Как будет работать НПК: FAQ

00:30
14
Николай Галушин
Президент, РНПК
Сообщаю о том, что НПК сформировала ключевой кадровый блок по работе с рисками и назначила трёх вице-президентов. Прошу обращаться к ним по всем вопросам, связаным с заключением договоров с НПК:

Наталья Карпова, руководитель блока андеррайтинга (natalia.karpova@rnrc.ru). В рамках этого блока:
  • за облигаторное перестрахование отвечает Михаил Сепп (michael.sepp@rnrc.ru), ранее работавший директором центра перестрахования СК «Альянс»;
  • за неморское факультативное перестрахование - Юлия Архангельская (yulia.arhangelskaya@rnrc.ru), которая до недавнего времени была директором по андеррайтингу непромышленных рисков и ответственности в СОГАЗе;
  • за морское факультативное перестрахование - Елена Лукьянова (elena.lukyanova@rnrc.ru), пришедшая в команду с позиции директора департамента страхования транспортных и морских рисков «АльфаСтрахования». 
  • Руководителем управления блока убытков назначен Владислав Тимофеев (vladislav.timofeev@rnrc.ru), работавший в «Росгосстрахе» директором департамента страхования имущества и технических рисков.

Координацию работы этого направления будет осуществлять непосредственно президент НПК Николай Галушин. 

По итогам совещания о Национальной перестраховочной компании в Банке России мне поступил ряд вопросов от страховщиков. Ниже приведены эти вопросы и ответы на них.


Новые вопросы и ответы на них [добавлено 27.09.2016]

  • Вопрос: Кто вошел в состав Совета по перестрахованию?
    Ответ: Наблюдательный совет НПК на заседании, состоявшимся 22 сентября 2016 года, одобрил Положение о Совете по перестрахованию, которое должно быть утверждено Решением Банка России, и утвердил персональный состав Совета по перестрахованию.

    В Совет вошли 14 человек. Это руководители ведущих российских страховых компаний, представители иностранных страховщиков, действующих в России, представители брокерского сообщества, представители науки. В состав Совета вошел также представитель профессионального сообщества, отвечающий за региональное развитие и за защиту интересов региональных страховых организаций.

    В настоящее время Набсовет ожидает предложения членов Совета по кандидатуре на позицию Председателя Совета. В соответствии с Положением о совете, его предельная численность составляет 15 человек. В согласованном списке 14 фамилий, соответственно, ожидается, что члены Совета смогут предложить, в случае необходимости, еще одного представителя в состав Совета и кандидатуру на позицию Председателя.

    Необходимо напомнить, что Совет по перестрахованию создается в силу требований закона о создании НПК. Совет по перестрахованию является коллегиальным совещательным органом компании, который призван способствовать развитию НПК и более тесному взаимодействию НПК с российским страховым рынком.

    Состав совета:
    Антон Устинов, председатель правления «СОГАЗа»
    Михаил Волков, гендиректор «Ингосстраха»
    Владимир Скворцов, гендиректор «Альфастрахования»
    Дмитрий Маркаров, гендиректор «Росгосстраха»
    Дмитрий Раковщик, гендиректор «РЕСО-Гарантии»
    Олег Овсяницкий, гендиректор ВСК
    Геннадий Гальперин, гендиректор «ВТБ Страхование»
    Капитолина Турбина, глава представительства Gen Re
    Дмитрий Благутин, гендиректор ПО СКОР
    Игорь Котлобовский, кафедра управления рисками и страхования МГУ
    Юрий Бугаев, Ассоциация профессиональных страховых брокеров
    Валентина Ракитина, гендиректор «РТ-Страхование»
    Владимир Новиков, президент Гильдии актуариев
    Элла Платонова, Национальная страховая гильдия
  • Вопрос: Кто стал первыми членами формируемой команды НПК? Какие блоки каждый из них будет курировать, почему именно на них пал выбор?
    Ответ: Наблюдательный совет одобрил формирование правление компании. Членами правления стали Андрей Юрьев, Наталья Карпова и Ольга Крымова.

    Наталья Карпова берет на себя андерайтинг, ключевой блок компании, отвечающий за принятие рисков в перестрахование. Ольга Крымова является финансовым директором компании, Андрей берет на себя административные вопросы компании. Для того, чтобы НПК могла нормально функционировать с первого дня своего существования, компания должна обладать профессиональной командой, с безупречной репутацией, известностью на рынке и желаем сделать НПК полезной и востребованной на рынке.
  • Вопрос: Найдены ли кандидатуры для других направлений? Когда можно ждать следующих назначений? Когда команда будет считаться укомплектованной, сколько в ней будет человек на первом этапе до конца года?
    Ответ: Не всех могу всех пока могу назвать, но скоро команда будет сформирована и заработает. До конца года команда должна быть сформирована, численность сотрудников компании будет около 30-40 человек.
  • Вопрос: Какие ещё решения были приняты на заседаниях набсовета, какие ключевые вопросы требуют разрешения в первоочередном формате?
    Ответ: Владимир Чистюхин был выбран в качестве заместителя председателя Набсовета, были одобрены внутренние нормативные документы компании и набсовета (положение о Правление, президенте компании, о Набсовете, о комитетах Набсовета), было одобрено положение о внутреннем аудите, был назначен внутренний аудитор компании, было одобрено положение о Совете по перестрахованию и определен состав Совета по перестрахованию.
  • Вопрос: Как идёт подготовка к получению лицензии? Какие будут первые шаги после её получения?
    Ответ: Предполагаю, что на неделе с 26 сентября будут поданы документы на получение лицензии по перестрахованию. С момента получения лицензии и до конца 2016 года НПК будет отрабатываать технологию практического взаимодействия с рынком по принятию рисков в перестрахование. Эти месяцы будут посвящены тому, чтобы с начала 2017 года, когда будет введено требование по обязательной цессии, бизнес процесс был отлажен и была предоставлена оперативная реакция на запросы рынка.
  • Вопрос: Работает ли уже новый офис, адрес, мейл, контакты для обращений?
    Ответ: На прошлой неделе мы уже разместились в новом офисе, но пока нет ни офисных телефонов, ни корпоративной почты, ни сайта компании. Хотелось бы, чтобы к моменту получения лицензии, НПК уже обладала всем этим. Когда офис будет работоспособен, мы устроим экскурсию для журналистов. Но придется подождать.

Ранее поступившие вопросы:
 
  • Вопрос: какие договоры (отношения) подразумеваются в п.3 ст.2 ФЗ 363-ФЗ? (согласно которому с 1 января 2018 г. действие закона об НПК распространяется на отношения, возникшие из договора перестрахования, заключенных до 1 января 2017 г.).
    Ответ: Договоры СМР или другие договоры, которые в силу каких-либо объективных причин заключены на срок более 1 год. Например, при выравнивании периодов действия по договорам страхования в рамках одной группы компании и приведении их к одной дате возможно заключение договоров страхования на период более одного года (или менее одного года), чтобы при возобновлении все договоры страхования начинались с одной даты. Во всех остальных случаях заключение договора на длительный период (2-3 и более) года – это искусственные манипуляции по уклонению от выполнения требования закона.
    Вопрос: Каким образом, согласно п.3 ст.2 ФЗ 363-ФЗ, действие закона может быть распространено на отношения, вытекающие из заключенных договоров перестрахования?
    Ответ: Если договор страхования заключен до 1 января 2017 года, то есть с учетом удержания прямого страховщика размещение составляет 100%, перестраховочная премия оплачена, то НПК не будет задним числом входить в такие договоры страхования в 2017 г.
  • Вопрос: п.4 ст.13.3, согласно которому условия принятия обязательств НПК «должны соответствовать условиям принятия обязательств другими перестраховщиками», нуждается в детализации, на сегодня механизм его применения не определен. 
    Ответ: При доле участия НПК в риске в размере 10% условия его участия в риске соответствуют условиям договора страхования или договоров перестрахования. НПК вправе по несанкционному бизнесу отказаться от участия в договоре перестрахования. Если же НПК участвует в риске с более существенными долями, то есть выступает в качестве перестраховщика-лидера, условия, на которых риск НПК готова принять в перестрахование, определяются именно самой НПК.
  • Вопрос: Правильно ли мы понимаем п.2 ст.13.3, которым установлено право НПК принимать 10% передаваемых в перестрахование рисков или менее 10%? Не установлено право принимать долю более 10%, а потребность по рискам п.2 ст.13.2 существует реальная.
    Ответ: Страховщик обязан передать в НПК долю 10% от передаваемого в перестрахование риска. НПК вправе (то есть может) отказаться от принятия риска в перестрахование или взять более низкую долю. По согласованию с перестрахователем может быть определена более высокая доля участия НПК в риске по причине необходимости предоставления дополнительной емкости под размещаемый в перестрахование риск.
  • Вопрос: Распространяется ли действие ст. 13.1-13.3 на любые методы передачи риска в перестрахование (виды перестрахования)?
    Ответ: Да, исключений законом не предусмотрено.
  • Вопрос: Что делать по долгосрочным договорам перестрахования строительно-монтажных рисков, комплексного ипотечного страхования, которые заключены до 1 января 2017 г., но будут действовать после 1 января 2018 г. в следующих ситуациях:
    • договоры СМР заключаются на весь период строительства. Если они заключены до 1 января 2017 года и размещены в перестрахование, то участие в 2017 + годах по этим рискам не предполагается даже в тех случаях, если в 2017+ годах будет осуществлено продление срока страхования договора СМР в силу увеличения сроков строительства.
    • договор перестрахован на 100%. Премия оплачена в полном размере. Что делать после 01.01.2018? Перестраховщик не готов возвращать уже оплаченную премию.
    • договор перестрахован на 100%. Премия оплачена не в полном размере. Что делать после 01.01.2018?
    • договор перестрахован. Нет «свободных» 10%. Что делать после 1 января 2018?
    • что делать по облигаторным договорам на базе risk attaching, которые заключены до 1 января 2017 г., риски по которым передавались в течение страхового года, период передачи рисков уже завершен и на момент 1 января 2018 в этом договоре завершают свое действие договоры страхования. Как быть с такими договорами?
    Ответ: По всем вышеприведенным примерам – если договор заключен на срок более 1 года искусственно, то есть не в рамках сложившейся практики и делового оборота, то начиная с 2018 года условия перестрахования должны будут пересмотрены с предоставлением НПК доли 10% Вопрос: На предыдущем совещании было упомянуто, что изменения, связанные с созданием НПК, будут применимы только к договорам перестрахования, заключенным после 31.12.2016. Какая дата при этом принимается во внимание: дата подписания договора перестрахования или дата начала периода действия договора перестрахования? Ответ: Мы все знаем, что договоры перестрахования, здесь в первую очередь говорим об облигаторных программах, размещаются до начала действия программы. Поэтому речь идет о дате подписания договора перестрахования. Но и здесь, чтобы избежать лукавства, надо иметь ввиду, что договоры перестрахования не подписываются за 3-6 месяцев до начала действия облигаторной программы, потому что за эти месяцы может серьезно изменится статистика по договору, например, возникновение нескольких крупных убытков, пробивающих облигатор. Поэтому, как правило, все облигаторы окончательно подписываются за период от нескольких дней до месяца до даты начала периода ответственности перестраховщиков.
  • Вопрос: Каковы действия перестрахователя, если по состоянию на 1 января 2018 года 100% риска по договору страхования перестраховано у другого перестраховщика? Верно ли наше понимание, что в таком случае необходимо внесение изменений в действующий договор перестрахования с другим перестраховщиком c целью уменьшения размера его доли? Ответ: Подобное толкование следует из буквального толкования закона и кажется очевидным. Однако предлагаю обсудить с Банком России действия перестрахователя в том случае, если согласно условиям договора перестрахования его частичное расторжение и последующая передача риска НПК приведут к негативным экономическим последствиям (может получиться так, что перестрахователь не получит от первоначального перестраховщика pro rata часть перестраховочной премии и вынужден будет дважды оплатить перестраховочную премию за один и тот же риск), что негативно скажется на резервах перестрахователя. Ответ на этот вопрос дан - если это действительно многолетний договор, который уже полностью размещен в перестрахование, изменений не требуется, потому что для НПК, как и для любого другого страховщика, войти в проект СМР на заключительной стадии строительства - это вопрос избыточных рисков и неминуемо вопрос о стоимости такого вхождения для всех вовлеченных сторон, ведь перестраховочная премия по размещению 100-% риска уже была оплачена. Вопрос: При факультативном размещении, если нет лидерских условий и положения договоров перестрахования (франшизы, дополнения, исключения), а также тарифы варьируются от перестраховщика к перестраховщику, какой вариант из имеющихся договоров перестрахования предлагать НПК? Ответ: Существуют два варианта: 10% от доли каждого перестраховщика или 10% сквозной доли от всего риска, размещаемого в перестрахование, по цене, равной 10% от общей стоимости перестрахования риска. Вопрос: Риск передается перестраховщику по облигаторному договору сверх собственного удержания в размере 100%, в этом случае договор попадает в страховое покрытие (защиту) перестраховщика. Если будет принято 90% по договору, то данная оговорка не будет действовать. Как быть с такими договорами? Ответ: НПК участвует в факультативном размещении и в облигаторных договорах. Требование по передаче риска в перестрахование будет выполнено через участие НПК в облигаторной программе прямого страховщика. Вопрос: Страховая компания передает в перестрахование риски по эксцеденту убытка. Как будет принимать данные риски Национальная перестраховочная компания? Может ли Национальная перестраховочная компания менять форму и вид предлагаемого договора перестрахования? Принимать риски на непропорциональной основе? Ответ: В рамках 10% НПК будет участвовать в риске на условиях его размещения. В том случае, если НПК будет участвовать в риске в качестве лидирующего перестраховщика, то условия передачи риска будут согласовываться между НПК и прямым страховщиком. Вопрос: Страховая компания передает в перестрахование риски, с условием участия западного перестраховщика только 100% в риске. Это влияет на сумму перестраховочной премии. Как быть в данной ситуации? Ответ: В таком случае международный перестраховщик будет участвовать в риске в размере 90%, потому что 10% будет передано в НПК. Вопрос: Можно ли будет направлять в НПК запрос на рыночную котировку риска? Ответ: Да. Вопрос: Правильно ли мы понимаем, что любая облигаторная программа страховой компании должна быть: а) размещена в НПК;
    б) размещена на пропорциональной основе?

    Ответ: Да, верны оба пункта. Вопрос: Как применяются положения закона об НПК к договорам ретроцессии? Применение положений законов к договорам ретроцессии делает их заключение либо невозможным, либо бессмысленным. Ответ: Если прямой страховщик при передаче риска в перестрахование выполнил свои обязательства по передаче 10% в НПК, то у перестраховщиков, которые размещают риск в ретроцессию, таких обязательств не будет. Они могут предложить риск в перестрахование в НПК, то в таком случае должен включиться защитный механизм непосредственно в НПК, осуществляющий контроль за кумуляцией. Вопрос: Как будет определяться доля НПК по рискам, которые переданы в непропорциональное перестрахование, перестрахование на условиях эксцедента убытка и эксцедента убыточности? Ответ: Так же, 10% от доли передаваемой в перестрахование на неоригинальных условиях.
  • Вопрос: Страховая компания передает в перестрахование риски факультативно. Например, по договорам страхования каско со страховой суммой 1 млн р., собственное удержание – 50%, перестраховочная премия при тарифе 4,5% – 22 500 р. При 10% цессии в Национальную перестраховочную компанию, сумма перестраховочной премии составит 4 500 р. Данные перестраховочные операции не рентабельны. Можно согласовать с НПК размер передаваемой перестраховочной премии, до величины которой не надо передавать риски в перестрахование? Например, 50–1000 тыс. р. Ответ: Таких исключений не предусмотрено законом. Если страховщик передает каско договор со страховой суммой 1 млн. руб. в факультативное перестрахование, то возникает два вопроса – а для него такое перестрахование по трудозатратам на оформление документов и осуществление оплаты выгодно и, второй вопрос, что это за «страховщик», который не может удерживать на себе 1 млн. руб. Поэтому в реальной жизни прямой страховщик будет размещать такие договоры не факультативно, а через облигатор. То есть беспокоиться о трудозатратах не надо!
  • Вопрос: Насколько механизм передачи рисков в НПК будет прозрачен для других участников рынка? Будут ли другие участники рынка видеть, что риск передан в Национальную перестраховочную компанию, по аналогии с пулом НССО? В противном случае может возникнуть ситуация, когда недобросовестные участники рынка будут побеждать в тендерах с заведомо более низкой ценой зная, что они не передадут риск в перестрахование. Ответ: Это вопрос не к НПК, а к ЦБ, как регулятору рынка, который и будет отслеживать соблюдение требований законодательства страховыми компаниями.
  • Вопрос: Какими документами должно подтверждаться для НПК «соответствие условий передачи/принятия обязательств другими перестраховщиками»? Ответ: Подписанным договором перестрахования. Вопрос: Как будет осуществляться контроль за передачей рисков в НПК? Нужно ли готовить дополнительные отчёты и т.п. документы? Ответ: Ответ за ЦБ.
  • Вопрос: Потребуется ли установка дополнительного программного обеспечения для работы с НПК? Ответ: Нет, никаких требований подобного рода со стороны НПК не будет. Компания будет работать ровно в том же формате, что и другие российские и международные перестраховщики. Со временем, если в этом будет целесообразность и востребованность со стороны рынка, можно будет реализовать модель общения через интернет-ресурс с общим интерфейсом и общей логикой предоставления информации, необходимой для принятия решения об участии в перестраховании и контролем за соблюдением требований действующего законодательства.
  • Вопрос: Условия, на которых страховщик и перестраховщик согласовали конкретный договор перестрахования, являются конфиденциальными, что обычно прописывается в договоре между участвующими сторонами. В таких случаях передача рисков в НПК будет нарушать взятые обязательства. Ответ: Такое в практике не встречалось ни разу! Исключения могут быть в рамках ограничений, налагаемых работой по Гособоронзаказу и по перестрахованию военных грузов. Однако сегодня эти риски размещаются на российском рынке без наложения каких-либо ограничений на документы в связи с их секретностью.
  • Вопрос: Можно ли будет передавать в НПК долю риска более 10%? Если да, то как будет определяться максимальное собственное удержание НПК в абсолютном выражении (в рублях). Будет ли оно едино для всех видов рисков, установлено по каждому виду страхования, или определяться андеррайтерами НПК при заключении конкретного договора в зависимости от степени риска? Ответ: Актуарные расчеты, которые будут сделаны до начала работы компании, и согласованы андерайтерами компании определят аппетит к рискам, максимальное собственное удержание, контроль за кумуляцией и т.д. Компания будет готова принимать доли больше 10% при обращениях со стороны страховщиков.
  • Вопрос: Как будет решаться вопрос кумуляции рисков у НПК? Ответ: Сейчас можно сказать только то, что этому вопросу будет уделено внимание с первого дня функционирования компании, а заниматься этим в компании будет служба актуарных расчетов и управления рисками.
  • Вопрос: Будет ли выпущена инструкция Банка России по вопросам применения норм об НПК? Даже в том случае, если НПК согласится заключать со страховщиками договоры об общих условиях перестрахования, для нас важно, чтобы обсуждаемые на рабочей группе ЦБ РФ пробелы закона были устранены. Ответ: К сожалению, можно ответить только вопросом на вопрос: о каких пробелах в законе идет речь. Детализация требуется только в отношении положения о том, на какие договоры с 1 января 2018 года не должно распространяться требование об обязательной цессии, если договоры заключены ранее 1 января 2017 года. Ответ здесь есть и он достаточно простой – все договоры, которые в рамках сложившейся российской и международной страховой практики заключаются на несколько лет, а это, исключая страхование жизни, только страхование СМР, будут не перестраховываться в НПК с января 2018 года – до момента истечения срока страхования таких договоров, включая периоды увеличения сроков строительства и, как следствие, увеличение периода страхования. Все остальные договоры заключаются на 1 год, даже если по условиям, например, государственной закупки по итогам торгов был заключен государственный контракт на несколько лет. В рамках этого "длинного" госконтракта заключаются годовые договоры страхования.
  • Вопрос: Какие меры ответственности Банк России будет применять к нарушителям норм о передачи рисков НПК? Из существующего инструментария мер мы можем спрогнозировать два варианта:
    • штраф за нарушение лицензионных требований в размере до 40 тыс. р. за каждый случай нарушения (ст.14.1 КоАП РФ);
    • предписание за нарушение страхового законодательства (ст. 32.6 Закона об организации страхового дела), а в случае неустранения нарушения, указанного в предписании - штраф в размере от 500 до 700 тыс. р. (ч.9 ст.19.5 КоАП РФ) и ограничение либо приостановление действия лицензии.
    Следовательно, для нас было бы полезным заранее узнать позицию регулятора в отношении его толкования нарушения, чтобы правильно оценивать свои риски и быстро реагировать в случае возникновения неблагоприятной ситуации. Ответ: Это вопрос не к НПК, а к ЦБ, как регулятору рынка.
  • Вопрос: Планируется ли заключение со страховщиками генеральных договоров облигаторно-факультативного перестрахования, договоров об общих условиях перестрахования либо иных соглашений, предусматривающих регулирование не предусмотренных законом условий перестрахования? Будут ли НПК применяться разработанные ею типовые формы договоров перестрахования? В законе не прописаны важнейшие условия перестрахования, в том числе: (i) порядок документооборота между перестрахователем и НПК (с учетом перспективы использования специальной ИТ-системы ее использование для обмена документами между сторонами договора перестрахования в любом случае потребует заключения соответствующего соглашения); (ii) срок направления перестрахователем предложения НПК; (iii) срок принятия НПК решения о принятии либо отклонении риска; (iv) предоставление перестрахователем НПК документов по риску для принятия его в перестрахование; (v) документы, необходимые для выплаты НПК перестраховочного возмещения и сроки выплаты; (vi) страховой случай по договору (будет ли в качестве триггера наступления ответственности НПК приниматься решение лидера). Эти и другие важные вопросы нуждаются в единообразном толковании и документальном закреплении. По этой причине целесообразно заключать с НПК договоры об общих условиях перестрахования. Ответ: Мы готовы к заключению таких договоров. Однако здесь следует отметить, что в настоящее время работа российских компаний с других российскими и международными компаниями-перестраховщиками осуществляется без формализации всех указанных выше пунктов, потому они либо фиксируются в самом тексте облигаторного или факультативного договора, или основаны на здравом смысле - например, по срокам передачи рисков в НПК: страховщик передать в НПК 10% риска, если он не передает эту долю, выжидая что-то, что в случае убытка, эти 10% при неподписанном слипе между НПК и цедентом останутся на собственном удержании страховщика, то есть окажутся неперестрахованными. Поскольку сложившаяся практика и здравый смысл диктуют, что между началом периода страхования и периодом перестрахования не должно быть временных разрывов, то это и является ответом на вопрос по срокам. По документам: НПК при доле в 10% следует решениям прямого страховщика, в том числе и по его пакету документов по рассмотрению и принятию решений, и выплате убытков.
  • Вопрос:Являясь крупным перестраховщиком, мы видим много организаций, основанных (либо созданных при поддержке) государства. Некоторые из них более, а другие менее «успешные». Но во всех случаях важным представляется четкое понимание того, каковы цели их формирования. Мы понимаем, что в случае с Россией существует ряд потенциальных мотивационных факторов в отношении Национального перестраховщика. Для нас является важным выяснить эти цели и понять их приоритетность: как например, каков будет объем ответственности национального перестраховщика по санкционным рискам, капитализация будущего международного перестраховщика, является ли целью его создания снижение зависимости от международной перестраховочной емкости, станет ли новый перестраховщик инструментом совершенствования контроля над цессиями, передаваемыми за рубеж, и перестраховочной практики на страховом рынке России и т.д. Ответ: Объявленный капитал НПК составляет 71 млрд. руб. На начало деятельности НПК оплаченный капитал компании составит 30% от этой суммы или 21.3 млрд. руб. По предварительным расчетам актуариев НПК максимальное удержание по одному риску без учета факторов кумуляции по страховой сумме или по МВУ может составлять 4-5 млрд. руб. Эта величина собственного удержания компания будет применяться по отношению к перестрахованию санкционных рисков при соблюдении всех действующих нормативов по требованиям платежеспособности компании. Собственное удержание компании будет определяться в зависимости от типа объекта перестрахования, частотности событий по тому или иному виду. Компания не предполагает осуществлять ретроцессию принятых в перестрахование рисков, за исключением произведенной на анализе сформированного портфеля потребности в перестраховании катастрофических рисков или стоп-лосс. Говорить о капитализации будущего страховщика в настоящее время преждевременно. Сейчас его капитал не обременен никакими обязательствами, однако, основная задача развития компании – это деятельность на рынке РФ сверх требований, установленных законом в части принимаемых рисков, что должно быть обеспечено качеством работы команды, и присутствие на международных рынках, что должно сопровождаться изменением рейтинга компании. НПК не является регулятором рынка, однако, в том числе задача, которую при создании НПК ставил ЦБ, как единственный акционер компании, сократить объем подозрительных трансакций, осуществляемых под видом перестрахования на зарубежные рынки. НПК не может заменить размещение рисков на зарубежных рынках, однако, будет стремиться к тому, чтобы часть объемов по перестрахованию повернуть с международных рынков на себя.
  • Вопрос: Каковы KPI (ключевые показатели эффективности) НПК и также местных страховщиков? В зависимости от этих задач и их иерархии: каким образом государство будет оценивать успешность государственного перестраховщика? Прибыльность (профицит), объемы операций, низкие расходы, высокая степень доверия со стороны участников рынка, что-то еще? Каким образом государство будет мотивировать (стимулировать) либо обязывать игроков страхового рынка к работе с национальной перестраховочной организацией? Ответ: НПК является коммерческой организацией, основной целью существования которой является получение прибыли. Однако немаловажной задачей является успешность интеграции НПК в российский страховой рынок, отсутствие конфликтов и споров между участниками российского страхового рынка, скорость и качество работы НПК, оцененное рынком, а также общий рост операций компании, влияющий на увеличение капитализации компании (то есть достижение большей независимости от объемов входящей перестраховочной премии, получаемой НПК в рамках закона). Игроки обязаны с 1 января 2017 года работать с НПК в силу требований базового закона, регулирующего страховую деятельность в стране.
  • Вопрос: Будет ли НПК участвовать только во вновь заключаемых перестраховочных договорах или в планах ее вступление в уже существующие договоры? Ответ: Компания будет участвовать в договорах перестрахования (факультативных и облигаторных) после получения лицензии на перестрахование и начала деятельности. Участие будет осуществляться в заключаемых договорах. В силу уже свершившегося размещения и отсутствия незакрытой емкости, безусловно, НПК не будет входить в договоры перестрахования «задним числом». Здесь надо сделать оговорку – это касается длинных договоров страхования, например, СМР или уже действующих на дату начала деятельности НПК календарных договоров. Искусственное заключение перестраховочных договоров на длительный срок, что не соотносится с обычаями деловой практики, с 1 января 2018 года в силу требований закона приведет к тому, что НПК будет участвовать и в таких договорах страхования, за исключением СМР.
  • Вопрос: Когда страховая компания должна направить НПК оферту: а) одновременно с направлением другим перестраховщикам б) непосредственно после определения окончательных условий перестрахования у других перестраховщиков (предпочтительный вариант) в) после заключения договоров с другими перестраховщиками Ответ: По срокам - одновременно с направлением предложения другим перестраховщикам. Если же определены условия лидера, а НПК предполагается к участию в рамках 10%, то НПК будет принимать риск на условиях лидерской котировки. Если предполагается, что НПК будет лидером по договору перестрахования, то очевидно, что условия передачи риска в перестрахования должны быть согласованы с НПК по ключевым параметрам договора перестрахования. Вопрос: В какой форме направляется оферта? Предложение: направляется письмо от страховщика в адрес НПК с описанием условий, аналогичных условиям других перестраховщиков. Ответ: Все полностью соответствует характеру и практике взаимоотношений с другими российскими и международными перестраховщиками - договор облигаторного перестрахования или перестраховочный слип. С приложением документов, которые при аналогичном размещении предоставляются перестраховщикам, например, технический отчет о рискозащищенности объекта страхования. Вопрос: Нужно ли направлять НПК документы, подтверждающие условия перестрахования у других перестраховщиков? Предложение: не направлять, представлять по требованию НПК. Ответ: Нужно направлять условия лидиирующего перестраховщика, чтобы минимизировать время на подписание договора перестрахования в НПК, избегая дополнительных вопросов и переписки. Вопрос: Каковы последствия ненаправления НПК ответа в срок, установленный в оферте? Отсутствие ответа может быть расценено как отказ в принятии обязательств в перестрахование? В соответствии с пунктом 2 статьи 438 ГК РФ молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон. Ответ: НПК будет отвечать в срок. Задача НПК показать свою эффективность, которая должна заключаться в скорости реакции на запросы и скорости обработки входящей информации. Именно поэтому целесообразно отправлять в НПК полный пакет документов по крупному размещению, что позволит срок рассмотрения и подписания документов. Вопрос: У НПК есть право в ответ на оферту предложить иные условия принятия обязательств в перестрахование. Есть ли у страховщика обязанность их принять? Предложение: обязанность страховщика является выполненной в момент получения НПК оферты. Обязанность передать НПК обязательства в перестрахование на условиях НПК у СК отсутствует. Ответ: Если бизнес не является санкционным, то у НПК по закону есть право отказаться от принятия риска в перестрахование. НПК также, соответственно, имеет право предложить другие условия по перестрахованию риска, отличающиеся от тех, на которых риск ему предлагается. С другой стороны, очевидно, что при принятии доли 10% НПК либо следует условиям перестрахователя, либо отказывается от участия в риске. В тех ситуациях, когда НПК будет удерживать более высокие доли, то НПК совместно с прямым страховщиков должна определять условия перестрахования риска. Возможно также, что эти условия будут определять и цену прямого договора страхования.
  • Вопрос: Какие условия должны быть предложены НПК, если перестрахователь получает от брокера условия перестрахования, включающие комиссию? Ответ: Аналогичные размещению риска у других перестраховщиков. Прямой страховщик может работать с НПК напрямую также. Практика, которая сложилась на российском рынке, говорит о том, что при размещении риска и на российском рынке, и на международных рынках, как правило, размещение риска у российских перестраховщиков происходит напрямую, то есть без участия брокера.
  • Вопрос: Какими документами должно быть подтверждено наличие санкционных рисков? Предложение: письмо СК с обоснованием, при необходимости представление иных документов по требованию НПК. Ответ: Достаточно позиции страховщика или подтверждения брокера о невозможности разместить риск в перестрахование. Вопрос: Как будут определяться условия принятия санкционных рисков, если нет других перестраховщиков? Ответ: По соглашению между страховщиком и НПК. Вопрос: Должна ли СК предложить перестрахование санкционных рисков другим перестраховщикам, и только после этого обращаться в НПК? Ответ: Сегодня, как правило, все санкционные риски частично размещаются на внутреннем рынке. Мы считаем, что целесообразно это практику сохранить, однако, и непосредственная передача риска в НПК не имеет никаких ограничений. Кроме только того, что в том случае, если НПК выступает в качестве лидирующего перестраховщика, то условия перестрахования должны быть им акцептованы. Ведь только в рамках 10% от по санкционному бизнесу обязан следовать решениям прямого страховщика.
  • Вопрос: Нужен ли будет договор с НПК об общих условиях перестрахования? Типовые формы бордеро договоров/убытков, слипов?
    Ответ: Практика покажет, насколько такая форма – заключение общего договора об общих условиях перестрахования, – необходима. На мой взгляд, целесообразности в таких договорах нет. Поскольку непосредственные условия риска, осуществления платежей, прочие условия содержаться непосредственно в слипе, которые подписывается по конкретному облигаторному или факультативному перестрахованию.
    Вопрос: Планируется разработка стандартных вордингов, стандартных правил страхования?
    Ответ: Планируется. Но это только не задача для первого года работы.
  • Вопрос: Будет ли предусмотрена тантьема?
    Ответ: Если НПК участвует в договоре в размере 10%, а сам договор предполагает наличие тантьемы, то НПК будет участвовать в таких договорах с сохранением лидерских условий, в том числе и по тантьеме.
  • Вопрос: Каким образом будет размещаться доля НПК в многослойных программах перестрахования с участием лидера и нескольких перестраховщиков?
    Ответ: 10% от общей стоимости программы перестрахования или 10% от каждого лейера, каждого слоя.
  • Вопрос: Применение оговорки Claim Control? Возможность физического участия НПК в урегулировании, вплоть до Claims leader, то есть не просто согласование действийстраховщика, а фактически выполнение его функций по урегулированию (например, в переговорах со спасателями или страховщиком другой стороны, участвующей в убытке)?
    Ответ: В тех случаях, когда НПК будет выступать в качестве лидирующего перестраховщика, это будет означать не только то, что НПК будет принадлежать андерайтерское решение по риску, но также и лидирующая позицию по признанию события в качестве страхового, а также другой соответствующий сервис, оказываемый лидером-перестраховщиком перестрахователю.
  • Вопрос: Обязательность требований по предоставлению предстрахового сюрвея и инженерных отчетов для получения котировок НПК? Будут ли у НПК свои инженеры?
    Ответ: Начинать с формирования такой компетенции объективно не получится. Однако со временем и привлечение внешних инженерных компаний, сюрвейеров, аджастеров, и создание собственной инженерной команды, если это будет продиктовано бизнесовой необходимостью, будет осуществляться.
  • Вопрос: Возможно ли применение оговорки о кассовом убытке?
    Ответ: Да. В случае 10% участия, НПК следует решению лидера, который согласовал такие условия по слипу. Если НПК сама выступает в качестве лидирующего перестраховщика, то эти условия являются предметом обсуждения и согласования при подписании перестраховочного слипа.
  • Вопрос: Совет по перестрахованию – что это за орган? Какова его роль и компетенция?
    Ответ: Совет по перестрахованию, как это зафиксировано в законе, совещательный орган, призванный выступить дополнительным инструментом управления НПК, контроля за стратегией развития компании и учета компанией интересов российского страхового рынка. В ближайшее время - до Нового года - будет Наблюдательным советом утверждено положение о Совете и персональный состав Совета.
  • Вопрос: Положение НПК об оценке страховых рисков и управлении страховыми рисками – это открытый документ в соответствии с 363-ФЗ. Когда можно будет с ним ознакомиться?
    Ответ: Как только документ будет подготовлен, утвержден правлением компании и ее наблюдательным советом, документ будет размещён на интернет сайте компании.
  • Вопрос: Приоритетные виды страхования, на которые будет в первую очередь ориентироваться НПК и по которым готово будет писать большие доли?
    Ответ: Структура российского рынка страхования и перестрахования говорит о том, что основной объём бизнеса в структуре портфеля НПК будет приходиться на имущественные виды страхования (имущество и СМР).
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
14 комментариев
14 комментариев
  • YVSS
    10:22

    Николай Владимирович, огромная благодарность за информацию! Всё чётко, ясно и структурировано.

  • kvn
    23:20

    Николай, добрый день!
    Один вопрос из практики:
    Есть риск не санкционный, размещается на зарубежных рынках. Есть условия Лидера с долей, например 30%, есть «following markets» часть из которых берут риск на Лидерских условиях или даже дешевле и есть один рынок (например, тоже с долей в 30%) у которого цена выше Лидерской. Исходя из этого на чьих условиях риск будет писать НПК? Отсюда ещё вопрос — как будет регулироваться вопрос с разницей покрытия у разных перестраховщиков? На каких условиях/оговорках будет писать этот бизнес НПК? Оговорки по сути не влияют на покрытие при классическом/рыночном бизнесе, но для некоторых перестраховщиков принципиальные (Claims control, Sanctions Limitation Clause, Total Asbestos Exclusion и подобные — кто-то требует их включить, а кто-то нет).
    Заранее спасибо за ответ.

    С уважением,
    Василий

  • (гость)
    14:12

    Приблизительно такой вопрос был — как поступать с передачей риска в перестрахование при сложной (например, лейерной) конструкции перестрахования.
    Ответ такой — либо 10% от общей цены всего перестрахования, что, однако, не работает при разных условиях перестрахования в каждом конкретном лейере или у каждого конкретного перестраховщика. Оставляю без комментариев то, что такое размещение несёт риск непокрытых убытков для прямого страховщика. Но при такой модели размещения риска в перестрахование НПК будет принимать участие в каждом лейере / слое / сливе с долей 10% и на условиях конкретного лидирующего перестраховщика.

  • kvn
    21:49

    Николай, немного по-другому, постараюсь предложить реальную ситуацию, немного упростив структуру.
    Есть размещение риска лейерное.
    1-ый лейер — 100 сверх 100 рублей
    2-ой лейер — 200 сверх 200 рублей
    3-ый лейер — 600 сверх 400 рублей

    Есть один Лидер на все лейеры (скажем перестраховщик А), есть following markets (скажем перестраховщики В и С).

    Компания А берет 50% от каждого лейра по следующей цене:
    1-ый лейер — 20 рублей
    2-ой лейер — 10 рублей
    3-ый лейер — 5 рублей

    Компания В берет 20% на условиях Лидера.

    Компания С берет 30% на «своих условиях», но при этом по урегулированию убытков и по спец акцептам следует за лидером. Например, они предлагают такую цену:
    1-ый лейер — 25 рублей
    2-ой лейер — 15 рублей
    3-ый лейер — 7,5 рублей

    В таких условиях на каких условиях НПК будет брать риск и обязан ли Цедент раскрывать, что есть другие условия размещения (дороже лидерских)?

    Как поступать когда часть рынков, все остальные доли подписывают по ставкам ниже Лидерских? (два момента — иногда Лидеры за свою котировку и за свои «услуги лидерства» берут еще Leader's fee + на западе по факту отменили «best terms and conditions» и зачастую удается сэкономить до 20% на размещении рисков на неоригинальных лидерских условиях).

    Еще прошу Вас прокомментировать: «Оставляю без комментариев то, что такое размещение несёт риск непокрытых убытков для прямого страховщика.» В чем Вы видите тут риск непокрытых убытков для прямого Страховщика? Все размещается полностью, все условия прямого договора соответствуют условиям перестраховочного договора. Разница в терминологии возможна, но абсолютно не критично — например мы исключаем Терроризм и Диверсию, англичане просят свой вординг, который по сути повторяет тоже самое. Санкционная оговорка может тоже отличаться (только Санкции ООН или еще США и ЕС), но мы говорим о рыночном бизнесе и рассматриваем вариант, когда клиент не находится под любыми санкциями.

    Спасибо за Ваш ответ!

  • (гость)
    23:31

    Участник А получит долю 45%, участник Б долю 18%, участник С — долю 27%, а НПК получит долю 5+2+3=10%.
    На условиях соответственно участников А, Б и С.
    Комментарий по последнему абзацу — если договор перестрахования размещён не на условиях прямого договора страхования, то существует вероятность наступления события по прямому договору страхования, который не будет покрыт договором перестрахования. Такой риск (непокрытый перестрахованием убыток) полностью ложится на плечи прямого страховщика. Возникает вопрос — зачем такое перестрахование? Или ещё один — зачем делать такое прямое страхование, на условиях которого невозможно получить поддержку у перестраховщиков?

  • kvn
    00:13

    Спасибо большое за Ваш ответ!
    По размещению все стало понятно. На мой взгляд отличное решение. Буду рад если в наших договорах будет участвовать НПК, при условии своевременной оплаты убытков ;) .

    По последнему абзацу — как я писал выше: «Все размещается полностью, все условия прямого договора соответствуют условиям перестраховочного договора.» Иными словами если мы выдаём прямой договор СМР, взяв за основу вординг Munich Re CAR/EAR, то и в перестрахование будем передавать на этих же условиях. По сути «непокрытие» прямого клиента, может быть только в части некоторых разночтений в отговорках (как санкционная, например, которую в наш прямой договор мы не вставляем конечно же), но это очень тонкая грань. Мы можем (опять-таки в теории) немного поиграть с перестрахованием, ввести перестраховочную франшизу, сделать размещение лейерным, как-то разбить риски по разным перестраховщикам, если прямые ставки, которые мы дали были слишком конкурентными по мнению перестраховщиков, но в любом случае у клиента будет полная защита на всю страховую сумму и все условия прямого договора будут соответствовать перестрахованию.

    В любом случае спасибо за разъяснения, удачи!

  • (гость)
    09:24

    Маленький комментарий — НПК сможет завоевать уважение рынка только в том случае, если будет отлично справляться с убытками. Давайте понаблюдаем.

  • kvn
    13:12

    Давайте :) . Мы заинтересованы, как Цедент в нормальных и надежных перестраховщиках/емкостях

  • marat2016
    21:59

    Николай, добрый день
    НПК будет брать 10% риска от договоров страхования урожая и животных с государственной поддержкой? Или с агрострахованием НПК связываться не будет?

  • marat2016
    22:21

    Николай, добрый вечер
    Агрострахование с гос поддержкой даже сейчас примерно 90% это схемы, они никуда не ушли, просто более грамотно все проводится, цель которых только получение бюджетных средств. Будет ли НПК в обязательном порядке заставлять агростраховщиков передавать ей риски агрострахования с государственной поддержкой? Если будет брать такие риски, как будет участвовать в урегулировании убытков? По каким тарифам и на каких условиях будут передаваться риски, сейчас урожай у агростраховщиков страхуется по наибольшей ставке 9-10%; франшизы, убыток наступает при снижении урожайности на 20% и более (как при условной франшизе? Если будете участвовать в агрорисках то с какого года? Сейчас уже приходится платить в НСА 5% ничего неполучая взамен, (ведь не секрет что НСА живет в основном за счет мелких страховых компаний занимающихся агросхемами и закрывает на них глаза) Если еще надо будет вам платить 10%, это будет серьезная нагрузка.

  • (гость)
    12:03

    Оказался это и сложный, и простой ответ одновременно.
    С одной стороны, легко дать какой-то односложный ответ — да или нет.
    Но ведь на самом деле мы все знаем, что не условия господдержки определяют качество риска или достаточность применяемого тарифа. Поэтому ответ должен быть более развёрнутым — во-первых, нужно отдельно рассматривать сельхозживотных, отдельно урожаи, далее, надо отдельно смотреть на поголовье свиней и качество и условия содержания поголовья, а также территорию, на которой расположено хозяйство. Аналогично и по другим животным. По урожаям больше всего волнует качество преддоговорной работы, а также контроль за риском в течение периода страхования, контроль за убытком. Поэтому ответ такой — НПК рассматривать риски будет, но принимать в перестрахование будет те договоры, которые не будут вызывать вопросы в части проработки риска до заключения договора страхования.

  • (гость)
    12:04

    НПК не заставляет никого. Закон вводит требование по передаче в НПК 10% от передаваемого в перестрахование риска.
    Если страховщик будет размещать в перестрахование риск по заключённому им договору страхования урожаев с господдержкой, то он будет вынужден передавать и в НПК 10% риска.
    Отличие от отчислений на содержание НСА заключается в том, то страховщик передаёт не просто 10% в НПК, а то что вместе с этими 10% премии передаётся и доля в возможном убытке. Поэтому эта передача никакая не нагрузка на прямого страховщика. Если страховщик удерживает весь риск на себе, то он ничего в НПК искусственно переводить не должен. Для НПК принятие риска в перестрахование это вопрос качества риска, качества проработки условий договора страхования до заключения договора страхования, условия, на которых риск передаётся в перестрахование.

  • Лоли
    18:10

    Николай,
    Коллеги, приветствую!
    Просьба вернуться к вопросу о размещении.
    Вышеуказанный подход на практике сложно реализуем с точки зрения организации бизнесс процесса по перестрахованию в отношении факльтативных размещений особенно. Возможно, от такого подхода уже отказались, тем не менее, необходимо прокомментировать, дабы не упустить.
    При таком подходе сотрудник отдела перестрахования N страховой компании по факту получения запроса на размещение риска должен сперва обратиться к перестраховщикам, отличным от НПК. Только после того, как он получит ответы от всех перестраховщиков и поймет, согласились ли перестраховщики принять риск на условиях N страховой компании или выдвинули свои особые условия участия в риске, сотрудник отдела перестрахования сможет сформировать запрос в НПК. При этом, если особые условия касаются только цены, то посчитать премию в пользу НПК на 10% риска можно будет и, если НПК согласится принять участие в риске по средневзвешенной цене, как следствие, подпишет слип, то все на этом закончится. Это не очень удобно, администрирования больше, но выжить можно. НО, если особые условия будут касаться также и покрытия, то сотруднику отдела перестрахования предлагается подписывать не один, а сразу несколько договоров факультативного перестрахования, каждый из которых будет отражать, отличительные условия участия НПК в одном риске в доле 5%, 2% и 3%. Это если все три участника из примера выше А, Б и С будут участвовать в риске на разных условиях — а по факту участников может быть больше и гораздо больше. Если часть риска будет размещаться через брокера, то процесс еще более усложняется. При данном подходе процесс администрирования для самого НПК также усложняется, так как надо будет вести учет и считать резервы в разрезе каждой дольки, принятой НПК в перестрахование по риску (то есть 5%, 2%, 3%). При этом, если произойдет убыток, который будет покрываться НПК в рамках доли 5% полностью, а в дольках 2% и 3% не будет покрываться вообще, или будет покрываться на других условиях (например по дольке 3% будет введена неоригинальная перестраховочная франшиза), то этот подход предполагает значительное увеличение трудоемкости при ведении перестраховочных операций с НПК не только в отделах перестрахования, но и в иных подразделениях компаний-цедентов. Сложности, возникающие при таком подходе в других случаях (например, НПК приняли из 10% только 5%, когда у цедента возникает необходимость доразместить остаток, который в свою очередь также может быть размещен на условиях, отличных от условий участия всех предыдущих перестраховщиков) будут усугублять ситуацию, что не совсем рационально, так как не думаю, что государственный перестраховщик преследует данную цель.
    Как следствие, рациональным представляется, чтобы сотрудник отдела перестрахования, как обычно это происходит, при получении запроса от андеррайтера на размещение риска в перестрахование обращался сразу/одновременно ко всему рынку, включая НПК (а не ждал, пока ответит весь рынок, чтобы сформировать запрос в НПК, чтобы выполнить требования в рамках подхода, озвученного выше). Компании-перестраховщики, включая НПК, при получении предложения об участии в риске, будут принимать эти риски на предложенных условиях (это могут быть условия самого перестрахователя или лидерские условия, ранее полученные цедентом, как это происходит сегодня), либо компании-перестраховщики будут выдвигать свои, в зависимости от своих андеррайтерских соображений. Эти комментарии также справедливы для облигаторов, так как условия участия перестраховщиков в программе также могут оказаться различными (например, в части восстановительной премии).
    Огромная просьба обратить внимание на вышеописанные обстоятельства, так как усложнять процессы и администрирование перестраховочных операций нам ни в коем случае не стоит. Спасибо. С уважением, Лу.

  • (гость)
    21:53

    Откровенно говоря, я считаю, что автор вопроса несколько лукавит.
    В моей практике не было ситуаций, когда, если идет о крупном риске, который не ложится в облигаторную программу страховщик или требует значительного объема факультативного перестрахования, начинает предпринимать какие-то действия по размещению риска в перестрахование после того, как прямой договор страхования заключен.
    Почему?
    Да потому, что срок размещения риска в перестрахование может занять н-ное количество времени, в течение которого может произойти убыток, который фактически не будет размещен в перестрахование.
    И не начинает отдел перестрахования носиться, сломя голову, по всем рискам, пытаясь пристроить риск.
    Если риск большой, по нему предполагается большая преддоговорная работа, то подразделение по перестрахованию прямого страховщика начинает взаимодействовать с рынком, как правило, не непосредственно, а через наиболее комфортного для него брокера, который уже и проделывает работу по поиску емкости и структурированию программы перестрахования.
    Не приносит прямой страховщик риск в другие российские компании при неподписанном договоре страхования – это неправда, потому что нет доверия друг другу и есть риск потерять бизнес в пользу того страховщика, которому риск предложили в перестрахование.
    Поэтому при размещении риска в перестрахование, при осуществлении структурировании перестраховочной программы, при первичном запросе условий перестрахования прямой страховщик может дать брокеру инструкцию о том, что 10% риска должны быть перестрахованы в НПК.
    Я не вижу ни дополнительных трудозатрат, ни избыточных действий, ни рисков, которые «висят» на прямом страховщике от такой модели размещения риска в перестрахования.
    Если прямому страховщику хотелось бы получить лидерскую котировку со стороны НПК, то прямой страховщик может направить именно такой запрос в НПК.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля