Как уже сообщало АСН, действие закона предполагается распространить на перевозчиков пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобилями.
Среди требований к СРО перевозчиков – объединение не менее ста членов, наличие у каждого члена СРО договора обязательного страхования и наличие у организации компенсационного фонда. Проект закона также предусматривает создание Национального объединения саморегулируемых организаций, членами которого являются более 50% СРО перевозчиков.
Наличие полиса у перевозчика контролирует саморегулируемая организация, которая вправе устанавливать дополнительные не противоречащие законодательству РФ требования к договорам обязательного страхования ответственности.
В проекте установлено, что до 1 января 2012 г. перевозить пассажиров и багаж разрешается по выбору перевозчика либо на основании лицензии, выданной до 31 декабря 2009 г., либо на основании свидетельства о членстве в СРО.
В пояснительной записке к законопроекту его авторы указывают на то, что автотранспортный рынок России в стоимостном выражении является одним из самых емких по сравнению с другими отраслями экономики и по официальным оценкам составляет около 3,8 трлн руб. в год. По данным авторов проекта, число автотранспортных средств, используемых в коммерческих целях, в 2008 г. превысило 6 млн единиц. При этом «практически полностью отсутствует практика страхования ответственности автоперевозчика», заявляют депутаты в пояснительной записке.
По их мнению, отмена в 2005 г. лицензирования перевозок автомобильным транспортом без введения альтернативных методов регулирования «привела к хаотичному развитию рынка автотранспортных услуг и фактически к разрушению как системы регулирования, так и системы управления автотранспортным комплексом».
Сейчас лицензированию подлежат только те автоперевозчики, чей автомобильный транспорт оборудован для перевозок более восьми человек.