Широкий шаг навстречу страхователям

Практика безнаказанности при неправомерных отказах страховщиков в выплатах, их занижении и затягивании скоро может уйти в прошлое. Верховный суд намерен дать страхователям-физлицам эффективный механизм для защиты их интересов.

09:10
9
Постановление Пленума ВС поможет страхователям-физлицам в спорах со страховщиками.
Вчера Пленум Верховного суда РФ обсудил проект своего постановления, которое распространяет действие закона о защите прав потребителей на страхование в части, не урегулированной специальными страховыми законами. Проект может быть утвержден уже этим летом.

«Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например... договор страхования как личного, так и имущественного...), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами», – говорится в проекте постановления (есть в распоряжении АСН).

По мнению опрошенных АСН страховых юристов, из текста документа следует, что в результате страхователи – физические лица смогут:
 
1. Подавать иски к страховщикам в суд по своему месту жительства, а не по месту регистрации страховой компании.
2. Не платить госпошлину.
3. Требовать со страховщика возмещения морального вреда.

Кроме того, если страховщик проиграет суд, он дополнительно заплатит в бюджет штраф в размере 50% от взысканной судом суммы, считает старший партнер адвокатского бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрий Фогельсон.

Постановление Пленума Верховного суда является для нижестоящих судов лишь рекомендательным. Тем не менее, занятая Верховным судом в 2008 г. принципиально иная позиция привела к тому, что сейчас суды при рассмотрении страховых споров, как правило, не применяют закон о защите прав потребителей.

В результате сегодня у клиента страховой компании практически нет эффективных способов борьбы с недобросовестностью страховщика. В случае несогласия с размером выплаты, отказом в ней или задержкой он может обратиться в суд. Если суд вынесет решение в его пользу (а на судебную тяжбу уходит обычно около полугода), клиент получит лишь причитающуюся ему выплату и крошечную неустойку. Клиент также может пожаловаться на страховщика в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), выполняющую функции страхового надзора. Однако споры о размере выплаты ФСФР решить не в состоянии. Признание же жалобы клиента обоснованной в других случаях все равно не увеличит взыскиваемую со страховщика сумму.

Принятие нового постановления Пленума Верховного суда исправит это положение. Возможность обратиться в суд по месту жительства и отсутствие необходимости платить госпошлину существенно облегчат обращение страхователя в суд. Штрафы же заставят многих страховщиков пересмотреть свою выплатную политику.

Опрошенные АСН юристы поддерживают эту позицию Верховного суда и отмечают, что она давно назрела.

«Вероятно, в случае принятия проекта постановления нормы закона о защите прав потребителей будут широко применяться в массовых видах страхования: автокаско, страховании имущества граждан, – считает старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков. – Очень важно, что Верховный суд наконец-то заговорил об этом. Если постановление будет принято – это будет революционный шаг».

По мнению старшего партнера «ЛексФинанс Груп» Кирилла Гацалова, постановление может сильно изменить поведение страховщиков по отношению к страхователям. В частности, оно заставит многих из них пересмотреть политику отказов и усилить работу по досудебному урегулированию претензий клиентов.

«Считаю, в проекте постановления Пленума Верховного суда выражена правильная позиция. Его принятие существенно облегчит жизнь страхователям», – старший партнер адвокатского бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрий Фогельсон.

По теме:
Блог Сергея Дедикова: Защита потребителей: пути эволюции. Анализ и прогноз
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
9 комментариев
9 комментариев
  • Senya
    09:51

    Наконец то! Суду ведь это тоже выгодно. Страховщикам станет накладно судиться и количество дел уменьшится.

  • cthulhu
    09:55

    Смущает только пункт «2. Не платить госпошлину.» Получается физлица могут подать кучу ничем необоснованных исков, таким образом загрузить суд и юристов СК и все это абсолютно безнаказанно? На языке интернетов: найдена возможность DDOS'a страховщиков и судов)

  • svnktr
    10:30

    Вот всё таки удивительная у нас страна!!! Вместо того, чтобы решать ОБЩИЕ вопросы организации страхования в целом и системно, решили «проломить» проходы через ВС. Оч разумно. Особенно мне интересно, откуда будут браться 50% от требований на штрафы? Не из резервов же? РГС и Ингос, может, и найдут «внутренний» ресурс в таких объемах. А найдет ли какая-нить Ростовская или Новосибирская ОАО «Ромашка» эти деньги? Ну вот ооооочень сильно сомневаюсь!!! Или, не мытьем так катаньем, «оптимизируем» рынок? Ну ну… верной дорогой идете, Товарищи!
    Ну всё в этой несчастной стране через одно место. Как можно страхование сравнивать с потребительским рынком?!!! Как можно алеаторный признак договора страхования, ставить в один ряд с «примитивом» торговли батонами или башмаками? Где «батоны», а где страхование?!!!
    Да, конечно, «кое с кем» стоит «поговорить», поляну этот «кое то» давно не сечёт. Но зачем же базовые основы с ног на голову ставить?

  • Семен Дружинин
    12:00

    На счет оплаты госпошлины все не так уж однобоко. Ведь сейчас освобождается от ее уплаты только физическое лицо, требования которого не превышают 1 000 000 руб. Если требования будут больше, то платить пошлину придется за сумму, превышающую установленный лимит и тогда приятным будет только то, что можно будет подать иск по своему месту жительства. Понятно конечно, что в большей части платить госпошлину никто не будет, но тем не менее…
    Да и со штрафами для страховщиков не все так однозначно, ведь сейчас они накладываются только в том случае, если досудебные требования заявителя не были удовлетворены ответчиком в отведенный для этого период, а в целях экономии своего времени, обращаться в адрес страховщиков с претензиями скорей всего будет не так много людей.

  • Эстет
    12:46

    Это только проект бсколько таких уже было. Будет интересно, что получится на выходе.

  • Монолит
    15:20

    … И Страхнадзор можно будет сокращать на три четверти

    photo

  • peterwell
    08:38

    Здесь, я только не понимаю возмущения страховщиков, которые своими лоббистскими возможностями не давали на законодательном уровне формально распространить дейстиве закона о защите прав потребителей на страховые отношения. Фактически отличия страховых отношений от каких-либо других отношений с потребителем услуг нет. Указанный проект Постановления на деле исправляет «ошибку» Верховного суда на многие годы ущемившей права самой незащищенной стороны договора страхования, питая рост недоверия граждан к страхованию.

    Если опять не победят лоббисты…

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля