Страховщикам могут запретить конкурировать по уровню рейтинга

Депутатам Госдумы предложили исключить конкуренцию между страховщиками по уровню рейтинга надежности в тендерах. Кроме того, из закона об организации страхового дела предлагается убрать требование о раскрытии информации о рейтинге на сайте страховой компании.

06:58
26
Депутатам предложили убрать из закона возможность сравнения страховщиков по уровню рейтинга надежности.

Соответствующее письмо (есть у АСН) за подписью главы экспертного совета по страхованию при комитете Госдумы по финрынку Александра Коваля было направлено вчера на имя руководителя комитета Натальи Бурыкиной.

«Установление Законом для страховщика обязанности размещать информацию о рейтинге на своем официальном сайте, а также предоставлять данные о нем для участия в конкурсах, диктует необходимость страховой организации обратиться в рейтинговое агентство за получением, за оговоренную между сторонами плату, услуги по получению рейтинга», – говорится в письме.

В нем также отмечается, что получение рейтингов надежности страховыми компаниями является добровольным и платным, а рейтинговые агентства являются коммерческими организациями, которые не несут никакой ответственности за объективность и качество рейтинговой оценки.  

«Отсутствие или наличие рейтинга у страховой организации не свидетельствует об уровне деловой репутации, о качестве оказания услуг, надежности и финансовой устойчивости, о наличии трудовых ресурсов и их квалификации, необходимых для оказания страховых услуг», – говорится в письме. Однако установление требования о наличии рейтинга определенного уровня в конкурсной документации ограничивает круг участников конкурса и «предоставляет существенное преимущество участникам, которые имеют оплаченный рейтинг, отсекая тех, кто не имеет его», полагает автор письма.  

«В этой связи представляется необоснованным наличие в Законе положения о рейтинге. На основании изложенного прошу Вас рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в Закон», – говорится в письме.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
26 комментариев
26 комментариев
  • Kutёk
    09:08

    Александр Павлович жжот напалмом и весьма скоро может приобрести славу страхового Че Гевары.
    Я бы в развитие предложил строго запретить на конкурсах мериться сборами, активами, резервами и уставняком. Вместо этого ввести:
    — конкурс песни о страховании или песни предметной области, например на милом московском заводике ДУКС можно петь «Артиллеристы, Сталин дал приказ!»
    — конкурс танцев — на Новороссийском СРЗ танцевать Яблочко
    — по ОСАГО конкурс на скоростное оформление полиса и на скорость получения ответа базы РСА.
    — в газовой отрасли можно генеалогические конкурсы на Миллера и Иванова (конечно отца)
    — в Москанализации тоже можно конкурсы придумать…

    photo

  • hu-ha
    09:57

    Да, это он жестко наехал на рейтинговые агентства. Прям кусок хлеба изо рта вытащить хочет.
    Хотя в целом я согласен с тем, что практически ничего эти рейтинги не говорят. Все уходившие с рынка страховщики до самого последнего момента имели весьма высокие рейтинги. Может, что-то рейтинг и характеризует, но не надежность и финансовую устойчивость.

  • Павел Самиев
    10:23

    С учетом того, что сейчас 97% (!) взносов приходится на компании, имеющие рейтинг хотя бы одного из РА, становится достаточно понятно, зачем это делает Коваль:
    Есть некоторые компании, которым рейтинги были снижены из-за ухудшения финсостояния. Вот теперь они лоббируют такие вещи, так как теряют возможность участвовать в тендерах.
    А ведь они реально проблемные
    Hu-ha,
    Не могу Вам не ответить: все компании, уходившие с рынка имели либо низкие рейтинги Эксперт РА, либо как раз были без рейтинга. Это легко проверить.
    Так что как раз рейтинги именно что показывали потенциальные проблемы заранее.

    А Ковалю лучше бы заняться чем-то полезным для рынка, а не для отдельных и не самых лучших явно его участников

    • hu-ha
      10:42

      Это какие же компании имели низкие рейтинги задолго до своего конца? У меня как-то на памяти обратные ситуации. Да, речь в основном не про топовые рейтинги А++, но и рейтинг А ведь что-то да значит. Или в вашем понимании А — это тоже низкий рейтинг?
      Да и не первый раз тут заводится разговор про то, что рейтинг мало что показывал по тем компаниям, которые слились с рынка. Так что это не только мое мнение
      Оранта, Альянс, Гута, Россия и т.п. У них что было с рейтингами к моменту возникновения проблем?
      У Альянса вот А++. Да, конечно, Альянс не пропал и исполняет обязательства, но вряд ли клиенты, которые ориентировались на такой рейтинг, ожидали, что будут застрахованы в компании с огромными убытками, ограниченной лицензией по ОСАГО, весьма смутными перспективами и одной надеждой на ответственное ведение бизнеса западными акционерами. Хотя на примере Оранты видим, что западные акционеры могут просто скинуть компанию на российских дельцов и всё ответственное ведение бизнеса на этом заканчивается :) )
      И кстати про Оранту. Посмотрел у вас на сайте: рейтинг Оранты был снижен с А+ до В+ 24.09. А ещё 22.09 тут появилась одна из самых комментируемых тем про то, что Компаньон, купивший Оранту (где-то за месяц до этого), увольняет людей по понятиям. Т.е., по-вашему, А+ — это низкий рейтинг, а 24.09 — это своевременное изменение, позволившее клиентам избежать проблемную компанию?

      Я далек от призывов господина Коваля, но и придавать слишком много значения рейтингам не склонен.

  • Сергей2
    10:27

    hu-ha,
    рейтиг показывает, что у компании есть средства на рейтинг)))

    Павел Самиев,
    почему-то меня не покидает ощущение, что рейтинг у уходящих страховщиков понижался непосредственно перед их уходом, то есть когда всем-всем уже было понятно, что спасать нечего.

    • Павел Самиев
      10:34

      Сергей2,

      Нет, это правда не так.
      Россия, Росстрах, Инногарант, Ростра, ГСА, РСК, Урал-аил — всех сейчас не вспомню — но у них либо был непубличный низкий рейтинг, либо снижался реально заранее.
      Архивы рейтинговых действий есть. Можно проверить

    • hu-ha
      10:47

      Это да :) Если есть деньги на рейтинг, то это в некоторой мере положительно характеризует :)
      Лучше, когда рейтинг есть, чем когда его нет вообще.

  • Павел Самиев
    10:51

    Hu-ha

    Под проблемами у компаний мы понимаем:
    Отзыв лицензии
    Системное неисполнение обязательств

    Сворачивание деятельности ПРИ исполнении обязательств по решению акционеров мы не можем считать неплатежеспособностью
    Альянс — продолжает исполнять обязательства, тем более с таким акционером и финпомощью от него на закрытие убытков
    гута свернула деятельность, но опять же речь не идет о неплатежеспособности, и лицензия есть, и процесс контролируемый. Правда после такого решения акционеров Гуты мы рейтинг снизили.
    Оранте был снижен рейтинг сразу после закрытия сделки и смены акционера, так как это моментально стала совершенно другая компания, с другой позицией акционера и другим уровнем финустойчивости. Сделка прошла быстро и ее последствия изначально были не очевидны. До сделки проблем с иполнением своих обязательств и финсостоянием у Оранты не было
    И наконец Россия. После снижения рейтинга России и последующего отзыва рейтинга еще при Ковале (когда была очень странная, напомню, история — приостановить на пару дней и возобновить лицензию), рейтинг у России был непубличный и низкий

    То есть все примеры подтверждают мой тезис; другие примеры привел выше, и из кстати гораздо больше

    • hu-ha
      11:04

      Я, возможно, даже согласен с вашими аргументами. Но согласитесь и вы, что польза от таких рейтингов для клиентов невелика. Получается, что пока что-то не произошло, у вас нет оснований для изменения рейтинга, а когда уже произошло, то уже нет смысла в изменении и клиенты уже попали.
      Альянс, Оранта, Гута они, конечно, все исполняли и исполняют свои обязательства. Вот только большой вопрос в том, как они это делают. Одно дело, когда ты хочешь развиваться, работать на соответствующем рынке. В таком случае ты стараешься платить нормально, чтобы не было глобального негатива. А когда ты остановил продажи, тебе уже ничего особо не надо, или когда кто-то купил компанию и бренд им не интересен — это уже совсем другой расклад. И с финансовой точки зрения, и с целевой у них уже нет особого интереса выполнять обязательства хорошо. Как-то выполнять они будут, но ведь клиенты хотели не как-то, они хотели хорошо.

      Я не знаю, есть ли возможность тут как-то работать на упреждение. Сомневаюсь, если честно. Но без этого все эти рейтинги ничего особо полезного не дают.

      • Shershen
        11:14

        Скажите, пожалуйста, как клиент, Вы по какому-то принципу выбираете для себя компанию, которая окажет Вам услугу, продаст товар и т.п.?

        • hu-ha
          11:22

          Я в целом не клиент, я больше думаю за клиентов :) ))
          Бренд, деловая репутация, отзывы, рейтинги, рэнкинги, условия, цена.
          У многих, думаю, сокращается выбор до бренда и цены.
          Но юр.лица многие смотрят на рейтинг и устанавливают такой критерий в конкурсах не для того, чтобы застраховать у нужного страховщика, а потому что реально верят, что высокий рейтинг что-то хорошее говорит о копмании.
          Я не против рейтингов. Я против переоценки их значимости и полезности.

        • Shershen
          11:58

          Мой вопрос был связан не с Вашим кредо в страховании, а с тем, как Вы принимаете решения, когда сами являетесь клиентом в отношениях с каким-либо юр.лицом.

          Наша оценка — это тоже рейтинг, по какому-либо критерию. Доверие к марке — это весовой коэф. при принятии решения. Вы сами, кто-то авторитетный для Вас, дает свою оценку-рейтинг, который в числе прочих аспектов дает Вам возможность принять решение.

          Рейтинг в первую очередь дает возможность непрофессионалу воспользоваться знаниями профессионала и принять решение. Ему не нужно проводить оценку платежеспособности, устойчивости и др. параметров, за него это сделал профи, которому он доверяет. Оставим за скобками то, что профи может обмануть и т.п. Это вообще не имеет отношения конкретно к рейтингованию.

          Никто не говорит, что рейтинг -наше все. Это даже не обсуждалось в статье.

        • hu-ha
          13:01

          Как я сам принимаю решение относительно страхования, будучи клиентом, я вам как раз и написал. Рейтинг от рейтингового агентства среди критериев имеется, но на последних ролях.

          Проблема вся в том, что рейтинг страховщика не дает всего того, что вы перечислили. Отложенный во времени характер страховой услуги и невозможность для рейтингового агентства действовать на упреждение делают всё это бессмысленным.
          Рейтинг — это красивая картинка, которая практически никак не характеризует дальнейшую судьбу страховщика и соответственно исполнение обязательств в дальнейшем.
          Для самоуспокоения вполне сгодится, но не более того.

          Полностью быть уверенным в судьбе страховщика невозможно, и рейтинг, конечно, в некоторой мере помогает с выбором.
          Я не против рейтингов. Я против придания им слишком большого значения.

          И комментарий мой, на который вы возразили, касался уже больге не темы статьи, а возражения Павла про то, как с рейтингами всё замечательно.

    • СтрахОвщицца
      00:48

      А то, что купила Оранту ООО «Зелёная карта» с уставником в 10 тысяч на рейтинг не повлияло? Компаньон как акционер вообще в документах нынешней Оранты не фигурирует и по её обязательствам не будет отвечать. Отчётность на сайте Оранты публиковаться перестала, как и у Компаньона.

      • СтрахОвщицца
        00:54

        Я не против рейтинга, считаю рейтингование экспертной оценкой, но имеено рейтингование вызывает массу вопросов. Например, Югория, рейтинг Эксперта не понравился — низкий, пошли получили НРА — выше, чем у Эксперта-ра. Где правда?

      • Павел Самиев
        01:00

        СтрахОвщицца,

        Так уже написано же несколько раз: рейтинг был сильно снижен именно поэтому: смена понятного финансово устойчивого и капитализированного акционера на такого акционера, про которого Вы написали.
        То есть ПОВЛИЯЛО на рейтинг — он сейчас низкий, и видимо будет еще ниже

        • СтрахОвщицца
          08:04

          То что написано, Павел, я внимательно прочитала. Оранта-Компаньон возьмут и пойдут в НРА и ведь получат рейтинг А у них, не смотря ни на что.
          Если западные рейтинговые агентства, используя разные методики, дают примерно одинаковые рейтинги в разных шкалах, откуда у нас такие метания? Конкуренция?

  • Shershen
    10:55

    Странно читать такое от вроде образованного и неглупого человека. И речь даже не о предложениях, коих на самом деле в письме 2, но речь почему-то в статье больше идет об одном. Удивляет аргументация, а точнее ее «обывательщина» какая-то.

    Не могу понять это мода такая постоянно подменять понятия, а если прямо, то просто врать, не смущаясь, или каждый раз это эксцесс конкретного исполнителя?

    1. 4015 не устанавливает обязанности для СК получить рейтинг. В законе установлена обязанность разместить на сайте «8) присвоенные страховщику рейтинговыми агентствами рейтинги (в случае присвоения)»

    Если тебе рейтинг не нужен, ты не планируешь участвовать в тендерах, не получай его. Но если исходить из цитаты, то Коваль пишет о том, что дескать страховщика вынуждают идти получать рейтинг именно в первую очередь из-за требований закона.

    вопрос: зачем врать?

    2. Рейтинг — это краткая экспертная характеристика компании по тому или иному принципу. Я не вижу ничего плохого в рейтинговании, наоборот, только хорошее.

    Коваль же впрямую пишет о том, что страховщики не платят за услугу, а просто покупают данные рейтинги. Они, видимо, бедненькие вынуждены, их с паяльной лампой принуждают. А вот в УК почему-то дача взятки считается таким же преступлением как и получение.

    А в тендерах их тоже принуждают участвовать?

    Но выводы Коваля это просто отдельная песТня: рейтинг нужно просто отменить в тендерах для страховщиков. Но именно рейтинг страховщика, не больше.

    Так если рейтинг -это полное, простите, фуфло, и его можно купить, то удивляют полумеры. А как же требования к эмитентам ценных бумаг в резервах и собственных средствах? Там же тоже требования по рейтингу есть. Или это только у страховщика есть возможность себе рейтинг купить, а у эмитента нет?

    Какая-то полная ерунда, а не инициатива. Видимо, вращение в ГД заразно.

  • Андрей Жуков
    11:08

    Если рейтинг не объективен, то что объективно?
    Может, курс рубля к евро более объективен?
    Импотенция регулятора все очевиднее.

  • Налог
    09:19

    Рейтинг в первую очередь дает возможность непрофессионалу воспользоваться знаниями профессионала и принять решение. Ему не нужно проводить оценку платежеспособности, устойчивости и др. параметров, за него это сделал профи, которому он доверяет. Оставим за скобками то, что профи может обмануть и т.п. Это вообще не имеет отношения конкретно к рейтингованию.

    Вот прям на 100% поддерживаю!!!
    А качество рейтинга и его объективность безусловно зависят от репутации РА и от того, как оно ей дорожит. Ведь мы видя хороший рейтинг иностранного РА «вахаем» и считаем, что эти не обманут-серьезные ребята. А наши РА опускаем ниже плинтуса, считая, что сколько им заплатишь такую буковку и получишь. У нас как-то всё в стране по такому принципу(((

  • Павел Самиев
    09:52

    Не буду комментировать другие агентства, но повторюсь — как и не все компании одинаковы, так и не все РА. Надо выбирать

    • Налог
      18:01

      Павел, искренне желаю, чтобы представляемое Вами РА вызывало аналогичное, а лучше большее доверие со стороны пользователей вашими рейтингами.
      Я лично, обращаю внимание на вашу оценку и совершенно не согласен с инициативой «подписанной… есть у АСН...», ибо аргументы в письме приведены несуразные, это так любую услугу можно расписать если она выполнена на возмездной основе.

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля