Бонус-малус без единой базы данных: почему работает в Европе, но не работает у нас

07:36
28

Очень часто приходится читать высказывания о том, что система «Бонус-малус» (СБМ) в ОСАГО не работает из-за отсутствия единой базы данных. Дескать, вот появится общая база данных со всеми выплатами, тут и СБМ заработает. На самом деле единая база данных о страхователях не является необходимым условием для эффективного функционирования СБМ. Достаточно привести два аргумента:

  1. первые СБМ были введены в европейских государствах в 1950-х задолго до появления персональных компьютеров и информационных сетей;
  2. страховая история клиента (и в Европе, и в России) подтверждается бумажным документом – «Сведения о страховании», т.е. вполне достаточно использовать бумажный документ.

Почему же в России не работает то, что эффективно работает в Европе?

Можно рассуждать об отсутствии надлежащего контроля за применением коэффициента «Бонус-малус» (КБМ) со стороны страхнадзора и РСА, о бесконтрольности страховых посредников и безответственности самих страхователей, однако, думается, что это вторично.

Например, в 2005–2006 гг. в Санкт-Петербурге эффективно работала система документооборота между страховыми компаниями, позволяющая страхователю не бегать за «Сведениями» в свою «старую» компанию, а «новой» компании при этом – получать указанный документ по почте. К концу 2006 г. в Санкт-Петербурге необоснованно занизить КБМ по ОСАГО было почти невозможно.

Но в начале 2007 г. вступила в силу так называемая «поправка Сигуткина» (Сигуткин – бывший депутат Госдумы), которая ввела привязку страховой истории к водителю (192-ФЗ от 25.11.06). Законотворцев не озаботили ни отрицательные заключения на данный проект РСА и Минфина, ни то, что ни в одной стране мира КБМ по водителю не считают, ни отсутствие элементарных инструментов для реализации этой новации в России.

Далее, как и следовало ожидать, СБМ в России рассыпалась, как карточный домик. Смысл «Сведений о страховании» пропал – ведь то, что водитель не попадал в ДТП за рулем одной машины, не означает, что он не попадал в ДТП вообще. А у страховщика даже нет официального права запросить у другого страховщика страховую историю водителя. Ушлые водители стали «вписываться» в полисы своих друзей и знакомых – на всякий случай для получения абсолютно безаварийной справки (ведь за руль этих машин они просто никогда не садятся).

Теперь в России, действительно, для работы СБМ требуется единая БД, на создание которой будет потрачено еще много времени и денег (в конечно итоге – из карманов страхователей).

А ведь насколько проще было бы пойти проторенным европейским путем – просто предусмотреть в законе случаи, когда страхователь имеет право на сохранение КБМ: при смене автомобиля на новый, при покупке второго автомобиля в семью и еще ряд случаев, которые описаны в каждом европейском законе об ОСАГО.

Если бы этот шаг был сделан еще в 2006 г. (вместо «поправки Сигуткина»), то сегодня мы бы уже имели эффективно работающую СБМ – и без всяких единых баз данных!

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
28 комментариев
28 комментариев
  • Klakson
    08:45

    Андрей, мое почтение!
    не соглашусь с затронутов в Вашем блоге темой.
    общаясь лично с сотрудниками страховых организаций Европы, а также проводя экспертные опросы страхователей этих компаний, могу сказать, что бумажка, сведения о страховании, действительно существует, но это только лишь формальность.
    страхователи переходя от одних страховщиков к другим не всегда представляют соответствующий документ, да и документ/справку можно легко написать самому.
    по идее страховщик должен проверить каким-либо способом (запрос у другого страховщика) действвительно ли у того или иного клиента соответствующая страховая история, что не всегда делается (верят на слово клиенту).
    как видно практика с теорией и в Европе расходится.
    кроме того, в Европе сами страховщики, понимая неэффективность СБМ создают собственные базы данных, по своей инициативе, а не законодательно.
    много можно писать об опыте страхования в Европе и, поверьте, проблем там достаточно. в некоторых аспектах им в пору к нам на изучение опыта приезжать, а у нас при создании того или иного проекта нормативно-правового акта обязательно изучение зарубежного опыта и применения зарубежной модели на практике… вот и «набиваем теже шишки», что и они в Европе, реализуя тот или иной проект.
    а они в свою очередь, конечно, не расскажут о своих проблемах, они же должны быть выше всех, просто обязаны показать всем, что у них самая лучшая модель, что даже к ним приезжают делегации из различных стран с целью перенять опыт.

  • Ins-Shura
    09:50

    Клиенты врали, врут и будут врать при покупке полиса ОСАГО.
    А агенту в Газели — все по барабану, ему лишь бы продать, поэтому проверять он никогда ничего не будет.

  • Зануда
    10:23

    2Ins-Shura

    +1 НО пусть Клиент попробует обмануть ИГС, едва ли обман пройдёт.

  • Ins-Shura
    10:33

    2 Зануда
    Интересно, кстати, будет проверить на практике при покупке мной или кого-нибудь из знакомых очередного полиса ОСАГО. То есть условия задачи таковы:
    — предыдущий полис ОСАГО — не от ИГС;
    — приходим в Газель, торгующую полисами ОСАГО от ИГС;
    — на вопрос агента (если он будет задан) о том, были ли раньше страховые случаи, отвечаем твердое «нет» (при том, что они были).
    И смотрим, будет ли что-то (и главное — как?!) проверять агент перед расчетом тарифа / продажей полиса. Что-то мне подсказывает, что не будет.
    Или Вы имеете в виду, что данный обман вскроется на этапе обращения потерпевшего по ОСАГО при моем будущем страховом случае и ИГС откажется платить (убыток ляжет на меня), потому что страхователь умышленно ввел страховщика в заблуждение, предоставив заведомо ложные сведения?

  • Зануда
    10:40

    Сотрудник ИГС, курирующий структуру, в которой трудится газелист, попросту не акцептирует полис без приложения номер 2 — это как минимум.

  • Ins-Shura
    10:54

    Ну, в общем, надо будет как-нить при случае попробовать на практике, благо деньги небольшие.

  • Зануда
    11:01

    Если Агент не предложит заполнить приложение, то стало быть полис левый либо не дойдёт до ИГС — применительно к Москве и Области это ЖЕЛЕЗОБЕТОННО!!!

  • Олег СПб.
    11:12

    «Андрей Знаменский: Например, в 2005–2006 гг. в Санкт-Петербурге эффективно работала система документооборота между страховыми компаниями, позволяющая страхователю не бегать за «Сведениями» в свою «старую» компанию, а «новой» компании при этом – получать указанный документ по почте. К концу 2006 г. в Санкт-Петербурге необоснованно занизить КБМ по ОСАГО было почти невозможно».

    Не совсем согласен, возможно, по ряду страховых компаний так и было, но возможность занизить КБМ была. Так как компании можно условно поделить на 3 категории:

    1. Верит клиентам на слово как джентльменам, что выплат у них не было.

    2. Просит подписать 2 бумажки в предыдущую СК, которые потом вяло рассылаются, а порой и не рассылаются в виду того что пред. СК скопытилась.
    И даже если придет ответ что клиент убыточный, добрать с него премию, тоже задача не легкая, хотя примеры добора и рассылки «писем счастья» в моей практики были.

    3. СК которые требуют только форму 4, либо предлагают кбм 3. Таких, правда, меньшинство.

    «Андрей Знаменский: Но в начале 2007 г. вступила в силу так называемая «поправка Сигуткина» (Сигуткин – бывший депутат Госдумы), которая ввела привязку страховой истории к водителю (192-ФЗ от 25.11.06). Законотворцев не озаботили ни отрицательные заключения на данный проект РСА и Минфина, ни то, что ни в одной стране мира КБМ по водителю не считают, ни отсутствие элементарных инструментов для реализации этой новации в России»

    Конечно для СК это не очень удобная поправка, но закон ведь не только для удобства СК создан, а как, же народ? Ведь конечная цель ОСАГО переложить ответственность с водителей на СК.

    Если в предыдущем варианте закона, собственник ТС мог поменять страхователя, на любого водителя или прочее лицо и избежать повышения премии за убытки, то история КБМ по водителю этого сделать не даст, если бы конечно общая база действовала.

  • Олег СПб.
    11:28

    «Klakson
    общаясь лично с сотрудниками страховых организаций Европы, а также проводя экспертные опросы страхователей этих компаний, могу сказать, что бумажка, сведения о страховании, действительно существует, но это только лишь формальность.»

    Хотел бы подтвердить ваши слова,
    Один знакомый уехал на учебу в Норвегию, встал вопрос там о покупке машины и местной осаги. Цена, на которую без учета истории страхования очень кусачая.
    Он вел очень долгие переговоры, пытаясь получить скидку на основании заверенного перевода нашей формы 4. Очень они скептически относятся к бумажкам из стран восточной Европы, для них мы, по сути, страна третьего мира. Чем закончилось, пока не знаю.
    Так что бумажка бумажкой, а электронный обмен между проверенными европейскими СК все же в приоритете.

  • Зануда
    11:48

    Предлагаю поступить по-шариковски, а именно обязать СК, обладающие лицензией на ОСАГО, предоставлять информацию по Страхователю в РСА, то есть если и быть общей базе, то только под контролем РСА.

  • Vitaliy
    12:22

    так-то в законе об ОСАГО это уже прописано — единая база должа быть, и должна быть при РСА

  • Зануда
    12:29

    Но её нет

  • Андрей Знаменский
    14:24

    Клаксон
    «страхователи переходя от одних страховщиков к другим не всегда представляют соответствующий документ, да и документ/справку можно легко написать самому.
    по идее страховщик должен проверить каким-либо способом (запрос у другого страховщика) действвительно ли у того или иного клиента соответствующая страховая история, что не всегда делается (верят на слово клиенту).»

    Не знаю, откуда у Вас такая информация.
    1. Нет справки — нет скидки. В Европе это железный принцип. Никто там никому на слово не верит. Более того, случаи с отсутствием справок специально прописаны в законодательстве многих стран.
    2. Подделка справок уголовно преследуется — у них доказать мошенничество не проблема. М.б. кому-то и «легко самому написать справку»… наверное тем, кто уверен, что сидеть в европейских тюрьмах — сплошное удовольствие.

  • Андрей Знаменский
    14:34

    Олег СПб

    «Не совсем согласен, возможно, по ряду страховых компаний так и было, но возможность занизить КБМ была.»

    Я же написал «почти невозможно». Все крупные компании участвовали в этой работе – ведь это выгодно в первую очередь самим страховщикам. Небольшие «бесконтрольные» филиалы «пылесосили» рынок и тогда и теперь… Но это даже хорошо, когда убыточный клиент мог «слиться» в какую-нибудь «помойку» (извините за вульгаризмы).

    «Если в предыдущем варианте закона, собственник ТС мог поменять страхователя, на любого водителя или прочее лицо и избежать повышения премии за убытки, то история КБМ по водителю этого сделать не даст, если бы конечно общая база действовала.»

    Теоретически мог. Только вот стоимость перерегистрации ТС обойдется в сумму большую, чем стоимость ОСАГО. Так что никто так не делал…
    «Конечно для СК это не очень удобная поправка, но закон ведь не только для удобства СК создан, а как, же народ?»

    Разве я не предложил решение (проверенное международной практикой) для защиты интересов страхователей?

  • Андрей Знаменский
    14:39

    Ins-Shura
    «Клиенты врали, врут и будут врать при покупке полиса ОСАГО.
    А агенту в Газели — все по барабану, ему лишь бы продать, поэтому проверять он никогда ничего не будет.»

    Много ли клиентов врут агенту в Газели про мощность двигателя, свой возраст, стаж и т.п.? А в чем причина? В наличии документов…
    Это проблема решается элементарным контролем. Нет Сведений — нет КВ: и агенту в Газели сразу становится не «по барабану» есть Сведения или нет…

  • Мама Анархия
    16:12

    Можно ввести обязанность представлять историю страхования, а для тех, кто страхуется «впервые», — серьезный повышающий коэффициент, настолько серьезный, чтобы не было смысла скрывать историю страхования. Абсолютно согласна, что можно все решить «бумажной» базой данных, было бы желание

  • Klakson
    17:45

    Андрей, готов пояснить…
    посмотрев Ваше досье, вижу, что участвовали во внедрении системы ПВУ в России. модель — Франция, если я не ошибаюсь. Уж Вы должны хорошо знать опыт страхования в этой стране…

  • Андрей Знаменский
    18:53

    Klakson
    У меня нет информации, что опыт Франции как-то подтверждает Ваши слова.
    Это не означает, что Вы говорите неправду, но я как раз просил привести как раз какие-либо аргументы в подтверждение Ваших слов… Сслыка на норму французского НПА или просто на разъяснение в интернете меня бы вполне удовлетворила.

  • Sementsov Aleksandr
    19:02

    Ох как тут жарко!!! Тоже хочу уши погреть!
    Как интересно, что жуть )))
    А теперь давайте от теории к практике.
    Андрей вообще говорит логично про то, что страховщики могут сами наладить документальное регулирование применения КБМ. Не исключаю, что тут можно обойтись и без базы данных, тем более, что в свете Закона «О защите персональных данных», реализация такого проекта выглядит крайне тяжелой, да и опасной с точки зрения возможных последствий. Хотя эту опасность больше будут представлять страховщики друг другу, т.к. будут лезть к чужим клиентам, но не исключены и другие варианты развития событий.
    Но это все лирика, т.к. вся правда вот в чем кроется — ВСЕ СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ ЗАЛОЖНИКИ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ПРОДАЖ ПОЛИСОВ ОСАГО, который они сами и сформировали!!!
    Ну, а теперь поподробнее.
    Очень хорошо помню начало продаж в 2003 г., все страховщики завлекали клиентов, в надежде, что они щас накосят денег и питали все прочие иллюзии подобного рода, поскольку ОСАГО это прямой и незатейливый источник налички в кассы и гарантированных поступлений на расчетные счета. Все делали рекламу, покупали под это «Газели», покупали точки продаж в ГАИ, в автосалонах и т.д.
    После первого, даже после второго года страхования не все страховщики задумывались над вопросами убыточности ОСАГО или о затратах, большинство все еще грезило занять большую долю рынка ОСАГО, и гнались на перегонки.
    Когда подвели итоги за прошедшие годы, то увидели, что сахарок-то не такой уж и сладкий. Те кто понял что ОСАГО не самый лучший бизнес, стали вести дифференциацию портфеля, в том числе и агентских продаж, т.е. как сказал Андрей Знаменский, они сказали агентам и прочим продающим персонажам, что продажа только по правилам. применять КБМ, брать справки и все такое. Кроме того, снизили комиссию, кто на сколько, а кому-то вообще перестали ее платить. Как пример ****(передумал писать название), при этом и портфель почистился и порядок в продажах начал намечаться. Про остальных страховщиков затрудняюсь сказать…
    Но в борьбе за рынок и «кэш» — по русски наличные деньги, многие компании шли на сделку с совестью, подписывая агентские соглашения с агентами, которые сидели на каналах продаж. Эти агенты, понимая что их услуги востребованы и им в общем-то не важно, чьи полисы продавать, стали объектом особого внимания компаний, которые не заботясь ни о чем, в желании отхватить побольше наличности, стали предлагать комиссию более чем 10% и их не интересует ни какая история страхования и все такое. Почуяв так сказать вкус денег, агенты стали душить крупных и серьезных страховщиков на тему повышения комиссии, хотите объем — платите! Многие на это пошли.
    Теперь ситуация такая. В любом вагончике по продажам ОСАГО, можно купить полис почти любой компании со скидками не предоставляя вообще ни каких документов.
    То что страховщик с агентом потом будут разбираться почему продал дешевле или недобор страховой премии из комиссии удерживать – это вообще тема отдельная и вообще почти не реализуемая. Знаю не понаслышке, а от агентов, брокеров и страховых компаний. Да и сам этому был многократно свидетелем. Просто такие разборки приведут к потере канала продаж для одного конкретного страховщика.
    И так, диагноз мы установили, а как теперь лечить рынок?
    Ответ наверное только один, все и сразу должны привести размер комиссии агентам до нормального уровня, не платить комиссию за неправильно оформленные договоры, требовать от агентов предоставления всех документов, ну и текущий контроль.
    Хотя это вообще мало вероятно, и такое событие даже вообразить тяжело, но это привело бы к однозначному оздоровлению рынка. Т.к. недособранные премии и завышенные комиссии — это невыплаченные страховые выплаты, обанкротившиеся страховые компании и хитрое РСА которое будет давить на больную мозоль и громко заявлять, что тарифы на ОСАГО надо поднимать.
    Уффф… так много написал, что забыл с чего начал.

  • Зануда
    19:13

    Мама Анархия

    На основе своего скромного опыта выношу суждение, химичут в большинстве своём отнюдь не чайники, а матёрые Страхователи.

  • Тимофей
    19:14

    а вот тут граждане жаловались, что им приходили от интача письма с угрозами. в письмах говорилось, что интачзнают, что раньше этот гражданин был застрахован в ингосстрахе, и по страховке была выплата, а при оформлении полиса в интаче товарищ об этом умолчал, и теперь интач требует доплатить за полис. хотя он уже давно как оформлен. а один гражданин уверял в своем отзыве, что вообще не страховался в ингосе! что это: расчет интача на дурака? и не один человек получил письмо с указанием на то, что пришли сведения от ингоса об убыточности автострахования конкретного клиента. Или интач с ингосом как-то обмениваются информацией?

  • Зануда
    09:55

    Первое, Тимофей.

  • Sementsov Aleksandr
    13:51

    Тимофей, вы посоветуйте людам написать в Интач письмо о предоставлении информации касающейся персональных данных — от кого, когда и как Интач получил информацию о том, что у данного страхователя был страховой случай в Ингосе.
    Как только получите ответ, то пишите письмо в Ингос о том, как они обрабатывают ваши персональные данные, и почему предоставили в Интач без получения вашего письменного согласия. Потом ваши запросы вместе с ответами отправляете в Роскомнадзор с жалобой, на неправомерные действия операторов (Интач и Ингос) выразившиеся в неправомерном использовании ваших персональных данных.
    Если ответа от кого либо из них вы не получите, отправляйте жалобу без ответов, только с вашими запросами.
    И наслаждаемся процессом, который будет осуществлять Роскомнадзор с указанными компаниями.

  • Нико
    15:00

    Добрый день.
    В 2003 г. начинал агентом в «РМ»… но пришел 2009 и нас продали, а базу, естественно, передали нашим «злостным» конкурентам. Мало кто из наших пошел к ним работать, но база и клиенты были «наши». Кто-то возразит — база принадлежит компании. Да, верно, но, кто работал агентом — меня поймет, как при монополии РГС давался каждый клиент. И пошло-поехало, в том смысле, что РГСовцы пошли по адресам страхователей: «Вы к Сергеечу не ходите, он работает у нас...»
    У меня до сих пор хранятся списки «убыточников» по «РМ», а им Кбм всем снизили. Обидно.
    В большинстве случаев, клиенты не переходят из компании в компанию, точнее от агента к агенту, а те, кто приходят от конкурентов — всегда вызывают подозрение.
    Мое мнение – не надо общей базы на всех страхователей, а достаточно в эту базу вносить только тех, у кого были убытки. И короче и дешевле.
    И конкуренты не будут ходить по Вашим клиентам…

  • Sementsov Aleksandr
    16:45

    Нико
    Это вы зря так думаете, компании, которые хотят на таких клиентах заработать, по ним и пойдут)))… не буду называть компании, но есть пример, когда одна компания сливала плохой портфель в другую путем не хитрых махинаций. Из этого следует, что есть компании, которые такой портфель специально подбирают. А если такие компании есть сейчас, то потом они опятьже ни могут быть.

  • Sementsov Aleksandr
    16:46

    А если такие компании есть сейчас, то потом они опять же могут быть.

  • (гость)
    13:07

    ажаемый Тимофей!

    ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» не требовало документов, подтверждающих страховую историю при оформлении полиса в связи с принятой практикой о самостоятельном запросе необходимой информации.

    После оформления полисов ОСАГО, компания запрашивала сведения о страховой истории клиентов в указанных ими страховых компаниях. Когда данные запросы были оставлены без ответа, ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» было вынуждено запросить сведения о страховании по форме согласно приложению № 4, к сожалению, в результате технической ошибки в части запросов в качестве предыдущего страховщика было указано ОСАО «ИНГОССТРАХ».

    Страхователь может обратиться в ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» и ему будет представлена копия запроса, который направлялся в его прежнюю страховую компанию.

    В указанных письмах был запрос на представление сведений о страховании и информация, о том, что при невозможности представить данную справку, при пролонгации договора ОСАГО ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» сможет применить понижающий коэффициент бонус-малус только по подтвержденной информации.

    С уважением,

    ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ»

  • Igor2011
    14:09

    Коллеги, не секрет, что ВСЕ компании грешили и грешат страхованием без справок, почти у всех есть форма информационного письма от Страхователя о том, что он до этого нигде не страховался или ещё хуже, страховался, но убытков у него не было — страхуем.
    Может кто-то (только честно) готов потерять кусок замещающий ушедших убыточных клиентов жёстко соблюдая закон? (в душе хотелось бы, но по факту «ничего кроме бизнеса»). Когда нельзя будет обойти применение коэффициента — тогда он будет работать, а нельзя его будет обойти только когда будет база РСА.
    А вообще иногда приходит мысль — зачем столько наворотили — автомобиль, допущенные водители, мощность ит.д.
    Можно было проще — полис ОСАГО — приложение к правам по категории и дате получения. Всем просто, понятно, можно сесть за руль любой машины и денег раза в 1,5 больше, т.к. водителей больше чем ТС.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля