Российский союз автостраховщиков (РСА) определил перечень возможных мотивированных отказов в продаже полиса ОСАГО, которые может использовать страховщик. Среди них – отсутствие связи с автоматизированной системой РСА и непредставление автомобиля на осмотр.
Все возможные мотивированные основания для отказа в продаже полиса обязательной «автогражданки» перечислены в утвержденном президиумом РСА «Порядке уведомления страховыми организациями об отказе в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Российского Союза Автостраховщиков» (есть у АСН). Как следует из преамбулы документа, он разработан в соответствии с п. 7 ст. 15 закона об ОСАГО. Согласно этой норме закона, при отказе в заключении договора ОСАГО страховщик обязан выдать письменный мотивированный отказ и уведомить об этом РСА и ЦБ.
Всего в документе РСА перечислены четыре мотивированных основания для отказа в продаже полиса обязательной «автогражданки». Это:
-
отсутствие связи с автоматизированной системой РСА (АИС РСА);
-
непредставление страхователем автомобиля на осмотр;
-
непредставления полного комплекта документов к заявлению на страхование,
-
отсутствие доверенности на заключение договора ОСАГО от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Из документа РСА не следует, что страховщик должен каким-либо образом подтверждать факт недоступности базы АИС РСА. Согласно «Порядку», в этом случае он имеет право выдать отказ с формулировкой: «В момент Вашего обращения за заключением договора ОСАГО автоматизированная информационная система обязательного страхования не доступна и договор обязательного страхования не может быть заключен».
Кроме того, в документе РСА приведена ссылка на правила страхования по ОСАГО, которые должен утвердить Банк России, согласно которым «...при заключении договора обязательного страхования страховщик вправе провести осмотр транспортного средства по месту жительства страхователя (по месту нахождения юридического лица)». Эта норма дает страховщику возможность отказать в заключении договора по следующему основанию: «По просьбе представителя Страховщика представить транспортное средство на осмотр, указанное выше транспортное средство Вами представлено не было», следует из документа РСА.
Мероприятие по теме:
Путеводитель по ОСАГО: что и как придется изменить в работе страховой компании в 2014–2015 гг.
Получается, ничего мне не будет, если я просто скажу своему клиенту, что, мол, звиняйте, у меня АИС РСА недоступна? И могу на таком основании полисов в Ульяновске, на Камчатке, в Уфе и т.п. не продавать, правильно?
Так он будет ходить каждый день и спрашивать когда заработает. Позже настрочит жалобу в Центробанк и тот поставит в позу филиал компании за неработующий доступ.
Вот не понятно, может ли ЦБ поставить кого-то в позу за неработающий доступ? Где написано, что у меня во всех филиалах обязательно должен быть интернет? Нету интернета, вот я и не оказываю услуги, которые не могу оказать, как законопослушный страховщик. Что в этом такого?
Однозначно может. Страховщик обязан обеспечить выполнение всех требований закона для заключения договора страхования. Одно из таких требований, это получение и занесение данных в АИС.
А вот хотя бы то, что согласно пункту 1 статьи 21 страховщик обязан заключать договоры ОСАГО во всех филиалах и подразделениях… Так что ЦБ вполне может поставить в позу за отсутствие связи в филиале.
Да и согласно этим ППД по отказам после устранения причины отказа страховщики обязаны заключить договор с тем, кому отказали. В случае с отсутствием связи — должны будут всех, кому отказали, по идее, приглашать к себе, письменно, для заключения договора…
п. 3 ст. 21 40-ФЗ обязывает страховщика иметь доступ к АИС.
Shershen,
указанный Вами пункт содержит всего лишь такое требование:
Что мне помешает сказать, что доступ к системе у меня, безусловно, есть. Но иногда, понимаете, случаются перебои: хочу вот клиента обслужить, а провайдер мой, зараза, берет и отрубает у меня интернет в офисе. И вот так — по 30 раз на дню!
))))))
Закон предъявляет определенные лицензионные требования к страховщику по ОСАГО. Одно из требований я привел. То, о чем Вы пишете, не является основанием для неисполнения этих лицензионных требований, ибо это проблемы Ваши с контрагентами (то бишь провайдером). Эти риски Вы, как субъект предпринимательской деятельности, несете самостоятельно, кроме того решили их нести, подав заявление на получение лицензии.
Также, обращаю внимание, что при обычных обстоятельствах сама по себе проблема у провайдера с оборудованием, не являются обстоятельствами непреодолимой силы и не могут служить основанием для неисполнения перед Вами обязательств по предоставлению услуг связи.
Аналогично, Вы не можете ссылаться на то, что провайдер просто не дает Вам интернет, т.к. эта Ваша обязанность иметь доступ к базе АИС и как Вы обеспечете себе доступ уже Ваши риски. Получите 10 линий, купите спутниковый Интернет, все в Вашей власти.
А можно будет решить проблему, если клиент придет в офис страховщика со смартфоном или там планшетом, или принесет с собой какой гаджет (ох какое слово) с доступом в интернет?
Мне кажется у президиума РСА окончательно поехала крыша. Они считают, что могут заниматься толкованием и нормотворчеством.
Не, ну все же им законом предписано отрегулировать этот вопрос — этим самым п. 7 ст. 15 закона об ОСАГО. Так что тут они, ИМХО, совершенно правы. Но вот перечень оснований, конечно, прикольный
Ведьма,
Вы не могли бы мне дать точную цитату из п.7 ст. 15, где указано такое предписание объединению страховщиков?
Гм. Ну может и погорячилась. Но ведь РСА может выдавать рекомендации своим членам, закреплять их правилами профдеятельности и т.п.?
Ведьма,
можно по-подробнее по поводу такого действия как «закрепление рекомендаций в правилах профдеятельности»?
Поясните НЕавтолюбителю: разве для полиса ОСАГО физический осмотр авто обязателен? Или это искусно придуманная «отмаза» для страховщика? Тогда «Браво, Киса, вот что значит школа!» (с)
Maru,
закон не предусматривает предоставление транспортного средства на осмотр для заключения договора ОСАГО.
Норма о праве страховщика провести осмотр приведена в Правилах, причем осмотр страховщик вправе провести по месту жительства страхователя, а не там, где страховщику удобно.
Однако, законом не предусмотрена возможность отказа в заключении договора ОСАГО, в случае если страховщик по тем или иным причинам не провел осмотр ТС.
Это все фантазии страховщиков.
Shershen,
ну Вы прям взъелись и кусаетесь
1. Профессиональным объединением страховщиков устанавливаются правила, обязательные для профессионального объединения и его членов и содержащие требования в отношении:
…
ч) иных правил профессиональной деятельности, установление которых отнесено по решению членов профессионального объединения страховщиков к компетенции профессионального объединения страховщиков.
Тут, мне кажется, достаточно подробно.
Ведьма
Вы серьезно полагаете, что право устанавливать основания для отказа в заключении договоров ОСАГО предоставлено РСА этим пунктом закона?
Или Вы меня просто троллите?
Shershen,
ну если РСА решил, что это относится к его компетенции — то и устанавливает эти основания, почему нет? Все в полном соответствии с законом.
Ведьма,
Вы реально меня троллите.
«Решил, что входит в компетенцию»= «получил компетенцию», так что ли?
Если юристы РСА — это срез юристов страховщиков, то совершенно неудивительно, что они столь массово проигрывают в суде. Нечего на зеркало пенять, коли…
ну вот не надо грязи, я некоторых знаю и не согласна с Вашим мнением.
Не вижу в своих словах никакой грязи.
А о квалификации я сужу по результату. И чем дальше, тем все неинтереснее читать различного рода методические рекомендации, правила и т.п. доки, которые готовит РСА.
Первые две причины — не серьёзны, на них контролирующие органы точно посмотрят подозрительно, поскольку база — это, конечно, база, но у страховщика есть 30 дней на заключение договора и за 30 дней базу можно и «починить». Кроме того, пока ещё действует норма Правил ОСАГО о приоритете сведений о страховании, представленных страхователем над тем, что содержится в АИС. Осмотр авто проводится по месту жительства страховщика. И если страховщик не хочет ехать к месту жительства страхователя — то это его проблемы, значит осмотр он проводить не хочет. Да и что этот осмотр, в сущности, по сравнению с публичной достоверностью диагностической карты? С третьим и четвёртым спору нет, но это самоочевидные причины и их можно было бы совсем не указывать, даже для количества. РСА — орган самих страховщиков, не удивительно что он генерирует подобное.
1. Все причины не являются основанием для отказа.
2. РСА не может генерировать основания для отказа в заключении договора. Это может только закон.
3. Правила применяются в части не противоречащей закону. Никакого приоритета сведений от страхователя перед АИС нет.
я бы пообсуждала, но воздержусь, а то мы и так слишком много времени уделяем друг другу
Где Вы взяли про то, что у страховщика есть 30 дней на заключение договора ОСАГО? В законе об ОСАГО нет такого положения. В Правилах, как действующих, так и перспективных, тоже.
Это есть в п. 1 ст. 445 ГК РФ, где говорится о сроке для акцепта оферты стороной, для которой заключение договора обязательно. Это прочитал ЦБ и теперь так думает. О публичности договора ОСАГО и ссылках на ст. 445 см. тут: http://cbr.ru/fing...
Да, эту норму приводил ЦБ, но, имхо, это откровенная ерунда.
Shershen, имхо, тоже ерунда. Можно было бы признать, наконец, что за более чем 10 лет действия ОСАГО сложился обычай по заключению договора в день обращения. Да и если посмотреть, Правила заточены именно на такое развитие событий (день в день). Единственное, когда это не так — оплата премии безналом. Не понимаю, что мешает установить срок заключения договора в новых Правилах, если уж Госдура не сделала этого в новой редакции закона
Это есть в п. 1 ст. 445 ГК РФ, где говорится о сроке для акцепта оферты стороной, для которой заключение договора обязательно. Это прочитал ЦБ и теперь так думает. О публичности договора ОСАГО и ссылках на ст. 445 см. тут: http://cbr.ru/fing...
1. не согласен
2. согласен
3. не согласен
Все свои пункты, я могу обосновать юридически, а Вы?
И я могу, только зачем?) два юриста — три мнения. Страховщики свои пункты тоже, на их страховщический взгляд, обосновывают весьма юридически, только часто фигня какая-то у них выходит.
Хорошо, привожу свои соображения:
1. Без документов, предусмотренных ст. 15 Закона об ОСАГО, п. 15 и 20 Правил ОСАГО (даже если все документы есть, а заявление о заключении договора составлено не по форме, установленной Приказом Минфина № 67н) страховщик не может заключить договор ОСАГО. Это фактический состав, необходимый для возникновения у страховщика обязанности заключить договор:
см. например п. 14 Правил ОСАГО: Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования И ПРЕДСТАВИВШЕМУ ДОКУМЕНТЫ в соответствии с настоящими Правилами.
Где-то было на сайте АСН даже письмо с позицией контролирующего органа по этому поводу.
Отсутствие доверенности на заключение договора от имени страхователя — юридического лица или индивидуального предпринимателя делает невозможным указание таких лиц в качестве страхователя в договоре ОСАГО. Поскольку быть страхователем — значит принять на себя определённые права и обязанности, значит быть стороной по договору. Этого без полномочий на представление интересов перед третьими лицами, оформляемых доверенностью, сделать нельзя. Приводить нормы общей части ГК излишне.
2. Согласен.
3. П. 20 Правил ОСАГО: При выявлении несоответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования в соответствии с указанными страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования сведениями и вносит сведения о выявленном несоответствии в автоматизированную систему страхования для последующей проверки оператором этой системы причин несоответствия данных и их корректировки в случае необходимости.
Из этого следует приоритет данных, сообщённых в виде сведений о страховании страхователем, перед данными, которыми располагает страховщик (с работающей АИС или с неработающей). Ответственность (в виде негативного коэффициента) за недостоверность представленных сведений лежит на страхователе. П. 20 Правил ОСАГО не противоречит новой редакции Закона об ОСАГО, а лишь расширяет регулирование порядка заключения договора.
1. По поводу п. 3,4 соглашусь. Не очень понимаю, что со мной было, когда невнимательно прочитал про доверенность и комплект документов.
2. По поводу Правил.
Пункт, на который Вы ссылаетесь, имхо, входит в противоречие со ст. 10.1 40-ФЗ, согласно которой «в целях расчета страховой премии… страховщик использует информацию из АИС». Если обратите внимание на ст. 6 267-ФЗ от 25.12,2012 эта обязанность страховщика звучала по другому.
В Правилах много стало вещей, которые противоречат закону, но их не латают, т.к. ЦБ сделал новые и введет их одним махом. Уверен, что и там будет тоже, что обсудить))))
О да, но ведь какая возможность у ЦБ всё исправить… Но уверен, что ничего не исправят.
ИНГОССТРАХ не страхует, если нет сведений паспорта гражданина РФ — даты выдачи и кем выдан !? хотя методикой РСА это не предусмотрено…
дурной тон ссылаться на методики РСА. Что это такое «методики»? И если почитать эти методики, там столько отсебятины, что слов нет.
+1
Странно, а вот то что сейчас обсуждается в каком «виде» РСА оформит ?!
И если там «отсебятина», то надо что-то менять!
А какая разница в каком виде РСА это оформит? Разве название «рекомендации», «правила», «приказ», «указ», «вседолжныделатьтак» делает документ легитимным и создающим нормы права?
Кстати про «отсебятину» — опять же ИНГОССТРАХ планирует выдавать полисы ОСАГО на квадрики прировняв их к тракторам, одна загвозка — как «обелетить» их диагностическими картами ?!
Сергей, а Вы какое-то отношение имеете к Ингоссу?
Кстати, в базе РСА одним из документов, необходимых для идентификации при проверки КБМ является свидетельство о смерти собственника ТС.
как говорила моя бывшая начальница, читая очередной перл Минфина по поводу обложения НДФЛ венков покойному, -«интересный случай размягчения головного мозга».
И какую силу для судов буду иметь документы РСА? Смешно, чесслово.
Коллеги, данные основания для отказов это, как ответные меры РФ на санкции ЕС (когда не реагировать на них нельзя), если через неделю надо платить 400 тыс.руб., а договоренных с ЦБ повышений тарифов нет, когда Законом отменены страхования прицепов (только в составе с ТС) уже почти месяц, а тарифов (да и самой формы полиса) нет, когда мошенничества растут, а срок урегулирования уменьшают до 20 дней, когда по любому поводу и без повода суды включают штрафы по защите прав потребителей, когда 1 судья 100 дел в день (которых страховщик даже не видел)успевает рассмотреть в пользу автоюристов, когда необдуманно введена норма представительства только филиалами, а цена услуги ТОпов за это взмывает в 12,5 раз и грозит уходом 70-80 компаний с рынка, когда… и т.д.
Страховщики не толстовцы и вторую щеку подставлять не будут, поэтому идет дословное трактование тех норм Закона, которые были необдуманно приняты непрофессиональной ГД и содержат массу противоречий. Это неприятно, но это можно понять, если подойти к проблемам без стеба.
«Каков поп, таков и приход».
Глас
Осмотр т/с считаю нужен на усмотрение страховщика. Сколько фактов после прохождения карманного ТО обращений к страховщику? Достаточно много И вообще ТО передать страховщику и пусть за все несет груз ответственности. Пора вопросы решать комплексно.
ТО поручено РСА из-за продажности сотрудников в системе ТО в ГИБДД и бездеятельности Минтранса, но это не профиль РСА и, по хорошему, его надо у них забрать.
Страховщик страхует, а не проверяет состояние ТС, как и не должен следить за качеством и сроком ремонта, т.к. не он ремонтирует, не он заказывает зап.части и повлиять на этот процесс не может.
Поэтому страховщики все равно будут заниматься своми прямыми обязанностями — страховать, и без ТО, и по липовым ТО.
Ситуация станет подконтрольной, только если за убыток по вине тех.состояния ТС после ТО будет в ПОЛНОЙ мере отвечать тот, кто выдал ДК, а водитель будет лишаться прав за отсутствие ДК на управляемом им ТС. Сейчас это частично кое где декларировано, но без последствий для виновных — система не работает.
Раз уже повесили на страховщика всё что можно, то выход вижу, в том что-бы, сделать свои СТО. Поверьте другого выхода нет. с кем бы ты не заключал договора на обслуживание, они всё равно будут кидать страховщика, включая дилеров. Должна быть чёткая позиция страховых компаний в плане направления на ремонт к дилеру, который осуществляет продажу полисов. Здесь дилер вьёт верёвки и выкручивает руки по загрузке своих СТО. Нет направлений, нет заключённых договоров. Надо посадить их на сухой паёк. Не выдерживает ни какой критики работа СТО. Страховщик направляет человека на ремонт, но там автомобили висят как Кащей, то нет запчастей. то руки из задницы растут и т.п. Надо жать дилера, а мы пляшем вокруг него польку-дристуху. Большинство автомобилей кредитные и банк всё равно заставит страховать автомобиль, хотя-бы первый год. ведём себя как проститутки и по отношению к банкам и по отношению к автодилерам. Кто нибудь осматривает ТС при страховании ОСАГО? Нет. Умники считают что это не нужно. Ну так и платите тогда! С таким лимитом ответственности вылетите в трубу, да и ещё с подражанием Росгосстраху по переносу убытков и филиалов в поселок Верху… ку. Ведь эта политика провалилась полностью! Они раскормили эти армии представителей и мошенников! Кстати эти СТО могут получить право на проведение Технического осмотра. Вот вам и вилочка! Есть неисправное ТС которое приехало с диагностической левой картой. Гасите СТО убирайте левак, не страхуйте не исправные ТС. Но с.ка душит жаба! Закончилось время когда каждый сам за себя! Но мы барыги! У нас даже нет общей базы по убыткам! Позор!
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах