Как уже сообщало АСН, отделение ФСФР в Сибирском федеральном округе выявило полис ОСАГО, проданный «Росгосстрахом» на основании частично заполненного талона техосмотра. Страхнадзор предписал компании устранить нарушение. Также страховщик должен был провести внутреннюю проверку на предмет нарушений законодательства при продаже полисов ОСАГО в Иркутской области и представить объяснения причин допущенных нарушений. Из-за того, что «Росгосстрах» не смог представить в ФСФР все требуемые службой документы, его оштрафовали на 500 тыс. р.
Страховая компания успешно оспорила штрафную санкцию в суде. Арбитражный суд Москвы указал, что в действиях страховщика «...по заключению договора ОСАГО под отлагательным условием (прохождение потенциальным страхователем технического осмотра у оператора ТО) нет нарушения страхового законодательства РФ». Также суд учел, что страховщик принял все зависящие от него меры для исполнения предписания: издал приказ об усилении контроля за соблюдением законодательства об ОСАГО и техосмотре и расторг договор со страхователем. Этот вердикт устоял в апелляции и на днях был подтвержден кассационной инстанцией – Федеральным арбитражным судом Московского округа.
Эксперты расходятся в оценке как законности отлагательного условия прохождения ТО, так и влияния указанных судебных актов на рынок. Партнер ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат полностью согласен с выводами суда. По его мнению, ФСФР формально подошла к оценке действий страховой компании. «А суды понимают, что страховые компании лишь пытаются обеспечить страховую защиту, несмотря на все изменения в регулировании процедуры ТО и несовершенство нормативной базы». Вместе с тем, по его мнению, проблема продажи ОСАГО без ТО потеряла актуальность. «Система прохождения ТО по новым правилам уже налажена. Страховщики организовали логичную систему продаж в новых условиях. Поэтому данная позиция судов не должна существенно повлиять на работу страховых компаний», – уверен он.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадим Филипков считает по-другому: «Закон четко определяет перечень документов, которые должны предъявляться при покупке ОСАГО. Один из них – диагностическая карта или талон техосмотра». В соответствии с реформой ТО, на страховщиков возложена обязанность по контролю прохождения технического осмотра. «Если, почитав такие судебные решения, страховщики последуют примеру «Росгосстраха» и вообще перестанут требовать подтверждения техосмотра, то вся реформа ТО полетит в тартарары и люди перестанут проверять машины на техбезопасность», – считает Вадим Филипков.
Это же почём интересно?
Вадим Филипков на мой вгляд переоценивает значимость реформы ТО, и ТО вцелом. Автовладелец в здравом уме сам следит за своим авто, так как от этого напрямую зависит его жизь. А сам талончик означает что в данное время, конкретного дня машина была исправна… через 2 минута ситуация может стремительно изменится. Например не приведи Бог откажут тормоза
Какой бред несет суд про отлагательное условие по прохождению ТО. Отлагательное условие имеет смысл, если оно зависит только от воли исполняющей стороны. Но прохождения ТО может и не быть, не смотря на то, что страхователь и поедет проходить ТО. Есть такие рыдваны, что в принципе не пройдут ТО. У автомобиля могут быть и конструктивные особенности, не позволяющие пройти ТО. Прохождение ТО как состоявшийся факт не может зависить только от исполнения страхователем обязательства поехать на диагностику. Результат ТО зависит от действий оператора ТО, который никаких обязательств и гарантий по всяким отлагательным условиям о предстоящей выдаче диагностической карты на себя не принимает. Какая может быть гарантия прохождения ТО, если автомобиль не исправен. А каких-либо обязательств по приведению автомобиля в надлежащее техническое состояние для гарантированного прохождения ТО страхователь на себя не принимает. Так же с его стороны нет никаких обязательств под это отлагательное условие не использовать автомобиль до прохождения ТО. По тем выплатным делам, которые через меня проходили и по которым один из участников был клиентом РГС с предзаполненным документом о прохождении ТО, так вот более 90% таких РГСовских клиентов, получивших полисы видно под отлагательное условие, никакого ТО не проходили и не собирались этого делать.Тем более попав в ДТП — тут уже надо машину ремонтировать, а не на техосмотр ехать. В других регионах может иная статистика, но не думаю, что намного лучшая.
Филипков прав. Чем дальше — тем смешней становится!
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily