Игра-cтратегия

Минфин подготовил свою стратегию развития страхового рынка. Согласно ей, в частности, страховщикам надо заботиться об охвате клиентов страхованием больше, чем о прибыли, а страхование госимущества может быть отдано госагентству. Впрочем, если новая стратегия будет исполняться так, как старая, кардинальных изменений на рынке не произойдет.

08:56
12
Минфин разработал план превращения страхования в стратегически значимый сектор экономики.
Минфиновская стратегия разрабатывается параллельно с попыткой страховщиков подготовить свой аналогичный документ. Эта попытка стоимостью около 30 млн р., предпринятая Всероссийским союзом страховщиков с привлечением иностранного консультанта Oliver Wyman, оказалась неудачной. По мнению ряда представителей страхового сообщества, проект стратегии пестрит не слишком достоверными цифрами и противоречивыми планами.

Проект стратегии Минфина выполнен более основательно. Он предусматривает такие важные направления развития, как:
  • введение тарифных коридоров в обязательных видах страхования;
  • контроль исполнения страхователями обязанности по заключению договоров страхования;
  • законодательное обеспечение электронного страхования;
  • внедрение методов оперативного мониторинга и оценки финустойчивости страховщиков;
  • совершенствование проверок и систематизация условий применения санкций;
  • публичное раскрытие информации о страховщиках, их продуктах и ценах;
  • развитие системы рейтингования страховщиков;
  • определение требований к страховым посредникам, актуариям, сюрвейерам и аджастерам;
  • допуск страховщиков к участию в пенсионной системе;
  • развитие взаимного страхования.
Есть в стратегии Минфина и спорные пункты. Это, например:
  • постулат о том, что приоритет удовлетворения потребностей в страховании всех категорий потенциальных страхователей должен быть выше приоритета прибыльности бизнеса;
  • возможность передачи страхования государственного и муниципального имущества специальному государственному страховому агентству;
  • введение гарантийных фондов в массовых социально значимых видах страхования;
  • расширение сферы деятельности страховщиков за счет введения института страхового поручительства.
Новая стратегия Минфина рассчитана на восемь лет, до 2020 г. Между тем опыт выполнения ныне действующей стратегии, рассчитанной всего на три года, показывает, что развитие рынка не идет по сценарию. Например, в прежней стратегии не были отражены такие значимые для рынка события, как:
  • реформа страхнадзора: присоединение ФССН к ФСФР, а теперь – еще и ФСФР к ЦБ;
  • введение системы прямого возмещения убытков в ОСАГО;
  • передача страховщикам функций проверки техосмотра.
В нынешней стратегии, срок действия которой истекает в этом году, содержится 16 пунктов. 4 из них не исполнены вовсе, а остальные выполнены лишь частично. При этом наиболее существенные для рынка пункты стратегии пока так и остались на бумаге. 

Так, если бы стратегия развития страхового рынка была реализована целиком, то:
  • восстановление территорий, пострадавших от наводнения в Краснодарском крае, производилось бы по многоуровневой системе: сначала возмещение выплачивалось бы из средств страховщиков и хозяйствующих субъектов в пределах определенных для них лимитов и только при нехватке этих лимитов к компенсации ущерба подключилось бы государство;
  • страховщики могли бы пользоваться общей базой данных, позволяющей идентифицировать страховые события и объекты страхования;
  • капитализация страховщиков была бы повышена не вследствие ужесточения требований к уставному капиталу (в результате чего рынок покинуло около 100 игроков), а в результате активной инвестполитики страховщиков;
  • оценка работы страховщиков основывалась бы, в частности, на судебных решениях по страховым спорам;
  • на рынке работал бы эффективный институт независимых экспертов-техников;
  • к брокерам-юрлицам предъявлялись бы требования по уровню квалификации и размеру капитала;
  • на рынке страхования жизни работала бы система гарантийных фондов;
  • в некоторых видах страхования основными страховщиками выступали бы общества взаимного страхования.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
12 комментариев
12 комментариев
  • Kutёk
    10:09

    Хорошая статья. Вот бы еще Оливер ее почитал, может быть размер его документа сократился, а стоимость (и полезность) каждой страницы возросла.

  • Ins-Shura
    10:40

    Любят у нас масштабность, гигантизм и пустословие. Не претендую на звание «реального эксперта», но считаю, что всю стратегию развития страхования можно было бы вполне изложить не на 150 и даже не на 40 страницах, а максимум на 10, при этом сделав ее еще и гораздо более информативной и практически полезной. Это ж просто, например (импровизирую):

    пункт Х.
    Цель:введение электронного страхования.
    Меры:
    1. внести в Гражданский кодекс поправки, обеспечивающие…
    2. издать следующие нормативные правовые акты в сфере налогообложения, обеспечивающие беспрепятственный режим осуществления электронного страхования:…

    Показатели достижения цели:
    1. Объем электронных продаж страховых услуг на уровне не менее Х% объема национальной страховой премии к 20ХХ г.
    2, ...

    При этом из стратегии надо выкинуть все неоднозначное и то, достижение чего нельзя определить через формализованные показатели.

    Я не прав?

    • noire
      11:09

      Ну, стратегия все же и должна быть немного бла-бла-бла и упоминать высокие светлые цели (первый пункт), а то, что вы пишете в пунктах «меры/показатели», уже стратегический план / «дорожная карта» и т.д., которые обязательно должны прилагаться к стратегии. Другое дело, что цели должны быть как-то разумно обоснованы, т.е., кому, когда, каким образом и почему от выполнения этих целей похорошеет.

      • Ins-Shura
        11:14

        А зачем нам столько бла-бла-бла? Просто ради бла-бла-бла (например, за зеленый лимон) или мы все-таки чего-то достичь хотим?

        • noire
          11:22

          Понять, чего достить хотим в результате и зачем нам это надо. Ну вот в вашем примере — введем электронное страхование массово (ура-ура), через пару лет окажемся в ситуации Великобритании, где мотором в текущей ситуации из-за развития директ канала стало заниматься просто бессмысленно:
          http://www.ey.com/...

        • Ins-Shura
          11:25

          Ну естественно сначала надо проанализировать все хорошенько, а затем выкинуть все неоднозначное. Не уверен, что сам анализ надо приводить в стратегии. Также не уверен, что там надо объяснять, почему по результатам анализа то или иное направление признано неоднозначным.

        • Maru
          15:26

          У иностранцев короче не получилось — им, наверно, как машинисткам и переводчикам, «с листа» платили?! :-(

      • Ins-Shura
        11:16

        Но в любом случае, если даже с таким блла-бла-бла, как Вы пишете — то документ тогда еще короче и понятнее будет.

    • Юрий М
      11:14

      Прав. Если бы цели были такие — простые и ясные — то именно так и надо было бы делать.

  • i_redfield
    18:30

    Коллеги, объясните, пожалуйста, стр.3 «Дорожной карты». Пишут: "… по итогам 2020 г. доля обязательных видов страхования в общем объеме собираемой премии должна сократитЬся до 18% с текущих 50%". Если принять загадочные цифры с минусами за вычитаемые процентные пункты, то да, получается 18. Но строчкой выше, выходит, нужно прибавлять, и там получится 94. В сумме 112% — вирус с Большого Черкасского детектед? :) А главное, в 2011 году доля обязательных видов от рынка без ОМС (а именно на этот вид базы наводит вторая строчка таблицы, примерно соответствующая данным ФСФР за период) никак не ровно половина, а почти ровно 1/6.
    И это еще не самое загадочное.
    Единственная строчка, не взрывающая мозг — третья снизу. По остальным тоже есть гипотезы, но как их проверить? :)

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля