Страховые «колесные войны»: предсказуемый результат

АСН решило выяснить, как суды реагируют на отказы страховщиков в возмещении  ущерба от кражи автомобильных колес. Оказалось, что в таких случаях суды не принимают во внимание почти никакие аргументы страховщиков.

08:08
21
«Колесные войны» с потребителями автокаско почти всегда кончаются поражением страховщиков.

АСН проанализировало решения, которые касались отказов в возмещении ущерба от хищения колес и были вынесены судами апелляционных инстанций федерального уровня в разных регионах (30 вердиктов в 9 субъектах РФ). В этих случаях страховщики отказывали в возмещении в рамках автокаско по трем основаниям:

  • похищенные колеса не были застрахованы как дополнительное оборудование;
  • хищение колес не сопровождалось причинением других повреждений застрахованному автомобилю (с помощью такого условия страховщики пытаются снизить риск мошенничества со стороны страхователей);
  • хищение колес произошло без хищения самого автомобиля.

То, что похищенные колеса не были застрахованы как дополнительное оборудование, избавило страховщика от возмещения лишь в одном случае. При этом суд учел, что похищенные колеса были заменены после заключения договора страхования и что страховщик не был поставлен в известность об этой замене. В остальных случаях суды поддержали клиента.

Условие правил страхования, исключающее из покрытия случай хищения колес без причинения повреждений автомобилю было признано лишь Мосгорсудом. Судебная коллегия учла, что при заключении договора страхования стороны должным образом согласовали его условия. При этом суд отметил, что страховщик предлагал клиенту на выбор несколько страховых программ разной стоимости, различающихся между собой объемом покрытия. Одна из программ покрывала риск хищения колесных дисков и шин отдельно от автомобиля.

Во всех остальных случаях суды встали на сторону клиента. В нескольких судебных решениях указано, что колеса автомобиля являются его неотъемлемой частью и «ни в коей мере не могут быть отнесены к дополнительному оборудованию, поскольку без колес автомобиль не отвечает данному определению / назначению и не в состоянии выполнять свою прямую функцию перевозки».

В других судебных определениях говорится, что такого основания для отказа в возмещении, как хищение колес без причинения повреждений автомобилю либо без его хищения, не предусмотрено ни нормами Гражданского кодекса, ни иным законом. На этом основании подобные условия договоров страхования признавались судами ничтожными.

Судебные решения по спорам о страховом возмещении за похищенные колеса*

Регион Основание для отказа в возмещении Вердикт Документ
Башкортостан Колеса не застрахованы как доп. оборудование Отказать в иске Апел. опред Верховного суда Республики Башкортостан по делу № 33-3530/2012 от 05.02.2013 
Москва Колеса не застрахованы как доп. оборудование Взыскать возмещение Апел. опред Мосгорсуда по делу № 11-21950 от 26.08.2013
Пермский край Колеса не застрахованы как доп. оборудование Взыскать возмещение Апел. опред. Пермского краевого суда по делу № 33-1328/2012 от 09.01.2013
Санкт-Петербург Колеса не застрахованы как доп. оборудование Взыскать возмещение Апел. опред. Санкт-Петербургского горсуда по делу № 33-16636/2013 от 02.12.2013
Вологодская обл. Хищение колес не сопровождалось повреждением автомобиля Взыскать возмещение Апел. опред. Вологодского облсуда по делу № 33-3813/2012 от 12.09.2012
Москва Хищение колес не сопровождалось повреждением автомобиля Отказать в иске Апел. опред. Мосгорсуда по делу № 11-6845 от 28.02.2013
Омская обл. Хищение колес не сопровождалось повреждением автомобиля Взыскать возмещение Апел. опред. Омского облсуда по делу № 33-293/2013 от 30.01.2013
Оренбургская обл. Хищение колес не сопровождалось повреждением автомобиля Взыскать возмещение Апел. опред. Оренбургского облсуда по делу № 33-8349/2013 от 18.12.2013
Ростовская обл. Хищение колес произошло без хищения автомобиля Взыскать возмещение Апел. опред. Ростовского облсуда по делу № 33-13947 от 27.12.2012
Самарская обл. Хищение колес произошло без хищения автомобиля Взыскать возмещение Апел. опред. Самарского облсуда по делу № 33-11918 от 24.12.2012

Источник: АСН, по судебным решениям.

* АСН проанализировало решения апелляционных инстанций областных и верховных судов, вынесенные за два года – с 11 марта 2012 г. по 10 марта 2014 г. Нижестоящие суды не обязаны руководствоваться данными вердиктами, однако позиция вышестоящих инстанций оказывает на них существенное влияние. В случаях, когда одной судебной инстанцией было принято несколько решений, выбиралось самое позднее либо самое показательное.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
21 комментарий
21 комментарий
  • Kutёk
    11:07

    Неистово плюсую судьям. ИМХО — проблемы с колесами надуманы страховщиками. Колесо — это такая же конструктивная часть как ступица, как редуктор, как выхлопная труба и никак не доп.оборудование. То что есть десяток мошеников — то не повод подозревать всех автолюбителей в маразме. И то что в момент страхования была другая резина, чем в момент кражи — точно так я мог поменять и глушитель и бачок омывателя и лампочки. И что теперь мне о каждом чихе надо сообщать страховщику?

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    11:37

    Kutёk,

    к сожалению вопрос не так прост. Уровень злоупотреблений со стороны страхователей в этой области «зашкаливает»… Сам несколько лет назад столкнулся со следующей ситуацией:

    Застраховали Honda Accord. Через какое-то время заявили кражу колес. А теперь сюрприз — по каталогу фирменных запчастей Honda стоимость одной покрышки превышает 100 т.р… «Занавес».

    • Kutёk
      12:26

      Так придумайте машины без колес и страхуйте их. Частично их уже придумали — называются корабль, самолет и дерижабль. Есть еще гусеничный трактор. Хорошо бы они еще как-то по асфальту бегали.
      Раз так что-то непросто на практике, то надо придумывать маркеры для особо дорогостоящих колес. Я предлагал другой вариант — есть штатные колеса и в правила записать, что автоматически возмещаются только суммы, соответствующие штатным колесам, а все остальное — именно доп.оборудование. Никому не интересно.

      Кстати, Антон, а как спасает от подставы со стороны страхователя оформление супер-пупер резины в качестве доп.оборудования?
      И второе — если ли статистика по подставам с дорогими рулями? С дорогими глушителями? С дорогой аэрографией (напр., смыло кислотным дождем)?

      • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
        12:40

        Kutёk,

        это тупиковый подход. Застраховать абслютно все невозможно. Многие вещи страховать экономически нецелесообразно.

        В моём примере речь шла именно про штатные колеса. :( В страховании промышленных рисков есть например такие вещи как катализаторы, футировки и т.п. Или остекление… Почему-то никого не смущает, что их исключают из страхового покрытия.

        Статистикой по дорогим рулям, глушителям и аэрографии не обладаю. Но все это примеры явного дополнительного оборудования.

        Особенно меня удивляет логика, при которой исключение представляется обоснованным если были альтернативные варианты без такого исключения. Ну бред же — это же исключение, а не навязывание услуг.

        • Dekos
          13:00

          Scarh Neamhai (А.А. Суворов),
          Мосгорсуд свое решение обосновал именно тем, что страхователь платил премию в меньшем размере, поэтому отказ в возмещении убытков от кражи колес и признал правомерным. Заплатил бы за программу «Премиум», результат был бы противоположным.
          А что касается Вашего примера со штатными колесами, то вообще непонятно, если колеса штатные, то их стоимость учтена в страховой сумме, соответственно это отражается и на размере страховой премии. В чем проблема?

        • Kutёk
          13:33

          Антон,
          Колесо машины является достаточно важной функциональной деталью автомобиля, даже не побоюсь сказать НЕОТДЕЛИМОЙ деталью, ибо без нее машина превращается в скульптуру или клумбу (см. фото АСН).
          Как заметил выше Dekos штатная резина входит в стоимость авто и ее страховка оплачена премией. То что воруют именно колеса Honda Accord — то проблема актуариев Хонды Аккорд, а не владельцев машин, которых априори почему-то подозревают в подставах. Кстати, не помните почем стоит бампер WV Toureg или фары BMW 525? Фары уходят только в путь, среди моих знакомых уже 2 случая хищения. С такой логикой надо перестать страховать фары, потом боковые стекла, что там еще больше 10$ стоит в машине?

        • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
          13:41

          Небольшой нюанс — если поставить неоригинальные фары / бампер и т.д. это будет заметно. Если поставить неоригинальные покрышки… В рассматриваемой ситуации речь шла про покрышки Yokogama, которые без каталожного номера Honda стоят максимум 20 т.р.

          + такой момент. Срок жизни покрышек лет 5 максимум (при не особо интенсивной езде).

          Насчет неотделимой детали — повторюсь. Те же футировки, катализаторы и остекление витрин тоже являются неотделимыми деталями исключающими нормальное функционирование соответствующих объектов. Те же актуарии посчитали и сказали — мы не хотим принимать на страхование покрышки с дисками. Какому закону это противоречит?

        • Kutёk
          14:09

          Кроме законов есть еще разум и логика.
          Я бы не стал страховаться в страховой конторе с исключениями резины. Другое дело, что узнают об этом уже после страхового случая, хотя вроде бы как обязаны разъяснять все условия страхования при заключении договора, а ограничиваются правилами мелким шрифтом.

        • Dekos
          14:15

          В данном случае, как мне кажется, речь идет об отказе в выплатах именно по 3-м перечисленным основаниям, а именно: а) колеса это доп. оборудование (по умолчанию, наверное все таки нет и суды тоже так думают); б) хищение колес без повреждений ТС (по моему это чистейшей воды бред и не препятствует, а способствует мошенничеству) и в) хищение колес без хищения ТС. По б) и в) — исключение какого-либо риска из страхового покрытия вполне нормальная практика. Однако в таком случае это исключение должно быть оговорено в договоре и страховщик должен обосновать, что в таком случае страховой тариф уменьшился вследствие уменьшения степени риска. Как только страховщик это сделал, так Мосгорсуд сразу вынес решение в его пользу.
          Правда встает вопрос о страховой сумме/стоимости ТС с колесами и без оных. Но пока его никто не затронул, обойдем и мы его стороной ;)

        • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
          14:22

          Dekos,

          первое основание для отказа безусловно идиотское, а вот по двум оставшимся:

          1. соответствующее основание было прописано в договоре (правила страхования обычно являются неотъемлемой частью договора).
          2. почему страховщик должен доказывать, что исключение соответствующего риска учтено в страховом тарифе? Это что за странная концепция?

        • Dekos
          14:58

          1. «Неоднозначность» данного условия обусловлено тем, что страхователь обнаруживший по факту пропажу колес, если немного соображает и помнит, что «хищение колес не сопровождалось причинением других повреждений застрахованному ТС», в сердцах пнет переднее крыло и, тем самым и душу отведет, и выплату получит и за колеса, и за помятое крыло.
          2. Концепция отнюдь не странная. Можно (а наверное и нужно) конечно отдельно в договоре/полисе оговорить, что ТС страхуется без колес (да-да, ведь при страховании недвижимости именно оговаривают, что остекление не страхуется). Сразу вопросов у суда станет меньше. Можно этим и ограничиться, а можно (и, считаю, нужно) во избежание споров по тарифному руководству страховщика (а такое отнюдь не редкость — " я заплатил по полной, поэтому условие п. х) об ограничении страхового покрытия недействительно!" ;) иметь обоснование в виде разных тарифов и программ. Согласитесь, этим убивается сразу несколько «зайцев»: сторонам договора предельно ясно, что страхуется, а что нет; страхователю приятно, что страховка вышла немного дешевле; страховщик обезопасил себя от неприятного риска. И суды ряды сокращению количества исков :)

  • Dekos
    12:26

    Вообще то, на мой взгляд, ситуация с колесами (а также насосами и пр.) является квинтэссенций нашего страхового рынка. Еще 15 лет назад велись такие споры (доп, не доп, или все таки доп, но при условии), оказывается ведутся они и до сих пор. Условие «исключающее из покрытия случай хищения колес без причинения повреждений автомобилю» представляется мне как абсолютно неадекватная и недейственная мера по борьбе с мошенничеством (что суды и подтверждают). Гораздо эффективнее будет грамотная организация предстрахового осмотра/экспертизы. Тогда глядишь и случаев мошенничества поубавится.

    • Наблюдающий
      09:32

      Какой то без основательный спор, мне кажется. Смотрим предстраховой осмотр, что конкретно страховалось, какие диски и какая резина. Отсюда и пляшем. Если резина менялась, диски- нет, то платить только за диски (причину см след предлож). Если менялась в сборе, то какие основания платить? де факто набор колесиков остался у страхователя, ну пусть ставит и катается дальше… Если «типа » а я их уже продал!", то тем более, отпала необходимость в страховании части имущества, и не уведомил страховщика (на минутку), тоже не вижу оснований к возмещению (два раза за одни колеса платить что ли?). Так что все эти судебные баталии по поводу колес (мое мнение) исключительно из за пофигистского отношения юристов страховщика, ну и специфичного отношения судебного сообщества к страховщикам.

  • mishkamish1
    14:50

    Если принять логику страховщиков о том, что снятие и хищение нештатной зимней резины с застрахованного автомобиля не должно признаваться страховым случаем, поскольку нештатная зимняя резина не застрахована, признают ли они тогда страховым случаем хищение ранее снятой с застрахованного по Каско автомобиля, например, из гаража, в котором она хранится зимой?

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля