Гонка за ОС ОП
Новый вид страхования – обязательное страхование ответственности перевозчиков (ОС ОП) – по закону должен заработать с 1 января 2013 г. Однако для его запуска до сих пор многого не хватает. В частности, сегодня закон об организации страхового дела даже не содержит такого вида страхования, к которому можно было бы отнести ОС ОП, что делает невозможным получение страховщиком соответствующей лицензии. Поправки Натальи Бурыкиной исправляют эту ситуацию. Они позволят ФСФР выдавать лицензии на «иные виды страхования, предусмотренные федеральными законами об обязательных видах страхования».Поправки, предложенные в преддверии запуска обязательного страхования ответственности перевозчиков, должны существенно облегчить страховщикам процесс получения лицензии. Сейчас компании, решившей получить новую лицензию, необходимо сначала исполнить все выданные ей предписания страхнадзора. Среди них могут быть и такие, исполнить которые практически невозможно (например, предписания за продажу полиса ОСАГО без техосмотра).
При этом доля предписаний, выданных за несоблюдение требований к финансовой устойчивости и платежеспособности, относительно невелика. По оценкам бывшего руководителя ФССН Александра Коваля (ныне – президента «Страхового союза»), она обычно не превышает 3–5% от общего числа предписаний. Предписание же, выданное за непредставление отчетности, легко снимается после ее представления.
Помимо неисполненного предписания в числе оснований для отказа в выдаче лицензии закон предусматривает «наличие неустраненного нарушения страхового законодательства». Эту норму также предлагается изменить. Согласно поправкам, в выдаче лицензии будет отказано в случае применения к страховщику лицензионных санкций и введения в компании временной администрации.
Как сообщили АСН в комитете по финрынку, поправки подготовлены экспертным советом при комитете. Они включены в состав поправок к закону об организации страхового дела об увеличении иностранной квоты в совокупном уставном капитале российских страховщиков. Этот пакет уже прошел первое чтение. В конце прошлой недели комитет рекомендовал Госдуме принять его во втором чтении.