Две прорехи в двух законах: техосмотр и ОСАГО

08:35
14
В связи с реформой техосмотра страховщики начали предлагать своим клиентам купить полис ОСАГО до Нового года, даже если срок действия старого полиса еще не истек.

При этом новый полис будет действовать с даты окончания старого, а срок страхования составит 1 год. Фактически страховщики сильно заранее предлагают «продлить» полис ОСАГО, чтобы страхователи могли сэкономить деньги и время на прохождение техосмотра в следующем году. Причем использование полиса ОСАГО для продления действия техосмотра может стать массовым явлением.

На первый взгляд, такая практика может показаться незаконной. Однако она вполне правомерна из-за недоработок сразу в двух законах: о техосмотре и об ОСАГО.

Закон о техосмотре

Фактически с 2012 г. полис ОСАГО заменяет собой талон техосмотра.

Хотя закон и не снимал с владельца автомобиля обязанности проходить техосмотр, формально проверять ее исполнение в целом ряде случаев никто не станет.

После Нового года талон ТО проверят только при покупке полиса ОСАГО. Точнее, проверить талон ТО может и сотрудник полиции, но вот оштрафовать за его отсутствие он не сможет – штрафы за отсутствие талона ТО из КоАП со следующего года исключены.

Не влияет отсутствие ТО и на обязанность страховой компании возместить ущерб в рамках ОСАГО – отказать в выплате по этому основанию страховщик не сможет.

Таким образом, водитель, имеющий действующий полис ОСАГО, может не беспокоиться о прохождении ТО до окончания срока страхования.

Закон об ОСАГО

Еще в 2003 г. было замечено, что в законе об ОСАГО отсутствует ограничение срока между датой заключения (датой выписки полиса) и началом срока действия договора. Не содержат такого ограничения и Правила ОСАГО.

Получается, что даже заключение сегодня договора ОСАГО, срок действия которого начнется только через год, ничему не противоречит. Недаром по рынку ходят слухи, что некоторые страховщики предлагают сейчас заключить договоры ОСАГО сразу на три года вперед!  

Раньше эта «дырка» в законе была почти незаметна – слишком мало было желающих оплачивать полисы за много дней до начала их действия. А теперь проблема встанет в полный рост, хотя пока она играет скорее на руку страховщикам.

Причем не стоит обольщаться – после 1 января 2012 г. эта проблема сама собой не разрешится. Один раз запущенный механизм продления техосмотра при помощи «преждевременного» ОСАГО можно будет остановить только путем изменения законодательства.

А ведь есть еще смежная проблема – правильное применение коэффициента «бонус-малус» при продлении еще не закончившегося договора. Но это тема для отдельной статьи.

В любом случае для нормального взаимодействия систем техосмотра и ОСАГО придется дорабатывать оба упомянутых закона. А с прочими многочисленными недоработками закона о техосмотре мы столкнемся уже через несколько дней.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
14 комментариев
14 комментариев
  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    10:32

    Андрей,

    подскажите, пожалуйста, — может я чего не заметил, но вроде помимо административной ответственности (КоАП) — штрафа есть еще и обязанность возить с собой и предъявлять его сотруднику ГИБДД, а также запрет на эксплуатацию ТС, не прошедших техосмотра (снятие номеров) — Постановление о ПДД?

  • Юрий Степанов
    12:25

    В ряде страховых компаний при урегулировании убытка по автокаско есть условие о необходимости предоставления талона ТО, действующего на момент причинения ущерба. Так что страхователи, которые ограничятся только продлением ОСАГО без продления ТО, могут столкнуться с проблемами выплат по каско. Читайте внимательно свои правила.

  • йонас
    14:29

    Фарс под название «ТО и ОСАГО» закончится очень быстро, когда сотрудник ГИБДД за по действующему законодательству протащит страхователя по всем пунктам закона, тогда и схематоз закончится.
    Интересно, а когда Страховщики будут уважать действующее законодательство?
    Андрей Борисович!
    По каким причинам можно расторгнуть договор ОСАГО, согласно действующего законодательства?

  • Андрей Знаменский
    15:00

    To Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    Запрет на эксплуатацию ТС всего лишь мера обеспечения делопроизводства при совершении определенных АПН — раз АПН теперь нет, то и запрет применить нельзя.

    to Юрий Степанов
    По каско страхуют «молодые» машины, для которых прохождение ТО не является ключевой проблемой. Но Ваше замечание, безусловно, правильно.

    to йонас
    Если Вы внимательно прочитали мою статью, то увидели, что никакого нарушения законодательства со стороны страховщиков нет.
    Про досрочное расторжение договора ОСАГО я здесь вообще ничего не писал. Есть соответствующий раздел в Правилах ОСАГО — там все довольно подробно расписано.

  • reliz
    16:16

    «А ведь есть еще смежная проблема – правильное применение коэффициента «бонус-малус» при продлении еще не закончившегося договора. Но это тема для отдельной статьи.»

    Вот тут хотелось бы подробнее.
    Как КБМ можно посчитать правльно по незакончившемуся договору?

  • Андрей Знаменский
    17:11

    to reliz
    Про КБМ при пролонгации — это отдельная тема. Нужно сперва понять, останется ли КБМ привязан к водителю или вернемся к мировой практике (привязка к договору/автомобилю).

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    18:17

    Андрей,

    спасибо за информацию, т.е. снятие номеров возможно исключительно в рамках привлечения к административной ответственности?

    Кстати, а в связи с чем возник вопрос о досрочном расторжении договора ОСАГО. Разве есть прямой запрет на заключение нескольких договоров?

  • Доброхотов
    19:01

    Прекрасные прорехи

  • rusnick
    02:41

    «Про КБМ при пролонгации — это отдельная тема.» Кабы эта тема не превратилась в ОТДЕЛЬНЫЙ ГЕМОРРОЙ для Страховщиков. Представить страшно — у человека выписан на 1-2 года вперёд полиса ОСАГО, и пошло… 2-3 аварии он виновен, потом еще одна… там КБМ может и до 3-5 взлететь… а заплатил «Гонщик спди» как положено — по 0,7-0,65 (КБМ). за год-два вперёд... ;)

  • Сергей Борисович
    09:53

    Рано или поздно страхователю придется пройти техосмотр. Приедет он на пункт осмотра, а там ему предъявят: «КОАП Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
    2. Управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей. (в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 47-ФЗ)»
    Распечатает страхователь данную статью и подаст на автора в суд — вот и будет всем счастье…

  • Сергей Борисович
    10:16

    Утверждение должностного лица страховой компании: «Таким образом, водитель, имеющий действующий полис ОСАГО, может не беспокоиться о прохождении ТО до окончания срока страхования» в ходе дискуссии не мешает дополнить фразой «на мой взгляд». В противном случае как-то не корректно звучит.

  • reliz
    10:54

    Кстати, водитель имеющий полис ОСАГО действительно может не беспокоиться о прохождении ТО.

    Так как все же с КБМ-то быть? :)

  • Андрей Знаменский
    11:58

    to Сергей Борисович
    Ответы на Ваши вопросы содержатся в моей статье или в самом Законе 170-ФЗ.
    В начале статьи есть еще ссылка на мой сайт — там подробнее…

  • йонас
    12:55

    Действия Страховщиков охарактеризовать как мошеннические, что подпадают уже в раздел Уголовного Кодекса…
    Андрей Борисович! Кроме 170-ФЗ есть и другие ФЗ и подзаконные акты и положения, в том числе РСА.
    А занижение КБМ это уже незаконное обогащение.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля