В управлении есть три основные системы – реактивная, следящая и программная. Хороший пример первой – пожар, когда реагируют на уже случившееся. Вторая система сводится к поощрению здравого и наказанию негативного. Третья предполагает постановку целей и разработку плана их достижения. Какой системой пользуется государство в управлении страхованием? В основном реактивной. Программы мы пока не увидели.
Во взаимоотношениях с властью страховщики хотели бы перейти на такой формат, при котором государство сначала четко сказало бы, что ему надо. На самом деле цели понятны: население, то есть электорат, должно быть материально обеспечено, морально и физически здорово. При этом государство должно тратить на это меньше, а доходов получать больше. А экономика должна быть устойчивой и поступательно развивающейся.
Большую часть социальных проблем, требующих серьезного финансирования, можно решить при помощи страхования. Страховщики готовы рассмотреть весь спектр взаимоотношений – государства с отдельным человеком (в системах пенсионного, медицинского, социального страхования), государства с бизнесом (замена лицензирования страхованием), людей и бизнеса между собой (возмещение ущерба от всевозможных катастроф, ответственность врачей, строителей, адвокатов и т.п.).
Роль государства в этом процессе должна состоять в определении правил игры: сначала через обязательное страхование людей приучают к цивилизованным способам решения проблем, а потом у них формируется потребность в этом. Именно такой путь прошли многие страны с развитыми экономиками.
Уважаемый Дмитрий,
В нашем случае, когда в новейшей российской истории государство «забыло» о страховании и даже не отслеживало эту важнейшую часть национальной экономики, сегодняшнее повышенное внимание со стороны государства к нашим проблемам в России следует принять с разумным оптимизмом.
Однако применение сплошного обязательного страхования – опасная идея с психологической и экономической точек зрения.
Страховая культура населения – это наша тяжелая работа не одного дня.
Любим критиковать всех и вся, а страховщикам надо начинать с себя – меняться, свою культуру в отношениях выстраивать.
Ошибка нашего страховщика в том, что он уверен в априорной нужности свой услуги. Поэтому давайте «железной рукой» загоним всех в «светлое будущее». Страховое. Общество не готово, правовые основы для реального страхования ответственности (профессиональной, за качество продукции, общегражданской) отсутствуют на практике, особенно в части физлиц. Кругом — уменьшение внимания к интересам человеческой единицы и разглагольствования о «государственных целях». Нет в мировой практике такого кол-ва обязательных видов — пара-тройка и всё. А есть судебные прецеденты, нормы общества и корпоративного управления.
А бороться за новые обязательные виды типа страхования от пожаров и пр. «замена лицензирования страхованием» — типичное смешение в сознании причин и следствий. Не стремитесь сертифицировать всех и вся путем страхования, иначе придется заменить собой пожарный, технический, строительный надзор и техосмотр проводить тоже самим, а потом отвечать, когда опять дом завалится или газ рванет. А так можно и паспортную систему на себя перебрать — со 100% охватом страхования жизни, например.
Давайте каждый будет заниматься своим делом — государство эффективно контролировать опасную деятельность, а страховщики — считать резервы и не уклоняться от выплат.