Минтранс подготовил проект правил экспертизы в ОСАГО

Обнародованный вчера Минтрансом проект правил проведения независимой техэкспертизы по ОСАГО призван унифицировать процесс оценки ущерба от ДТП. Однако проблему нехватки выплаты по ОСАГО для ремонта машины этот документ не решит.

09:15
18
Новые правила оценки ущерба при ДТП не решат главную проблему ОСАГО.
Основная задача правил – «обеспечение полноты, точности, доказательности, воспроизводимости и сходимости результатов экспертизы за счет применения единой методической основы», следует из документа.

Для достижения этой цели правила устанавливают формулы расчета стоимости ремонта и годных остатков. В них приводятся таблицы с характеристиками основных видов повреждений автомобилей и количеством нормочасов, которые мастер должен потратить на ремонт. Кроме того, документ описывает случаи, когда деталь должна быть заменена, а когда лишь отремонтирована, а также условия, при которых она должна быть покрашена.

По мнению опрошенных АСН участников рынка, эти изменения позволят уменьшить разницу в оценках ущерба по ОСАГО у разных экспертов. Это снимет часть конфликтных ситуаций как между страховщиками и потерпевшими, так и между самими страховщиками.

Однако основную проблему ОСАГО – нехватку выплаты для полноценного ремонта – предлагаемые правила не решат, поскольку ее причина – учет износа автомобиля при расчете выплаты по ОСАГО.

Этому вопросу посвящен отдельный раздел правил. Он содержит отсылку к правилам установления расходов на ремонт, утвержденным в мае 2010 г. Никаких новых положений, касающихся расчета износа, в нем нет.

По мнению опрошенных АСН экспертов, применяемый сегодня страховщиками способ расчета износа не позволяет отремонтировать автомобиль за счет страховой выплаты по двум причинам:
  1. слабо развитый рынок запчастей, бывших в употреблении. Некоторые такие запчасти просто невозможно приобрести;
  2. учет износа почти никак не соотносится с реальной стоимостью бывших в употреблении запчастей.
Решения этих проблем новые правила не предполагают.

Как сделать ОСАГО правильным?

Глава Северно-западной дирекции СК «ЭРГО Русь» Андрей Знаменский: «Законодательно обязать страховщика обеспечить приобретение необходимых для ремонта деталей по ценам, которые указаны в его калькуляции стоимости ремонта».

Заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов: «Одни только правила не могут решить проблему нехватки размера выплаты для ремонта автомобиля. Решить ее может только отказ от учета износа. А это обязательно повлечет за собой повышение тарифов на ОСАГО».

Старший партнер «ЛексФинанс Груп» Кирилл Гацалов: «Чтобы решить проблему занижения выплат, необходимо установить адекватную ответственность экспертов за их расчеты. До тех пор, пока ответственность не велика, размер ущерба будут продолжать считать так, как выгодно заказчику экспертизы». 
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
18 комментариев
18 комментариев
  • Доброхотов
    12:26

    Часто ск платят меньше, чем указано в независимой экспертизе. Теперь от расчетов экспертизы, подготовленной по правилам, невозможно будет отвертеться.
    Износ давно пора отменить, а не ждать становления рынка б/у запчастей

  • Майкова
    14:27

    а не опасно ли развивать рынок бэушных запчастей? Лучше дороже платить за ОСАГО, чем по дешевке покупать детальки, которые быстрее из строя машину выведут

  • Андрей Знаменский
    17:22

    Износ отменить, конечно, проще… только это приведет к удорожанию ОСАГО и росту мошенничества.
    Чтобы не допустить мошенничества надо не износ отменять, а воодить оплату ремонта поврежденного авто (под контролем СК), а это будет еще дороже для страхователя.
    А так… если государство готово тариф по ОСАГО «серьезно» повысить, то я только — «ЗА».

  • Влас
    21:14

    Можно пойти дальше и, например, по решению суда при СЕРЬЁЗНЫХ разногласиях в цене ремонта, производить выкуп автомобиля СК (а точнее её партнёрами), с учётом рыночных цен, при условии их корректировки в зависимости от тех.состояния автомобиля, утраты товарной стоимости автомобиля бывшего в ДТП и определенного % торга от рынка в зависимости от марки, модели и г.в.

    Например:
    Форд Фокус — 1 2000г.в. седан 1.6МТ — средний рынок около 200т.р. (почти все в состоянии на 3+, почти 95% со смотанным пробегом)
    Ремонт по оценке СК = 53.000р, по оценке независимой экспертизы = 98.000р (обычно чуть завышено, чтобы сделать клиента «счастливым», ничем не рискуя).
    Например есть таблица цен и формула просчёта:
    (200.000 — торг 5% + оценка н.э. 98.000 — ремонт по СК 53.000): коэффициэнт «ускорения» = сумма выплаты клиенту при условии, что он передаст битый авто в СК
    Коэф. «ускорения»--это % оплаченный клиентом за отсутствие головной боли и большую экономию времени (не ждать выплаты, не судится, не искать з.ч., не ремонтировать и самому не продавать!), например 1.4 (зависит от популярности авто на вторичном рынке!)
    Итого клиент получит почти 168.000 рублей, но зато сразу и без нервотрёпки (или получи 53000 и делай сам!).
    Что получает СК:
    *лояльность клиентов
    *доп.рабочие места у партнёра (который тоже приносит прибыль в СК!)
    *возможность вторично заработать, отправляя автомобили ремонтироваться и продаваться в те места и регионы, где это экономически выгодно
    (например: выкупили за 168.000+перевозка в Пензу (автовоз на несколько авто--например 3000/место)+ремонт б.у. запчастями в регионе (как раз тысяч в 40-50!) = около 220000, что соответствует, а иногда и превышает средний ценник на переферии!

    Всё приведено абстрактно и поверхностно, но мысль имеет право на жизнь.

  • Андрей Куртасов
    09:15

    Интересная статья. Как говориться — не прошло и года :-) с момента ввода ОСАГО и необходимости в этих правилах.
    Работая в РГС я предлагал им выйти с такой законодательной инициативой ещё 1,5 года назад, но они сказали, что это ничего не даст. Может поэтому сотрудники РГСа не комментируют эту новость? Видать сильно заняты Техосмотром…

    А теперь по существу.
    Влас — Вы правы. Метод, описанный Вами имеет право на существование, но: 1) Описанный процесс очень затратный и трудоёмкий для СК, а соответственно очень дорогой, чего сейчас не может себе позволить ни одна СК в России. Страховщики не имеют денег на создание новых рабочих мест. Денег нет на мелкие инновации, а на такие — уж тем более… 2) А что делать если ремонта на 35 т.руб. и это реальная сумма? Например замена крыла и бампера? Уже не работает… 3) На мой взгляд можно сделать такую опцию для клиентов, но только не забирать авто на СК, а выставлять их например на интернет-аукцион, а решение пусть принимает уже сам собственник авто — продавать его или нет.

    А вообще на мой взгляд надо страховому сообществу договориться с СТО, в том числе гарантийными, на ремонт ТС по ОСАГО. Нагрузка в виде износа — на плечах собственника ТС. Тогда пусть сам собственник решает что делать с авто. Не хочет — ремонта, а хочет кэш, «автоматом» закрывать вход в суд по размеру ущерба. С судами видно тоже придется договариваться, чтобы не пропускали стервятников.

    Что касается б/у запасных частей — на мой взгляд тема нормальная. Многие СТО по ОСАГО так и делают. Не вижу никаких проблем заменить крыло или бампер на такое же крыло или бампер. Только клиент должен это знать, а не скрывать от него такие нюансы.

  • Андрей Куртасов
    09:19

    Кстати, рынок б/у запасных частей давно сформировался. Так называемые разборки существовали ещё 7 лет назад. Сейчас такой рынок тоже есть.

  • Влас
    19:47

    Про аукционы — это хорошо, много где эта тема уже работает.

  • Андрей Куртасов
    11:32

    2_Влас
    Пока не знаю где это есть. У себя в регионе не видел (может плохо смотрел). Там должен быть другой подход, отличающийся от стандартных сайтов по продаже ТС.

  • Влас
    14:49

    http://www.drive2....

    «там» есть :-)))

    Про ремонты я предложил, т.к. при любой СК работают «прилипалы» разного уровня — от криминального по тоталю, до перекупов (на сливе клиентов после ДТП). Это есть везде и всюду в ЛЮБОЙ СК. дилере, автосалоне или просто в частном автосервисе… разный только уровень дохода, объёмы и степень криминализации.
    То, что не хватит людей или финансов--не факт, трейд-ин процветает и многие компании хотели бы заниматься битыми или восстановленными авто, но определённые корпоративные правила не позволяют это сделать.
    Проблема в другом!!!

    Для примера:
    Году эдак в 2009 (не помню точно), я, в связи с увеличившимся % предложений по битым и повреждённым автомобилям, предложил своему руководителю в Рольфе (трейд-ин) создать отдельное подразделение (площадку) для торговли такими аппаратами (т.к. на общих площадках их продавать нельзя). Даже название было придумано «dead fish» (по аналогии с «blue fish» — брендом Рольфа по б.у. авто). Я уверен эта площадка имела бы очень хороший рейтинг популярности среди региональных перекупов, % наценки был бы ниже чем на обычные авто, но он компенсировался бы количественным показателем.

    Через некоторое время мне предложили «забыть» про тот разговор…

    Тут же был придуман типа-сервис «Белый сервис» (а точнее бренд для подминания мелких автосервисов) — под смешным лозунгом «не потерять клиента после срока гарантии» :) ))))))… туда была устроено куча родственников руководства и нужные лица :-)

    А «проблемные» авто тут же вывозились и продавались перекупщикам по смешным ценам (иногда в минус!), близким к руководству — т.е. доход получали частные лица, а не сама компания.

    Та же история и в страховом бизнесе: руководитель лучше тихо «сольёт» контакты клиента перекупщику и получит с этого хороший «бонус», чем даст заработать компании, а она в свою очередь, даст рабочие места…

    так везде…

  • Андрей Куртасов
    15:03

    2 Влас
    И опять все относительно…
    Вы пишите, что так везде, а я скажу, что не везде. И будет слово против слова.
    Я был таким руководителем, но никогда не опускался до такого уровня. Если клиент не доволен, то он вправе делать то, что считает нужным. Я не мог помогать своим бывшим коллегам зарабатывать деньги на той компании, где я работаю! Это мои личные принципы! Я не могу их перешагнуть в погоне за сиюминутной выгодой и рублем за одно выплатное дело.

    За других руководителей говорить не могу. Не знаю.

    Есть одно НО. Всегда считал и считаю, что собственник бизнеса всегда может найти способ не позволяющий людям воровать так, как они хотят. Другими словами найти рычаги с помощью которых поставить сотрудников в «стойло». При этом важно не опустить их до уровня быдла и плебеев, т.к. все пойдет прахом. Для того они и менеджеры (ИМХО).
    И ещё — важно никогда не забывать: «Не системные решения не работают!»

  • Влас
    16:02

    Андрей, я рад за ВАС (без шуток), но таких единицы.

    Но кинулись в глаза фразы:
    «Я не мог помогать своим бывшим коллегам зарабатывать деньги на той компании, где я работаю!» — значит они «этим» занимались?
    «Я не могу их перешагнуть в погоне за сиюминутной выгодой и рублем за одно выплатное дело» — 1) почему одно? обычно это на потоке, 2) а за сколько дел готов?

    Прошу не воспринимать это как укор и подколку---я в здравом уме и понимаю, что имелось ввиду совсем другое :-)))) Без обид.

    Сам знаю несколько компаний (не только автомобильных), где работать честно просто выгодно. т.к. з.п. такая, что вызывает зависть — одни не крысят из-за страха, другие из-за уважение к руководству :-)
    Но это даже не %… Это 0,001% от общей массы.

  • Андрей Куртасов
    18:40

    2 Влас
    "«Я не мог помогать своим бывшим коллегам зарабатывать деньги на той компании, где я работаю!» — значит они «этим» занимались?" — долго рассказывать. А вообще я больше имел ввиду тех людей с которыми 5-6 лет назад работал в убытках в РГС, а теперь они юристы и эксперты. Другие тоже занимались, даже тогда, но в «СТОЙЛЕ» :-) (ИМХО)

    "«Я не могу их перешагнуть в погоне за сиюминутной выгодой и рублем за одно выплатное дело» — 1) почему одно? обычно это на потоке, 2) а за сколько дел готов?" — ни за сколько не готов, т.к. это не моё. Как вариант можно было читать так: Рубль=1 000р. / за одно ВД

  • Андрей Куртасов
    11:36

    2 Влас
    Есть интересный опыт работы с аукционами в Украине. Там есть организация Автоонлайн, которая пришла из Польши. Вот они имеют реальный инструмент по работе с «битками».
    Эффективнее инструмента для страховой по работе с годными остатками я за свою трудовую деятельность не видел. Те плюсы, которые есть в их системе, позволяют для страховой компании продать или оценить ТОТАЛ объективно, а не так как это делает сейчас весь страховой рынок. Как вы знаете 30% убытков (по количеству) выносят 70% денег через выплаты. И ТОТАЛы в этой доле «весят» прилично…

  • Влас
    13:33

    Андрей, честно я не страховой специалист и плохо понимаю бухгалтерию по выплатам, % и тоталю… Но зато я хорошо знаю рынок б.у. автомобилей, знаю процедуры ремонта и их качественную оценку, и уверен, что если кто-то чем-то занимается (пусть и не у нас в стране) значит это востребовано и приносит прибыль.

    Надо брать опыты других стран и «подгонять» их под российское законодательство и менталитет :-)

    Наша страна настолько велика, что разница в ценниках в зависимости от региона просто огромная! — дайте заработать барыгам из региона!!! Этим Вы освободите центральный район от множества старых авто (а основной поток битья, при этой схеме, будет именно от сюда) и части свежих «подбитых», дадите заработать перекупщикам (а это тоже сложная и рискованная работа, и у них тоже есть семьи и дети), дадите работу слесарям и кузовщикам в регионе, насытите регион доступными, по тем меркам, автомобилями, что в итоге даст снижение цен по региону.

    ИМХО: такая тема необходима.

  • Андрей Куртасов
    16:27

    2_Влас
    «дайте заработать барыгам из региона» — так они и зарабатывают, те кто попроворнее :-) Или у Вас другая информация? Я даже знаю их в лицо :-)

    А вообще тема с аукционом просто супер! У меня просто нет команды, которая захотела бы это реализовать в РФ. Этот инструмент интересен всем, в т.ч. «барыгам», которые ЧЕСТНО могут конкурировать друг с другом.

    Учитывая тенденции на Российском страховом рынке это никому не нужно будет ещё лет 5-7. Рынок в застое.
    Пока эффективно работают только откатные проекты (ИМХО), а подобные проекты не интересует.

  • Андрей Куртасов
    16:29

    «Надо брать опыты других стран и «подгонять» их под российское законодательство и менталитет :-)» — мало на рынке тех руководителей которые «Хотят и Могут» :-)

  • Влас
    23:27

    «Пока эффективно работают только откатные проекты (ИМХО), а подобные проекты не интересует»
    +1000 :-(

    «Я даже знаю их в лицо» — товарищЪ «Оглы» не забегал?
    (я тоже многих знаю, но есть нормальные ребята, которые хорошо делаю и дорого продают (трудяги), а есть с уклоном на криминал… вот и уезжает из столицы на одну битую одна угнанная :) ))

  • Андрей Куртасов
    09:22

    2_Влас
    "… товарищЪ «Оглы» не забегал?" может и забегал, но я не заметил.

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля