Недавнее повышение территориальных коэффициентов к тарифам на ОСАГО вызвало очередную волну заявлений о том, насколько прибылен (или убыточен) этот вид страхования. В блогах разных авторов и комментариях к ним этот вопрос поднимался уже не раз. Однако у меня осталось впечатление, что точки над i еще не расставлены.
С одной стороны, есть мнение, что ОСАГО — очень прибыльный вид страхования. Это мнение основано на простых расчетах, которые я приведу ниже.
С другой стороны, многих экспертов коробит от подобных заявлений. Причем, на мой взгляд, происходит это не оттого, что они «в доле», а потому, что их опыт говорит об обратном.
Масла в огонь подливают заявления организаций вроде Федерации автовладельцев России. Они приводят расчеты убыточности, опирающиеся на потустороннюю логику, но задевающие за живое и автолюбителей, и страховщиков.
Итак, какова же она, убыточность в ОСАГО?
Для начала определимся с условиями. Поскольку данных о резервах по каждому страховщику у меня нет, то в качестве оценки убыточности я буду использовать отношение выплат к премиям по тем страховщикам, сборы которых за этот год выросли или упали не более чем на 10% по отношению к предыдущему году. А в качестве рассматриваемого периода возьмем 2003–2010 гг.
По данным РСА, премии за этот период составили 524 млрд р., выплаты — 265,5 млрд р.
Теперь попытаемся учесть выплаты, которые будут произведены в будущем по договорам, заключенным в 2003–2010 гг. Для этого нам нужно оценить резервы убытков на 31.12.2010 (резервы убытков на начало этого периода равны нулю). Исходя из данных, озвученных первым вице-президентом «Росгосстраха» Дмитрием Маркаровым в комментариях к одной из его статей, будем считать, что общая сумма резервов по состоянию на 31.12.2010 равна 70 млрд р. Эту сумму составляют 46,3 млрд р. резерва незаработанной премии (получено методом «1/24») и 23,7 млрд р. резервов убытков.
Вычисляем заработанную премию, вычитая из суммы сборов резерв незаработанной премии:
С одной стороны, есть мнение, что ОСАГО — очень прибыльный вид страхования. Это мнение основано на простых расчетах, которые я приведу ниже.
С другой стороны, многих экспертов коробит от подобных заявлений. Причем, на мой взгляд, происходит это не оттого, что они «в доле», а потому, что их опыт говорит об обратном.
Масла в огонь подливают заявления организаций вроде Федерации автовладельцев России. Они приводят расчеты убыточности, опирающиеся на потустороннюю логику, но задевающие за живое и автолюбителей, и страховщиков.
Итак, какова же она, убыточность в ОСАГО?
Для начала определимся с условиями. Поскольку данных о резервах по каждому страховщику у меня нет, то в качестве оценки убыточности я буду использовать отношение выплат к премиям по тем страховщикам, сборы которых за этот год выросли или упали не более чем на 10% по отношению к предыдущему году. А в качестве рассматриваемого периода возьмем 2003–2010 гг.
По данным РСА, премии за этот период составили 524 млрд р., выплаты — 265,5 млрд р.
Теперь попытаемся учесть выплаты, которые будут произведены в будущем по договорам, заключенным в 2003–2010 гг. Для этого нам нужно оценить резервы убытков на 31.12.2010 (резервы убытков на начало этого периода равны нулю). Исходя из данных, озвученных первым вице-президентом «Росгосстраха» Дмитрием Маркаровым в комментариях к одной из его статей, будем считать, что общая сумма резервов по состоянию на 31.12.2010 равна 70 млрд р. Эту сумму составляют 46,3 млрд р. резерва незаработанной премии (получено методом «1/24») и 23,7 млрд р. резервов убытков.
Вычисляем заработанную премию, вычитая из суммы сборов резерв незаработанной премии:
524 – 46,3 = 477,7 млрд р.
К выплатам прибавляем резервы убытков (как оценку еще не произведенных выплат по договорам, заключенным в исследуемом периоде):
265,5 + 23,7 = 289,2 млрд р.
Соотносим убытки с заработанной премией и получаем, что
убыточность равна 60%.
В законе об ОСАГО сказано, что 80% премий по этому виду страхования отводится для выплат (в том числе 3% перечисляется в РСА для компенсационных выплат). Таким образом, «где-то потерялись» около 17% премий, или 89 млрд р., — сумма, сопоставимая с годовыми сборами по ОСАГО.
Где «потерялись» эти деньги — обсуждалось не раз. Часть их ушла с руководителями страховых компаний типа «Генерального страхового альянса», часть — на завышенные РВД и комиссии.
Однако далеко не все страховщики ощутили сверхприбыльность ОСАГО.
Дело в том, что разброс убыточности по компаниям очень велик. Тут читателям придется поверить мне на слово (кому захочется расчетов — спрашивайте в комментариях). Учитывая этот разброс, получаем, что при средней убыточности 60% с 95%-ой вероятностью убыточность разных страховщиков находится в интервале от 40% до 100%. То есть верхняя граница даже выше, чем «можно». Причем страховщиков с убыточностью выше 77% совсем не мало.
Вряд ли разброс убыточности вызван невероятной щедростью одних и запредельной жадностью других страховых компаний. Получается, что страховщики по какой-то причине работают в очень неравных условиях.
Отчасти это «неравенство» вызвано несоответствием региональных коэффициентов реальной убыточности. Но в свете подсчитанной выше прибыльности ОСАГО это означает, что если некоторые региональные коэффициенты были повышены, то некоторые коэффициенты было бы уместно снизить.
У меня, как у представителя (хоть и в прошлом) казанского страховщика, есть впечатление, что коэффициенты по регионам не были завышены. С другой стороны, довольно очевидно, что территориальные коэффициенты в Москве и в Петербурге выше, нежели это необходимо. Однако я не слышала, чтобы где-то шла речь об их понижении.
Конечно, трудно себе представить, что ОСАГО в некоторых регионах будет дороже «столичного». Однако до тех пор, пока это не так, гонка комиссионных (которая из Москвы и Питера распространяется на регионы) не прекратится.
Елена, спасибо Вам за очередной материал к размышлению (хоть и на избитую временем тему).
Но в этой стране никогда не прекратится «гонка комиссионных» (так же, как и «распилов» при заранее «распределённых» крупных тендеров/заказов) и Вам это известно.
Елена, спасибо Вам за очередной материал к размышлению (хоть и на избитую временем тему).
Не желаете ли Вы осветить отличные от ОСАГО темы? К примеру, как происходит лоббирование страховых законов, в общем что-нибудь новое для блога АСН…
да покарает меня ФНС Российской Федерации за дурные мысли, но разве можно посчитать РЕАЛЬНУЮ убыточность по ОСАГО, основываясь на официальных данных? я не счетовод ни разу, но КВ по осаго — оно же может платиться из любых других мешков денег, а не только из тех, на которых написано «сборы по ОСАГО»? так как же можно это посчитать, если все это большой-большой секрет? даже тренд и тот фиг посчитаешь. технический результат по осаго — это невыясненные показатели даже внутри компании иногда, а уж по рынку в целом это вообще rocket science
Vitaliy,
заказ принят Хотя про тему лоббирования законов обещать не могу.
драконья ферма,
если не учитывать расходы страховщиков (а я так и делаю), то оценить реальную убыточность вполне можно.
Мне самой себе хотелось ответить на вопрос — какова же в конце-концов убыточность ОСАГО на рынке в целом, и почему у меня лично нет ощущения, что ОСАГО — прибыльный вид.
у меня тоже нет ощущения, что это прибыльный вид, если детально просчитать в рамках каждой компании.
но вся группа товарищей, которые на разных уровнях присосались к цепочке распространения полисов осаго, внутри компании вдоль и поперек лоббируют необходимость осаго, причем именно розничного его продвижения. и на эту тему нужно чтобы кто-нить умный и знающий написал, опровергнул например, а ему бы все посыпали примерами из жизни и слайдами -было бы жестко, эмоционально и читабельно.
и еще уверена, что в большинстве своем компании, которые остановились на использовании лицензии осаго исключительно для продажи по запросу — корпоративным клиентам и своим сотрудникам — вполне довольны техническим результатом если уж не в абсолютной величине, то относительными показателями точно.
Елена,
Я в затруднении, так как не могу определиться, я скорее согласна или скорее не согласна с Вашим постом. Поэтому дальше – просто поток сознания.
С одной стороны, убыточность действительно очень разная для разных компаний, что, скорее всего, говорит о несбалансированности тарификации по регионам. По крайней мере, статистика российской компании, к которой у меня есть доступ, это полностью подтверждает. Пока компания закрывает плохие регионы хорошими в портфеле – все ОК, и убыточность красивая. Как только продажи перемещаются в плохие регионы, убыточности каюк.
С другой стороны, распределение, которое у Вас получилось, выглядит подозрительно симметричным . Грубо говоря, на каждую компанию с убыточностью 100% найдется компания с убыточностью 35%, причем первая может продавать три полиса в год, а последняя – три миллиона (или наоборот). Давайте попробуем построить гистограмму не по количеству компаний, а по взвешенным значениям с учетом рыночных объемов, это больше скажет о средней температуре по больнице.
Расчеты ФАР могут быть потусторонними с точки зрения актуария, но они, по крайней мере, заставляют задуматься о вопросе с точки зрения того, в правильном ли направлении идет рынок. Точно так же можно сказать, что Ваши расчеты далеки от истины – например, не принимается во внимание инвестдоход, полученный страховщиками от размещения осаговского кэша, а это должно снизить окончательную убыточность на 3-4%. Все модели неправильные, но некоторые из них вдобавок к этому еще и полезны
Я большой сторонник свободного ценообразования в ОСАГО при условии достаточно жесткого контроля над платежеспособностью со стороны надзора. Без этого, никаким поднятием или даже ребалансировкой тарифа ситуацию на рынке имхо не улучшить. Любой сдвиг тарифов в сторону повышения (справедливый или нет) приведет только к массовому шантажу со стороны дистрибьюторов ОСАГО (это уже увидел украинский рынок, на котором тарифы по «убыточному» ОСАГО были повышены в середине 2010, и единственный результат на текущий момент – это взлет КВ до неприличных значений).
При этом в первую очередь я смотрю с корыстной позиции страховщика, потому что пока не достигла степени просветления комментаторов, которые радеют за мир во всем мире. Свободное ценообразование – это сейчас вин-вин стратегия, и способ соскочить с иглы КВ.
Это, разумеется, мое личное мнение.
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах