Предложенные Роспотребнадзором поправки к закону о защите прав потребителей, распространяющие его действие на финансовые услуги (включая страхование) и наделяющие страхователей действенными инструментами защиты своих интересов, вызывали негативную реакцию банковского сообщества и Минэка.
Ассоциация российских банков (АРБ) и Минэк считают, что проект поправок плохо проработан и содержит множество неясных и неоднозначных формулировок. АРБ направила письма с отрицательным отзывом на проект в Минздравсоцразвития, Минфин, Банк России и Минэк. А Минэк подготовил заключение об оценке регулирующего воздействия проекта, в котором предлагает его существенно доработать (тексты письма и заключения есть в распоряжении АСН).
В Минздравсоцразвития АСН сообщили, что сейчас законопроект находится на повторном согласовании с органами исполнительной власти. Это может затянуть принятие поправок на неопределенный срок.
Принятие поправок, подготовленных в конце прошлого года Роспотребнадзором, в частности, предоставило бы клиенту страховщика возможность подавать на компанию в суд по месту жительства (а не по месту регистрации ответчика) без уплаты госпошлины и требовать не только исполнения обязательств, но и компенсации морального вреда. В случае проигрыша страховщику пришлось бы еще и заплатить штраф в 50% от проигранной суммы.
Сегодня подавляющая часть страховых услуг не подпадает под действие закона о защите прав потребителей, поскольку такую позицию занял в 2008 г. Верховный суд РФ. В результате интересы клиента страховщика практически не защищены: он может подать в суд за просрочку или незаконный отказ в страховой выплате, но не создаст этим каких-либо проблем компании. Судебное разбирательство длится обычно около полугода, а налагаемые судом на страховщика неустойки часто меньше дохода компании от пользования деньгами клиента за это время.
Проблему недостаточной защиты клиентов страховых компаний признают и страховой надзор, и Минфин. Они предлагают решать ее введением штрафов для страховщиков за занижение, задержку и неправомерные отказы в выплатах.
По мнению опрошенных АСН страховых юристов, надзорные санкции к страховщикам за невыполнение условий договоров страхования могут несколько улучшить положение клиентов. Но они не сопоставимы по силе воздействия с законом о защите прав потребителей.
Так, старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков отмечает, что действенность штрафов для страховщиков сомнительна, ведь их можно применять только в бесспорных ситуациях. «В любом случае, они могут защитить страхователя лишь косвенно», – считает он.
По мнению же старшего партнера бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрия Фогельсона, «распространение закона о защите прав потребителей на страхование – это вопрос о развитии страхования, о доверии страховщикам».
Опрошенные АСН страховые юристы отмечают также, что вопрос о распространении закона о защите прав потребителей на страховые услуги не так прост, и его решение требует осторожности. Однако, по крайней мере, в части общих правил закон вполне может быть применен к страхованию уже сейчас. «В Европе и на Западе аналогичный закон применяется к страхованию, и там это работает», – отмечает Сергей Дедиков.
Представители банковского сообщества и страховщики с этим не согласны. Они считают, что их деятельность должна регулироваться профильными законами, а не законом о защите прав потребителей.
Так, исполнительный вице-президент АРБ Андрей Емелин заявил АСН, что защита прав потребителей на финансовом рынке должна осуществляться на основании не общих, а специальных норм.
По мнению заместителя гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игоря Иванова, «финансовые услуги – товар специфический, и их регулирование должно осуществляться в рамках отраслевых законов».
«Улучшать защиту потребителей нужно в рамках прямых законов, которые регулируют страховую отрасль», – полагает вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин.
Гендиректор СО «Россия» Юрий Колесников признает инициативу Роспотребнадзора справедливой, однако опасается злоупотреблений правом со стороны страхователей ввиду сложившейся практики правоприменения. «Такой законопроект требует детальной проработки и обсуждения с участниками рынка», – считает он.
Ассоциация российских банков (АРБ) и Минэк считают, что проект поправок плохо проработан и содержит множество неясных и неоднозначных формулировок. АРБ направила письма с отрицательным отзывом на проект в Минздравсоцразвития, Минфин, Банк России и Минэк. А Минэк подготовил заключение об оценке регулирующего воздействия проекта, в котором предлагает его существенно доработать (тексты письма и заключения есть в распоряжении АСН).
В Минздравсоцразвития АСН сообщили, что сейчас законопроект находится на повторном согласовании с органами исполнительной власти. Это может затянуть принятие поправок на неопределенный срок.
Принятие поправок, подготовленных в конце прошлого года Роспотребнадзором, в частности, предоставило бы клиенту страховщика возможность подавать на компанию в суд по месту жительства (а не по месту регистрации ответчика) без уплаты госпошлины и требовать не только исполнения обязательств, но и компенсации морального вреда. В случае проигрыша страховщику пришлось бы еще и заплатить штраф в 50% от проигранной суммы.
Сегодня подавляющая часть страховых услуг не подпадает под действие закона о защите прав потребителей, поскольку такую позицию занял в 2008 г. Верховный суд РФ. В результате интересы клиента страховщика практически не защищены: он может подать в суд за просрочку или незаконный отказ в страховой выплате, но не создаст этим каких-либо проблем компании. Судебное разбирательство длится обычно около полугода, а налагаемые судом на страховщика неустойки часто меньше дохода компании от пользования деньгами клиента за это время.
Проблему недостаточной защиты клиентов страховых компаний признают и страховой надзор, и Минфин. Они предлагают решать ее введением штрафов для страховщиков за занижение, задержку и неправомерные отказы в выплатах.
По мнению опрошенных АСН страховых юристов, надзорные санкции к страховщикам за невыполнение условий договоров страхования могут несколько улучшить положение клиентов. Но они не сопоставимы по силе воздействия с законом о защите прав потребителей.
Так, старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков отмечает, что действенность штрафов для страховщиков сомнительна, ведь их можно применять только в бесспорных ситуациях. «В любом случае, они могут защитить страхователя лишь косвенно», – считает он.
По мнению же старшего партнера бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрия Фогельсона, «распространение закона о защите прав потребителей на страхование – это вопрос о развитии страхования, о доверии страховщикам».
Опрошенные АСН страховые юристы отмечают также, что вопрос о распространении закона о защите прав потребителей на страховые услуги не так прост, и его решение требует осторожности. Однако, по крайней мере, в части общих правил закон вполне может быть применен к страхованию уже сейчас. «В Европе и на Западе аналогичный закон применяется к страхованию, и там это работает», – отмечает Сергей Дедиков.
Представители банковского сообщества и страховщики с этим не согласны. Они считают, что их деятельность должна регулироваться профильными законами, а не законом о защите прав потребителей.
Так, исполнительный вице-президент АРБ Андрей Емелин заявил АСН, что защита прав потребителей на финансовом рынке должна осуществляться на основании не общих, а специальных норм.
По мнению заместителя гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игоря Иванова, «финансовые услуги – товар специфический, и их регулирование должно осуществляться в рамках отраслевых законов».
«Улучшать защиту потребителей нужно в рамках прямых законов, которые регулируют страховую отрасль», – полагает вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин.
Гендиректор СО «Россия» Юрий Колесников признает инициативу Роспотребнадзора справедливой, однако опасается злоупотреблений правом со стороны страхователей ввиду сложившейся практики правоприменения. «Такой законопроект требует детальной проработки и обсуждения с участниками рынка», – считает он.
Ну выборы уже прошли, так что граждане могут спать спокойно) Лет 6 на доработку потратить не очень сложно) Надо бы еще с ТО все вернуть как было, а заодно и часы начать переводить. Короче «продолжить» реформы)
Конечно в этих ваших европах все через задницу вон и картинка подтверждает. Поэтому Наши законотворческие креативщики должны изобрести свой велосипед «с блэкджеком и шл*хами». Ведь их велосипеды не позволяют в любой ситуации сделать потребителя крайним. Нам это не подходит.
Вопрос к АСН:
А что с Ильичем случилось? Бандитская пуля?
Вопрос к АСН:
А что с Ильичем случилось? Бандитская пуля?
Это старое фото. Ильича у Финляндского вокзала взорвали питерские ультра, получилась дырка. Увезли ремонтировать, по-моему, уже поставили обратно.
Kutek! Это родственники Фани Каплан накормили Ильича.
Памятник Ленину на площади перед Финляндским вокзалом в Санкт-Петербурге поврежден взрывом 1 апреля 2009 г. Сработало взрывное устройство. В результате в спине десятиметрового бронзового Ленина появилась дыра диаметром примерно в метр. Памятник изображает выступление Ленина на броневике, состоявшееся на вокзале в 1917 году.
дырки в законодательстве не мельче, чем на памятнике?!
ЭЭЭээххххх, может Ильича «вернуть»?
Теперь я знаю как называется ЭТО место — СПИНА. Выходит зря я в школе на дискотеке по мордасам получил.
Наташка!!! Спина это была!!! СПИНА!!!
Понравились слова Колесникова: требуется обсуждение с участниками рынка. Интересно, страхователей позовут?
«Увезли ремонтировать, по-моему, уже поставили обратно.»
Это очень зря, было классно.
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах