С 1 июля 2014 г. вступят в силу поправки к закону об организации страхового дела, запрещающие страховым посредникам выступать выгодоприобретателями по договорам страхования. Предполагалось, что эта норма перестроит способы взаимодействия банков со страховыми компаниями и позволит решить проблему завышенных комиссий, которые страховщики платят банкам.
АСН опросило страховщиков и страховых юристов, чтобы выяснить их мнение о том, как следует оформлять соглашения с банками после вступления запрета в силу.
Решение зависит от банков, полагает вице-президент по юридическим вопросам «Группы Ренессанс страхование» Владимир Тарасов. «Если банки, являясь агентами, имеют полномочия по заключению договоров страхования и реализовывают их, им придется определить приоритеты своего бизнеса, – говорит он. – Решение лежит в двух направлениях: быть агентом и получать агентское вознаграждение и отказаться от указания себя в качестве выгодоприобретателя, или обеспечить возвратность выданных денежных средств, указывая себя выгодоприобретателем, но при этом отказаться от агентского договора. Возможен и третий вариант, когда агентом будет являться не сам банк, а одна из его структур – банк же останется выгодоприобретателем». Кроме того, Владимир Тарасов считает, что ЦБ не будет считать банков агентами, если они будут осуществлять только действия по оформлению договоров страхования – без их заключения. В этом случае банки смогут по-прежнему выступать выгодоприобретателями по договорам страхования.
Схожего мнения придерживается и начальник отдела по работе с финансово-кредитными организациями центра обслуживания клиентов ОСАО «РЕСО-Гарантия» Сергей Рагинский. «В законе данный запрет сформулирован так: «Страховой агент, страховой брокер не могут указывать себя в качестве выгодоприобретателя по договорам страхования, заключаемым ими в пользу третьих лиц». Согласно закону об организации страхового дела, страховой агент оказывает услуги не только по заключению, но также по оформлению, сопровождению договора страхования, внесению в него изменений, оформлению документов при урегулировании требований о страховой выплате, взаимодействию со страховщиком, осуществлению консультационной деятельности», – напоминает Сергей Рагинский. Кроме того, он ссылается на разъяснения Центрального банка, согласно которым агент не может указывать себя в качестве выгодоприобретателя только по тем договорам страхования, которые он сам заключает в пользу третьих лиц. «Таким образом, если агент оказывает иные услуги, помимо подписания договора от имени страховщика, закон не запрещает ему быть выгодоприобретателем», – полагает Сергей Рагинский.
«По сути, ничего нового в данном положении нет», – говорит директор юридического департамента СК «Оранта» Павел Чуйков. «Согласно п. 2 ст. 182 ГК РФ, представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом, – напоминает он. – При этом, если быть точным, формулировка закона об организации страхового дела не содержит прямого запрета агенту выступать выгодоприобретателем. Закон говорит о том, что страховой агент, страховой брокер не могут указывать себя в качестве выгодоприобретателя по договорам страхования, заключаемым ими в пользу третьих лиц. Буквальное толкование данного положения подразумевает, что агент, брокер не могут заключать договор, но могут заниматься и иной деятельностью – подбором страхователей, оформлением договоров и их сопровождением. Подобный подход подтверждает и позиция, высказанная недавно ЦБ в ответе на запрос одного из банков.»
«Такие запреты легко обходятся», – считает старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков. «Вопрос только в выборе наиболее удобных форм этих обходов. Можно разделить страхового посредника и выгодоприобретателя: посредником может быть, например, сотрудник банка, а выгодоприобретателем – сам банк. Или страховщик может формально платить банку вознаграждение не за услуги страхового агента, а за «консультационные услуги», – полагает он.
Запрет для банков на работу агентами: спектр мнений
Через три месяца – с 1 июля 2014 г. – банки не смогут одновременно выступать агентами и выгодоприобретателями по договорам страхования. Это должно сломать привычную для них и страховщиков схему работы в банкостраховании. АСН решило выяснить у страховщиков, как они планируют решать данную проблему.
![](/uploads/news/photo/l/zapresheno.jpeg)
А общество страховых юристов тут причем? Их вообще не должно касаться, какие отношения у банков с СК
Во-во, перефразируя фразу из известного фильма только и можно сказать: Сергей Васильевич, когда Вы говорите, мне кажется, что Вы бредите!
Все как обычно… «Предполагалось, что эта норма перестроит способы взаимодействия банков со страховыми компаниями» — ну хорошо, перестроили… «и позволит решить проблему завышенных комиссий, которые страховщики платят банкам» — а вот это каким образом, так никто и не пояснил! С чего вдруг?
Ряд банков давно не имеют прямого агентского договора со страховщиками, остальные подтянутся к этой схеме очень быстро и что?
А ведь кто-то ходил на работу, тратил время и бюджетные деньги, делая вид, что решает проблему высоких АВ…
ФИКЦИЯ ЧИСТОЙ ВОДЫ!
Впрочем… все как обычно…
Банки свое КВ по любому получат.
даешь каждому банку по кэптивной СК!
Совершенно однозначна перспектива сокращения или исчезновения страховых банковских комиссий. Комиссия по своей сути выплачивается за услугу по поиску/агитации/заключению и сопровождению договора страхования клиента. Если услуги нет, то и обоснованной, с точки зрения интересов бизнеса, комиссии тоже нет.
Как вариант — плата за оформление договора страхования, причем в совершенно умеренных масштабах.
Просто банковское лобби на настоящий момент на порядки сильнее страхового, но это неустойчивая конструкция. Значит система придет в равновесие.
Rain? что Вы имеете ввиду, когда говорите об исчезновении услуги? Куда это она денется? Что имели ввиду, поясните, пожалуйста!
По моему представлению, банки фактически не осуществляют поиск клиента и работу с ним по убеждению в страховании в той или иной компании. Для клиента это вмененное страхование.
Т.е. работа банка — оформление самого договора максимум.
Да еще и в пользу банка по факту. Точно не стоит ни 20, ни 60% премии.
Хотелось бы услышать мнение не только юристов, но и финансистов
Объясните мне, пожалуйста, как вы собираетесь поступать с этими расходами, которые теперь нельзя прямо назвать комиссией за заключение договора? И что вы будете говорить налоговой, когда она спросит: как это у вас плата за оформление договора составляет 40-60% премии?
Они будут отвечать не так. Плата за оформление договора, предположим, будет не 40-60% от премии.
А 10000-15000 рублей. Это, конечно, равно 40-60% от премии — но совпадение случайно.
Это бы все хорошо, но налоговую ведь волнует обоснованность наших расходов, на которые мы уменьшили драгоценную для них прибыль. А как убедить инспектора, что выдача вот этих трех бумажек клиенту и передача вот этих двух — нам, стоит стока многа денек?
Только выдачей нескольких бумажек инспекторам.
Не думаю, что инспектора ограничатся несколькими бумажками.
вопрос в их номинале видимо?
возможно эти бумажки векселя СБ РФ? тогда может хватить и одной
Поправка-полная чепуха. Разговаривала с банкирами, многие склоняются к созданию брокера. От комиссий отказаться даже никому из собеседников в голову не пришло.
Абсолютно согласен! Многие банки уже имеют аффилированные ЮЛ, которые и являются агентом. Остальным открыть такое ЮЛ, как стакан семечек купить… И ни каким снижением АВ даже и не пахнет!
Только законодательное ограничение размера АВ… и не для банков, а для страховщиков, сможет переломить ситуацию. Остальные потуги, что мертвому припарки…
во-первых, мое Вам спасибо за неиспользование термина «комиссия»
а во-вторых, хотелось бы дополнить. сейчас даже сам регулятор не знает как определить соблюдение структуры тарифной ставки… вроде как они считают в среднем по портфелю… но… за какой период и т.д., т.е. сейчас, при значении нагрузки в 40% можно заключать отдельные договоры с нагрузкой в 80%, если в среднем по портфелю нагрузка не перевалит за значение в 40%… так что под это дело тогда всю систему менять, т.е. установить предельный размер нагрузки и определить, что он должен соблюдаться по каждому отдельному договору.
hris_
да любят у нас все усложнять, не желая решать конкретные задачи. Считать по всему портфелю нужно только если есть желание скрыть истинное положение вещей! В чем проблема установить предельный размер АВ по виду страхования, допустим НС (еще лучше по конкретным правилам страхования, т.к. их часто делают под конкретный проект) и считать по году… В чем проблема? Да еще учесть все иные платежи (по ГПХ и т.д.) в пользу конкретного партнера, доля сборов через которого по данному виду страхования высокая. Стоит только захотеть… :0) ИМХО
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах