Процесс развития любого рынка – это история соперничества регулятора и игроков. Одни пишут правила – другие, следуя этим правилам, ищут возможности для развития, часто находя их в несовершенстве правил.
Дальше правила совершенствуются, система бюрократизируется и так далее. В Англии, например, анкета беседы агента с клиентом занимает 50 с лишним страниц и составляется в 4-х экземплярах – клиенту, агенту, компании и в местный надзор. Ну так и про схематоз в Англии что-то не слышно.
Так вот, в зависимости от исполнения правил можно говорить о двух типах рынков.
Рынки доброй воли – основаны на доверии потребителей к бизнесу и власти. А к потребителям относятся и клиенты, и менеджеры, и акционеры, и регуляторы, и прочие участники рынка. И поэтому поиск путей развития таких рынков носит, как правило, характер открытой дискуссии. А последующая реализация происходит в предельно понятной и прозрачной форме. Идеальных государств не существует – везде есть и скандалы, и ухищрения. Но доминирующая составляющая в виде доверия все же присутствует.
Рынки злой воли – основаны на недоверии. Иногда даже в крайней форме: всех ко всем и ко всему. Безответственность, махинации и вранье трансформируют эти рынки в некое рыночное подобие, где каждый начинает работать только на себя. Акционеры выжимают прибыль здесь и сейчас. Менеджеры творят чудеса отчетности или обрастают карманными брокерами, сервисами, медицинскими центрами, рекламными агентствами, продолжая биться за снижение расходов и повышение эффективности. И вот уже рынок видит и поименно знает акционеров, учреждающих все новые компании и регулярно загоняющих их в аут. Видит и знает мигрирующих со своими командами из компании в компанию «эффективных» менеджеров. Видит и знает агентские команды, которым важна только комиссия. И... И ничего больше.
Конечно, не все, далеко не все участники подобного рынка становятся таковыми. Но модель всеобщего недоверия вымывает тех, кто доверие создает и хочет ради него работать. Возможны ли очищение и трансформация такого рынка с помощью принятия новых правил, совершенствования законодательства, налоговых льгот, введения новых обязательных и прочих видов страхования? К несчастью, скорее, нет.
Вопрос доверия – вопрос системный.
И в наступающий кризис этот вопрос будет единственным фактором успешного выхода. А вот как это доверие создавать – ночами длинных ножей, теледебатами, пропагандой здорового образа жизни, трудовой повинностью или новыми пятилетками – пока вопрос открытый.
Дальше правила совершенствуются, система бюрократизируется и так далее. В Англии, например, анкета беседы агента с клиентом занимает 50 с лишним страниц и составляется в 4-х экземплярах – клиенту, агенту, компании и в местный надзор. Ну так и про схематоз в Англии что-то не слышно.
Так вот, в зависимости от исполнения правил можно говорить о двух типах рынков.
Рынки доброй воли – основаны на доверии потребителей к бизнесу и власти. А к потребителям относятся и клиенты, и менеджеры, и акционеры, и регуляторы, и прочие участники рынка. И поэтому поиск путей развития таких рынков носит, как правило, характер открытой дискуссии. А последующая реализация происходит в предельно понятной и прозрачной форме. Идеальных государств не существует – везде есть и скандалы, и ухищрения. Но доминирующая составляющая в виде доверия все же присутствует.
Рынки злой воли – основаны на недоверии. Иногда даже в крайней форме: всех ко всем и ко всему. Безответственность, махинации и вранье трансформируют эти рынки в некое рыночное подобие, где каждый начинает работать только на себя. Акционеры выжимают прибыль здесь и сейчас. Менеджеры творят чудеса отчетности или обрастают карманными брокерами, сервисами, медицинскими центрами, рекламными агентствами, продолжая биться за снижение расходов и повышение эффективности. И вот уже рынок видит и поименно знает акционеров, учреждающих все новые компании и регулярно загоняющих их в аут. Видит и знает мигрирующих со своими командами из компании в компанию «эффективных» менеджеров. Видит и знает агентские команды, которым важна только комиссия. И... И ничего больше.
Конечно, не все, далеко не все участники подобного рынка становятся таковыми. Но модель всеобщего недоверия вымывает тех, кто доверие создает и хочет ради него работать. Возможны ли очищение и трансформация такого рынка с помощью принятия новых правил, совершенствования законодательства, налоговых льгот, введения новых обязательных и прочих видов страхования? К несчастью, скорее, нет.
Вопрос доверия – вопрос системный.
И в наступающий кризис этот вопрос будет единственным фактором успешного выхода. А вот как это доверие создавать – ночами длинных ножей, теледебатами, пропагандой здорового образа жизни, трудовой повинностью или новыми пятилетками – пока вопрос открытый.
Доверие нельзя создать, его можно заработать. Если упрощенно, что такое доверие? Доверие – это ожидание того, что контрагент не обманет при наличии возможности и ДОБРОсовестно исполнит договор. Т.е. доверие – это нематериальный способ снижения будущей неопределенности сделки. Альтернативный способ снижения неопределенности — максимальная регламентация возможных действий контрагента, фиксируемых в договоре. Поэтому в странах, где заключают многостраничные договоры, доверия очень мало. Кстати, по мнению известного исследователя сущности доверия, Ф. Фукуяма, доказывает, что чем меньше формальных ограничений, тем больше доверия в обществе и тем успешнее общество развивается.
Заработать доверие можно только добросовестным исполнением собственных обязательств – и чем больше будет честно исполненных договоров, чем шире об это известно, тем больше вероятность положительного исполнения вновь заключаемого договора в восприятии клиента (хотя и не стоит забывать, что недоверия к страховому рынку может перевесить доверие к конкретной страховой компании). Кому больше доверяют – страховщику, кто заключает тысячи договоров и адекватно выплачивает возмещение, или новой компании, о которой ничего не известно?
На доверие конечно же влияют и другие факторы – мнение друзей, информация из СМИ или других уже доверенных источников, доверие/недоверие в целом к рынку и т.д., но основа – деятельность самого страховщика.
Резюмируя – никто вместо страховщиков доверие к ним не создаст, его можно только самостоятельно заработать долгосрочным добросовестным исполнением всех своих обязательств, ведь доверие трудно заработать, но потерять – очень легко.
Добавить нечего! Всё верно, но как это вяжется с Россией?
В России все законы, которые выходят из Думы — это законы злой воли.
И всё потому, что не создана основа гражданского общества. А именно, — налоги от дохода должны платит сами граждане, также самостоятельно платить взносы в ОМС и ПФ.
все, конечно, верно.
правда пример «В Англии, например, анкета беседы агента с клиентом занимает 50 с лишним страниц и составляется в 4-х экземплярах – клиенту, агенту, компании и в местный надзор.», вероятно, наследие тяжелого прошлого британского рынка.)))
на сегодня держатель моторного полиса не сможет вам показать правил страхования (в нашем понимании), в которых описан «танец», который он должен исполнить, чтобы получить возмещение убытка.
К сожалению, раз мы катимся в русло западной цивилизации наживы и бесстыдства-шкурный интерес весомее совести, чести, любви и человечности -«Ничего личного-просто бизнес» -девиз ЭТАЛОНОВ демократии, сначала бомбивших мирный Белград, а затем профессионально расчленяющих пленных людей на органы.
В обществе с уродливой моралью взывать к честности, чести и порядочности-мягко говоря,-наивно. Только чёткая система наказания имеет смысл.Конечно, можно побеседовать с заблудшими вороватыми душами о вечной жизни и инкарнации, попробовать вернуть их в лоно добра и справедливости…
Сколько лет законоделатели скалой стоят на пути принятия закона об элементарной ответственности ВСЕМ имуществом руководителей за элементарное воровство средств СК ими же?
Но сегодня страховщики идут другим путём, а именно — добиваются наращивания перечня Обязательных видов страхования.Вот и молочную речку по имени ТО повернули в свой карман — ОСТАП Бендер отдыхает! Так что можно обойтись без такой хлопотной детали как совесть-честность.
Отличный пост, в самую суть проблемы заглянули. Все именно так.
Спасибо. К сожалению, в обстановке всеобщего недоверия, если ты начинаешь вести себя по другому, среда тебя моментально съедает.
Юрий М
… если ты начинаешь вести себя по другому, среда тебя моментально съедает… а среда в «свободном» обществе формируется худшими из худших — закон жизни "«Даже неприхотливая лесная земляника погибает рядом с процветающим борщевиком и чертополохом.
2 YTGJH
Я согласен. Просто я склонен отнести себя к землянике. Я не занимаюсь ОСАГО и КАСКО, не состою в РСА, не замечен в схематозе, отказах или затяжках выплат, плачу неплохие (относительно сборов) налоги. И в глубокой «третьей сотне» по сборам, то есть мало нужен нашему усударству и его регуляторам. Моя судьбина печальна на этом рынке?
YTGJH
К сожалению, раз мы катимся в русло западной цивилизации наживы и бесстыдства-шкурный интерес весомее совести, чести, любви и человечности ..."
бюсь, YTGJH, вы в серьезном плену идеологических штампов ))))
если мы куда и катимся, то только не в «русло западной цивилизации»…
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах