– Перечень требований регулируется постановлением Правительства РФ №386. Оно уже содержит ряд ограничений для банков: им запрещено предъявлять требования к размеру уставного капитала страховщика, размерам его сборов.
Мы по-прежнему считаем, что банки должны взаимодействовать со всеми страховщиками, имеющими лицензии. Вместе с тем, мы понимаем и опасения банков, предлагающих потребителям кредиты на длительные сроки, в части финансовой устойчивости страховщиков.
На данном этапе наше предложение: оставить только лицензию как критерий отбора, не нашло единогласного отклика у рынка, не все страховщики этого захотели. В связи с этим обсуждение нашего предложения продолжается и мы рассматриваем и другие варианты.
– На страховом рынке идет укрупнение: всего 10-20 страховщиков фактически контролируют весь рынок. Так, «СОГАЗ» по итогам I квартала 2019 г. собрал 22% процентов всех премий. Топ-10 компаний заняли 72% рынка, топ-20 – 84%. В такой ситуации не возникает ли угроза конкуренции? Не захочет ли ФАС раздробить крупных игроков?
– Мы следим за ситуацией на рынке. В ближайшее время «дробления» игроков точно не будет. Задача заключается в том, чтобы дать небольшим и средним игрокам дорасти до больших, а не в том, чтобы раздробить больших до уровня средних и мелких.
– Вы поддерживали основные положения реформы ОСАГО. Как сейчас оцениваете ее ход?
– Делать выводы сейчас преждевременно, так как сейчас идет перенастройка системы. Все должно прийти к тому, что виновный в ДТП должен нести большую финансовую нагрузку. И это правильно. Аккуратные водители до сих пор вынуждены платить за лихачей. Расширение тарифного коридора до 40%, отмена коэффициентов территории и мощности, другие положения следующих этапов реформы ОСАГО – все это идет к конечной цели реформы – расчету индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя. И невиновные, которых большинство, будут платить меньше, чем сейчас. И это стимул аккуратнее вести себя на дороге и за счет этого снижать тариф.
Также мы считаем, что полис ОСАГО должен выдаваться не на автомобиль, а на водителя. Это решит массу проблем, например, при гостендерах. Не будет нужды проводить конкурсы на десятки тысяч автомобилей, а безаварийная езда водителей позволит снизить затраты.
Грядущие изменения ОСАГО и первые итоги внедрения тарифного коридора обсудим 31 октября на Форуме лидеров страхового рынка с участием представителей Банка России, ФАС, ВСС и более чем 200 руководителей и собственников страховых компаний. Сайт и программа форума
– Но тогда водители госорганизаций должны будут платить из собственного кармана?
– Этот вопрос тоже можно продумать. Финансирование будет со стороны организации, но сэкономленные тарифы, можно учитывать, например, при премировании сотрудника.
– В конце мая стало известно, что «Альфастрахование», «Ингосстрах» и «Росгосстрах» подняли тарифы ОСАГО по Москве. Ваше отношение?
– Да, к нам поступило обращение о проверке действий нескольких страховых компаний по повышению базовых ставок страхового тарифа по ОСАГО на предмет ценового сговора. Это может быть результатом как картельного сговора, так и результатом параллельного поведения, обусловленного текущей экономической ситуацией на рынке.
– Татарстанское УФАС выиграло известное дело о «справочниках РСА», доказав заниженность цен в них. И заявило о возможности массовых доплат за 2016-2018 гг. потребителям через суды. Но суды пока немногочисленны, хотя прецеденты по пересчету в пользу потребителей есть даже на уровне Верховного суда. Как идет диалог ФАС и Российского союза автостраховщиков по справочникам?
– Корректировка выплат – это вопрос судебных инстанций, который должен решаться в индивидуальном порядке по искам потерпевших.
Существо же поступающих в ФАС России обращений по этой теме сводится к тому, что стоимость запасных частей в Справочниках не соответствует рыночным. Однако рассмотрение корректности выплат по ОСАГО находится в компетенции Банка России.
В этом вопросе одна из загвоздок в том, что разброс цен на оригинальные и неоригинальные запчасти большой. Это создает трудности в подсчете адекватной средней цены. Оригинальная часть может стоить 22 тыс. р., неоригинальная – 5 тыс. р. Средняя выходит 13,5 тыс. р., что уже приводит к перекосам в обоих случаях. Сейчас идет диалог с РСА по данным вопросам. Есть аналоги справочников в других странах, часть идей для усовершенствования можно взять оттуда.
Тема не закрыта, и также будет обсуждаться. В настоящее время Методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, на основании которой Справочники формируются, пересматривается Банком России. Представители нашей службы участвуют в этой работе. Конечно, мы будем стремиться к тому, чтобы положения Методики, касающиеся формирования Справочников, максимально соответствовали обеспечению защиты интересов потерпевших в рамках ОСАГО.
31 октября 200+ собственников и руководителей страховых компаний, а также представители Банка России, ФАС и ВСС встретятся на Форуме лидеров страхового рынка: время digital, чтобы выяснить: как страховщикам преодолеть болевые точки, порожденные цифровизацией рынка. Программа форума.
Ну и где он был, когда вводили требования по повышения УК до 300-х??
Убьют еще 1/3 рынка… одни болтуны у нас.
В России нет проверки нормативных правовых актов на защиту конкуренции, хотя предлагали принять, как проверку на коррупционность.
Увеличение УК СК — это рекомендации ВБ и МВФ, и волеизъявление Банка России. Банк России ратует за монополизацию.
Ну судя по действиям банка России, мы полным ходом идём к компании ЦБРГССОГАЗСТРАХ)))