованиям. Очень надеемся, что количество не выполнивших требования будет минимальным.

Эти меры повысят инвестиционную привлекательность нашего страхового рынка и отдельных компаний. Окрепнет и уверенность потребителей в том, что договоры страхования будут исполнены. Надеюсь, что наши усилия будет отмечены и международным сообществом, поскольку то, что мы внедряем — это аналог Solvency II.

— Спасибо. Хотелось отдельно поговорить про автострахование. Что там происходит?

— Мы видим достаточно неплохой рост каско по первому полугодию 2021 г. (+23%). ОСАГО прирастало более ограничено (+6%). Для нас важно, что выплаты выросли существенно. Увеличивается чек, который потребители или корпоративные клиенты получают от страховых компаний.

Для нас отрадно, что и каско, и ОСАГО сегодня — прибыльные сегменты, особенно в ОСАГО, поскольку оно в зоне нашего внимания. Мы удовлетворены тем, что принципиально всё-таки находимся в балансе доступности.

В последнее время несколько увеличилось количество информации о проблемах некоторых групп автовладельцев при покупке полиса ОСАГО в определенных населённых пунктах. Но это не носит массового характера. Мы рассматриваем ситуацию не в контексте негативного системного тренда, а в контексте того, что внутри страхового сообщества несколько засбоила система Е-Гарант.  То есть проблему можно решить своими силами и повысить уровень доступности, который сейчас не очень плохой.

— Мошенничества стало меньше?

— Здесь ситуация также находится в некоем равновесии. Что может оказывать влияние на ситуацию? Первый фактор — реакция региональных властей и правоохранительных органов на те или иные виды мошенничества, которые часто повторяются в каких-то видах страхования. Некоторое время назад мы проводили большую работу с прокуратурой, правоохранительными органами разных регионов по ОСАГО. Это дало результат, уровень мошенничества уменьшился.

Другой важный момент. Сегодня часть граждан, не являясь по своей природе мошенниками, согласны ездить без полиса ОСАГО. Это такой осознанный выбор: мы не хотим платить 5 или 7 тыс. р. И это очень плохая тенденция. Закон силен качеством ответственности за его неисполнение. По многим обязательным видам страховании речь идет о безопасности других лиц, поэтому хотелось бы, чтобы были проведены все действия, как со стороны возможно регулятора, страхового сообщества, так и правоохранительных органов по стимулированию граждан к неукоснительному соблюдению норм закона.

— Будут ли расти страховые сборы и дальше?

— Первое полугодие 2021 г. показало неплохие результаты. Причём в сравнении с допандемийным 2019 годом премии выросли на 21%. Главный драйвер, конечно же, — это кредитное страхование жизни, несчастные случаи, страхование жизни заёмщиков.
Но мы считаем, что такой рост является временным, он подтверждён долгосрочными трендами. Заканчиваются льготные программы, идёт переход к более жёсткой денежно-кредитной политике. Поэтому предполагаем, что снизятся темп роста розничного кредитования и как следствие упадут темпы роста кредитного страхования.

Есть и второй драйвер — инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) и накопительное страхование жизни (НСЖ). Они тоже растут достаточно высокими темпами. Весь вопрос в том, какую ценность для клиента несут эти продукты? Новое регулирование — которые мы предполагаем ввести для повышения качества ИСЖ и НСЖ — в краткосрочной перспективе повлияет сокращению темпов прироста.

— Тема ИСЖ тесно связана с борьбой с мисселингом.

— Мы видим большое количество сигналов от руководителей крупных компаний в разных сегментах финансового рынка. Они серьёзно озабочены оценкой ценности финансовых продуктов и услуг, которые они предлагают потребителям. Я очень хочу надеяться, что такой первоначальный «пиратский» этап вовлечения потребителя на финансовый рынок завершён.
 
Как Банк России планирует контролировать и повышать качество финансовых продуктов с нефинансовой составляющей и без неё? Какими будут первые шаги в этом направлении? 24 ноября узнайте первыми на Форуме лидеров страхового рынка с участием представителей ЦБ. Принять участие
 
Хотя, конечно, искушений ещё очень много и не удивлюсь, что мы будем встречать разные негативные истории. Но уже руководители и собственники этих компаний задумываются над тем, чтобы приносить не только прибыль в свой бизнес, но и оказывать серьёзную ценность потребителю. Это и их внутреннее осознание того, что доверие является главным драйвером развития бизнеса и действия регулятора на этой поляне. Но все равно этого недостаточно, и мы будем двигаться дальше.

— ИСЖ даже уходило в отрицательную зону по динамике. А тут снова рост. Почему так происходит?

— На финансовый рынок приходит розничный потребитель — неквалифицированный инвестор. Кроме привычного ему банковского депозита он впервые сталкивается с негосударственным пенсионным обеспечением, новыми банковскими продуктами, брокерами, коллективным инвестированием, и, конечно же, страхованием жизни. Это положительный момент.

Но есть и ложка дёгтя. Зачастую продукты, предлагаемые розничному инвестору, являются для него более рискованными, чем он готов принять.

Они продаются без раскрытия всей должной информации, без описания рисков. А потом потребитель сталкивается с негативными последствиями своего неосознанного выбора.

Были большие изменения в законодательстве, связанные с квалифицированными и с неквалифицированными инвесторами. Мы много сделали для существенного сокращения продаж структурных продуктов.

И вот осталась одна ниша —  ИСЖ и, частично, НСЖ, куда эти практики стали перетекать. И сработал регулятивный арбитраж.

Сейчас подготовлены изменения в законодательство. Мы хотели бы, чтобы договоры ИСЖ заключались только после тестирования. Так же, как это произошло с 1 октября по многим другим продуктам.

Кроме того, мы подготовили проект нормативного акта (он уже трижды проходил публичное обсуждение), который, надеюсь, скоро будет опубликован. Он устанавливает серьёзные ограничения, какие продукты инвестиционного и накопительного страхования жизни можно продавать. Определены виды возможных исключений из договора, установлены правила раскрытия исторической доходности за 3 года, существенно повышены минимальные выплаты при наступлении страхового случая. Есть явная про-потребительская направленность. Это должно помочь страховщикам сформировать правильные «длинные» продукты со сроком 5-7 лет, действительно предоставляющие страховую защиту и возможность заработать и накопить. 

Не забываем, что потребитель потребителю рознь. Если чек — свыше 1,5 млн р., то он не подпадает под ограничения. Такой чек означает, что у данного потребителя это не последние сбережения, и он волен инвестировать их во что хочет.

— Будут ли дополнительные требования и к иным видам?

— Задумываемся. В первую очередь, это касается вменённых видов страхования: когда для одной из сторон это фактически лицензия на осуществление деятельности.

То же самое в отношении кредитного страхования заёмщиков. Например, в банкостраховании в последние три года резко снижаются выплаты. В 2020 г. по жизни и здоровью заёмщиков коэффициент выплат к премиям составил 5%, по ипотеке — 11,3%. По добровольному же страхованию рисков по жизни и здоровью — выплаты составляют 48% от премий. Несопоставимые величины. Значит, что-то в продуктах не так.

Причину видим в большом количестве исключений из покрытия, а также в усложнённой процедуре получения возмещения.  Наша задача — изменить правила игры и сделать нормальное страхование, как в добровольном сегменте. Этим мы сейчас также занимаемся. 

— Есть ли разница в отношении потребителей к страхованию в России и за рубежом?

— Мы существенно отличаемся от стран с исторически развитыми финансовыми рынками. Но отличаемся только по времени использования этих продуктов. Если текущая динамика притока розничных потребителей сохранится на протяжении 15-20 лет, эта разница будет нивелирована.

— Спасибо большое. Более подробно все эти вопросы мы сможем обсудить на предстоящем Седьмом ежегодном Форуме лидеров страхового рынка.

— Не сомневаюсь, что форум получится интересным и продуктивным для участников рынка. Важная площадка. Спасибо.
 
24 ноября на Форуме лидеров страхового рынка вы первыми узнаете о планах регулятора относительно страховщиков. Своё участие подтвердили зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин, директор департамента страхового рынка ЦБ РФ Филипп Габуния, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута и другие. Присоединяйтесь к числу участников главного страхового форума в РФ!
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля