Основания для предписаний
- Выявление фактов заключения договоров страхования, не соответствующих требованиям страхового законодательства;
- Выявление фактов предоставления клиенту недостоверной информации об условиях страхования;
- Уклонение страховщика от принятия решения о страховой выплате и от выплаты неустойки;
- Несоблюдение требований к формированию и размещению страховых резервов;
- Несоблюдение требований к марже платежеспособности.
Законопроект содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых ФСФР может проводить проверку страховщика, выдавать предписание или накладывать штраф.
Так, внеплановая выездная проверка может быть проведена только при выявлении у страховой компании проблем с платежеспособностью. При этом копию приказа о проверке страховщик должен получить не менее, чем за три рабочих дня до ее начала.
Поступившая в ФСФР жалоба может явиться основанием лишь для документарной проверки, следует из проекта.
Перечень оснований для выдачи страховщику предписания также является исчерпывающим (см. верхнюю врезку). Все эти основания связаны с нарушениями в сфере платежеспособности и обслуживания клиентов.
Сейчас ФСФР должна выдавать страховщику предписание при любом выявленном нарушении страхового законодательства, вне зависимости от степени его тяжести.
Штрафы, которые ФСФР вправе применять к страховым компаниям с 22 ноября 2011 г., согласно действующему Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), составляют от 500 тыс. до 700 тыс. р. Это делает их применение нецелесообразным при небольших нарушениях.
Размеры некоторых штрафов
- Непредставление информации, необходимой для обеспечения деятельности ФСФР. 20–30 тыс. р. или дисквалификация на год для должностных лиц; 500–700 тыс. р. для страховых компаний.
- Нарушение условий хранения бланков строгой отчетности: 2,5–5,0 тыс. р. для должностных лиц; 200–300 тыс. р. для компаний.
- Непредставление статистической, бухгалтерской и иной отчетности. 1–3 тыс. р. для должностных лиц; 30–50 тыс. р. для компаний.
- Нарушение сроков сдачи отчетности, а также технические ошибки в ней. 1–3 тыс. р. для должностных лиц.
- Заведомо ложное заключение страхового актуария. 1,5 тыс. р.
Законопроект Минфина предоставляет страхнадзору возможность более гибкого реагирования: за большую часть нарушений ФСФР сможет назначать штрафы в размере от 1,5 тыс. до 30 тыс. р. для должностных лиц и от 30 тыс. до 700 тыс. р. для страховщиков (см. нижнюю врезку).
Кроме того, законопроект дает надзору возможность наказывать страховщика за необоснованный отказ в страховой выплате или ее занижение. Должностным лицам придется платить за это 5–10 тыс. р. штрафа, компаниям – 50–100 тыс. р. Задержка выплаты будет наказываться штрафом в 5–10 тыс. р. для должностных лиц и в 10–100 тыс. р. для компаний.
Поправки, упорядочивающие отношения ФСФР и страховщиков, назрели давно и полезны, а вот штрафы за некачественное урегулирование убытков – спорная мера, считают опрошенные АСН страховые юристы.
По мнению старшего партнера адвокатского бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрия Фогельсона такие штрафы приведут к беспорядку. Вместо них логичнее было бы распространить на страховщиков закон о защите прав потребителей.
А партнер ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат полагает, что штрафы за отказ, задержку или занижение выплаты – популистская мера. «Не думаю, что это будет работать на практике: в этом случае надзор вряд ли сможет должным образом обработать тот поток жалоб, который на него обрушится», – заявил он АСН.
Что-то не могу понять, хороша или плоха эта инициатива а) для страховых компаний и б) для их клиентов. И почему. Кто что думает, есть мнения на этот счет?
у вас тут страховой викиликс? Вчера ФСФР, сегодня Минфин.
Ассанжа это до добра не довело — стал насильником. Теперь его ищут разгневанные дамы вместе с Интерполом.
«Вызывает интерес и ещё один разрез....» а ФСФР предусмотрел для себя обязанность писать конкретные запросы и предписания — т.е. без «шарад» и прочей угадайки, ценой ошибки в которой будет «миленький штрафчик» в 500-700 тыс? Начиная от требования «предоставить ВСЕ документы» до «запрос не исполнен» — из которой вообще не ясно что же было там не так в этом запросе если ответ давался в срок и все документы прикладывались. Не плохо было бы так же вменить в обязанность давать разъяснения по вопросам возникающим при получении запросов и предписаний — а так же обжалования предписаний без угрозы его признания неисполненным.
Одним словом хочется что бы ужесточение санкций сопровождалось действительной прозрачностью норм, за неисполнение которых и ужесточаются эти санкции… возможно кто то скажет, что я наивный мечтатель возможно… но надежда умирает последней.
«Кроме того, законопроект дает надзору возможность наказывать страховщика за необоснованный отказ в страховой выплате или ее занижение»
Как и кем бедет определяться обоснованность отказа в выплате?
Про «занижение» и думать боюсь, особенно в автостраховании
И чего только не случается в год выборов
Это решается увеличением штата. Если эффективно брать штрафы, то чиновники свое содержание сами окупят.
Хорошее замечание насчет прозрачности претензий надзора к исполнению предписаний. у нас суды совершенно по-разному относятся к плачам страховщиков о том, что инспекция проигнорировала запрос компании, дополнение новыми документами, не разъяснила, чего она еще хочет. Насколько вообще тут можно оперировать регламентами о деятельности страхнадзора и распространяются ли эти регламенты, утвержденные приказами Минфина еще в пору ФССН, на нынешнюю ФСФР?
ФСФР прекрасно умеет штрафовать, только пока не по страховым делам. а ФАС, например, — рассматривает жалобу одного гражданина, потом проводит проверку по целому портфелю договоров и выносит общий штраф. хорошо у нее это выходит. Тут уместно назначение штрафа по ряду аналогичных нарушений, по нарушениям за определенный период.
Где текст проекта?
да?!
2 insus ru
офигительный комментарий!!! я бы, для достижения тех же целей, потратил букв 100.
insus ru
Это такая просьба о предоставлении документа, который, скажем так, пока невозможно найти в открытых источниках?
Тогда можно узнать, кто Вы и, собственно, зачем Вам этот документ? Можно сообщить это на адрес news@asn-news.ru со своего корпоративного адреса.
Это ктож так нагрешил???? Пипец приходит РГСу?
О — О — С — времени нет.
АСН — если предоставить затруднительно, то будем ждать официальной публикации. Корпоративного адреса у меня нет. Я продавец страховок.
Хорошо, что определяются конкретные основания выдачи предписаний. ФССН очень любила выдавать предписания за каждый чих.
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах