Столичную страховку пропишут всей России

Проект Минфина, разработанный по поручению Дмитрия Медведева, де-факто распространяет опыт московской программы страхования жилья на всю страну. При этом он стимулирует граждан страховаться: госпомощь будет оказываться только застрахованным. Объем нового рынка – десятки миллиардов рублей премии в год.

09:03
22
Гражданам России предложат льготное страхование жилья от пожаров и стихийных бедствий.
Московская программа
страхования жилья
Льготная программа страхования жилья работает в Москве с 1997 г., а нынешние условия страхования были утверждены в 2002 г. Страховка покрывает риски пожара, взрыва, затопления и ряда стихийных бедствий. Программа допускает оплату страхования по квитанциям коммунальных услуг. Власти Москвы субсидируют страховые выплаты – они покрывают 30% убытка.

По данным страховых компаний, в разных округах Москвы страхованием по этой программе охвачено в среднем от 30% до 65% всех квартир. Годовая страховка стоит 500–600 р., а средняя выплата составляет 25–35 тыс. р. Доля выплат в премиях по этому страхованию невелика: в 2012 г. она составила около 30%, в первом полугодии 2013 г. – 25–35%.

По данным Мосгорстата, в конце 2011 г. в Москве насчитывалось 3,88 млн квартир. Если исходить из средней цены полиса (550 р.), то потенциальный объем московского рынка – около 2 млрд р.
Концепция подготовленного Минфином законопроекта вчера поздно вечером была одобрена на заседании экспертного совета при Службе Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). «Сейчас идет спор о том, будет ли это проектом самостоятельного закона или поправками к разным законам», – сообщил АСН один из участников заседания экспертного совета. Окончательный текст проекта должен быть представлен Минфином сегодня, сообщил АСН другой участник заседания.

В понедельник концепция закона уже получила одобрение на совещании в Минфине. Как сообщила АСН заместитель руководителя департамента Минфина по финансовой политике Вера Балакирева, она была поддержана с учетом редакционных замечаний. По ее словам, эти замечания носят в основном технический характер.

Проект закона (имеется в распоряжении АСН) наделяет субъекты РФ правом определять основные условия страхования (перечень страховых рисков, размер страховой суммы, порядок получения гражданином страхового возмещения и субсидирования выплат). Теоретически это позволяет им запускать программы страхования, аналогичные московской: граждане смогут платить за страховку по квитанциям коммунальных услуг, а субъекты РФ – субсидировать часть выплат (см. верхнюю врезку).

Страховщики, страховые объединения или субъекты РФ должны будут разработать программы страхования, обеспечивающие:

  • добровольность участия граждан в страховании;
  • господдержку на случай утраты жилого помещения в результате пожара, стихийного бедствия, иных чрезвычайных ситуаций, наступление которых вероятно на территории субъекта РФ;
  • Объем нового рынка
    По данным Госкомстата, в конце 2011 г. в стране насчитывалось 3,3 млрд кв. м жилья. В 2013 г. ставка страхового взноса установлена в размере 1 р. 21 коп. за 1 кв. м в месяц. Таким образом, при охвате страхованием 50–100% жилья по московским ценам годовые сборы на новом рынке должны составить 20–50 млрд р. 
    определение страховой суммы исходя из социальной нормы площади жилья и стоимости квадратного метра жилья в субъекте РФ;
  • возможность уплаты премии по договору в рассрочку (в частности – по квитанциям на оплату коммунальных услуг);
  • выражение согласия страхователя с предложенными страховщиком условиями страхования (офертой) путем оплаты страхового взноса;
  • реализацию выбранного субъектом РФ способа финансового обеспечения расходов на возмещение ущерба (выделение гражданам субсидий в дополнение к страховым выплатам или софинансирование части выплат в доле, определенной программой).
Согласно законопроекту, на помощь государства сможет рассчитывать только гражданин, чье жилье было застраховано. При этом застрахованный сможет получить по своему выбору либо выплату от страховщика, либо новое жилье от государства (при условии передачи государству страховой выплаты). Незастрахованным будет предложено жилье на условиях социального найма, которое нельзя будет приватизировать и передать по наследству.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
22 комментария
22 комментария
  • Юрий М
    10:51

    Дорогое АСН! Проект закона — публичная вещь или у вас он шпионским путем?
    Глянуть было бы интересно не только мне, наверное.

  • АСН Администратор
    11:27

    вообще проект не публичный, однако ссылка на него добавлена в текст материала

  • Peter
    11:52

    А если гражданин желает в добровольном порядке застраховать свое жилье, а страховая компания отказывается принимать на страхование, как с ним поступят…

    • Ведьма из Блэр
      11:55

      Его дом подожгут, а потом предоставят жилье по социальному найму, которое нельзя будет ни завещать, ни продать?

    • Юрий М
      12:03

      Зависит от того, почему отказывается. Вообще-то на рынке их 400 штук, кто-то да возьмет.

      • Kutёk
        13:06

        А вот тут и всплывает маленькое НО с толстыми последствиями. В Москве аккредитовано всего с пяток страховщиков и территории между ними жестко поделены. И на это также жестко завязана оплата премии через квартплату.
        Как Россию пилить будем?

        Что будем пилить там, где нету квартплат?
        Напр. почти в любой деревне платят только за свет, ну максимум за газ.

        ИМХО. Как-то это они там все наскоком очень просто решили. Что-то подсказывает мне, что на практике все будет намного-намного сложнее.

        • Юрий М
          13:47

          Я бы сделал так — уже давно писал, да все преходяще. По городскому жилью — нужно определить минимальный кластер, ниже которого дробить страхование нельзя.
          Технологически — это порядка 30-50 тыс. квартир, ниже нельзя, совсем будет трудно с этим возится. Оптимально — не менее 100 тыс. Города меньше необходимо объединять в единый территориальный кластер под одного страховщика (выглядит вроде как нерыночно, я знаю, но тут суровая правда жизни). То есть, если город — миллионик, то там по конкурсу пусть отбираются и топчутся 3-4 страховщика. Конкурс (первый-второй) строго на год, по итогам года контроль двух показателей: средняя выплата и удовлетворенность жителей программой. Ниже целевых показателей или средних по стране — добро пожаловать на выход, из желающих дать отменный сервис очередь будет стоять.

        • Kutёk
          16:06

          Юрий, чувствуется, что тема Вам крайне близка и понятна. Тогда еще один вопросец — а вдруг Вашу компанию как раз и не выберут в тот самый сладкий московский или питерский кластер, где есть 50000 квартир и нет наводнений. Скажут к примеру (а их мы много уже насмотрелись), что главный критерий качества — это активы в 50 миллиардов рублей. А вот тех кому бог не дал 50 миллиардов, тому полно кластеров на севере Якутии и северо-востоке республики Коми, в устье реки Лена, устье Енисея… да мало ли еще отличных рек в России с наводнениями и лесными пожарами.
          В самый раз на тех кластерах развивать активы. Есть где размахнуться, а заодно и опыт внедрить, отрихтованный на московских нивах.

        • Юрий М
          16:14

          А как раз так и будет, тут уж я не сомневаюсь.

        • Юрий М
          21:20

          Да, если уж без шуток, то любой относительно большой регион страховщику можно брать и развивать его по этой схеме. Даже далекий, бедный и убитый.
          Вопрос только в среднем взносе и в, в основном, в доле господдержки. Напомню, в Москве начиналось с 70%, сейчас 30% ( и то многовато). А в Ленске должно быть 80-90%.

        • hris
          12:28

          конкурс раз в год — тяжело организационно… Юрий, Вы ни разу не участвовали?

        • Юрий М
          13:18

          А то. Тяжело, конечно. Но для того, чтобы сразу устаканить процесс и отсеять самых отпетых жуликов. Через 2-3 года можно переходить на длинный цикл — 2-3 года.

        • hris
          14:27

          и еще, кстати, по московской программе РПМ формируют и целевым образом тратят (!) ибо рентабильность бизнеса очень даже позволяет (если судить по врезке к статье).
          а в этом законопроекте я что-то упоминаний об этом не обнаружила…

        • Юрий М
          15:30

          Да, РМП есть, но для него не нужны отдельные строки в законе. Это легко решить на местном уровне.

        • Юрий М
          15:42

          РПМ

        • Kutёk
          13:18

          РПМ -это отдельная песня, лучше ее не вспоминать

  • Дисыч
    14:59

    почему то хрюшки с картинки очень напоминают экспертный совет ГД по фин рынкам в рассуждении о страховании (см. блог Пылова К. вверху)

  • Kutёk
    16:08

    Предлагаю в следующую Жестяную саламандру ввести номинацию «Срач года» и сразу включить туда эту новость.
    148% что весь рынок перегрызется на идеях Медведева.

  • Kutёk
    11:24

    Юрий, искренне желаю лично воплотить все эти расчеты в жизнь. В 60-х комсомольцы ехали на целину, в 70-х на БАМ, в 2014 году настанет очередь нашего поколения. И страховщики начнут всенародное движение!..

    photo

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля