Копию проекта разъяснений ВС РФ по вопросам, связанным с введением в действие закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», АСН предоставил источник, получивший ее от работника одного из судов первой инстанции.
Согласно пометкам на копии (без печати и т.п.) данный вариант разъяснений должен был обсуждаться 21 октября у председателя Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ Василия Нечаева. Окончательный вариант должен быть утвержден Президиумом ВС, следует из титула документа.
Главный финуполномоченный Юрий Воронин 31 октября на форуме лидеров страхового рынка рассказал, что его служба, как и весь страховой рынок, ждут того, как «Верховный суд сориентирует всю судебную систему о порядке рассмотрения подобных дел (с досудебным обращением к финомбудсмену – АСН), даст необходимые разъяснения». Но, надеюсь, что это случится в ближайшее время, и будет достаточно банально», – заявил Юрий Воронин.
Однако главный финуполномоченный не стал комментировать для АСН, являются ли описываемые в данном материале разъяснения актуальной версией документа.
Дата заключения договора не имеет значения
В проекте документа ВС РФ разъясняются 9 вопросов, связанных с рассмотрением споров, которые попали в суды после омбудсмена.
В вопросе №1 указывается, что «независимо от даты заключения договора» при обращении в суд после 1 июня 2019 г. потребители финуслуг должны представить доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора (путем обращения к финуполномоченному), возникшему по ОСАГО, ДСАГО и каско. Это обязанность появляется, если спор подходит под формат омбудсмена (требование не превышает 500 тыс. р. и так далее).
Аналогичная обязанность по иным страховым спорам (кроме ОМС) возникнет с 28 ноября 2019 г., независимо от даты заключения договора, указывается в проекте разъяснения.
Авторы документа ссылаются на положения закона о поэтапном распространении обязанности по досудебному порядку (статьи 28 и 32 закона об финомбудсмене) и на часть 2 статьи 25 закона: обратиться в суд можно только после получения от омбудсмена решения по спору.
Данная позиция частично противоречит разъяснению финомбудсмена, указавшего, что по договорам, заключенным до 3 сентября 2018 г. (даты вступления в силу закона о финомбудсмене), можно обращаться напрямую в суд. Такое же мнение выразил Хабаровский краевой суд. Он указал, что в соответствии с частью 2 статьи 422 ГК РФ должен применяться закон, действовавший на момент заключения договора, и что поэтому потребитель вправе обращаться в суд, минуя омбудсмена.
На момент публикации материала от пресс-службы Верховного суда не поступило ответа на запрос АСН об актуальности положений проекта по первому вопросу.
Иные интересные разъяснения
- Финомбудсмен прекратил рассмотрение обращения потребителя из-за заключения мирового соглашения между клиентом и страховщиком. Если финорганизация не выполнит условия соглашения, то потребитель может обращаться напрямую в суд.
- Финомбудсмен отказал в принятии обращения потребителя. Если суд придет к выводу о необоснованности данного отказа, то досудебный порядок считается соблюденным и суд рассматривает спор по существу.
- Потребитель предъявил финомбудсмену только основное обязательство. Страхователь имеет право затем в суде потребовать также неустойку и штраф, досудебный порядок считается соблюденным.
- При переходе дела в суд финуполномоченный не привлекается в качестве третьего лица.
- Потребитель может не согласиться с частью решения финомбудсмена и начать судебный процесс со страховщиком именно по данной части.
- Суд рассматривает спор между страховщиком и потребителем, а не пересматривает акт финомбудсмена. Поэтому решение финуполномоченного не отменяется, но не подлежит исполнению.
- Страховщик решил в суде оспорить решение финомбудсмена. В этом случае судья возбуждает гражданское дело, в котором истцом является потребитель, а ответчиком – страховщик.
- При решении спора суд не связан доводами, содержащимися в решении финуполномоченного. Суд проверяет доводы потребителя о нарушении его прав по общим правилам доказывания.
- В силу прямого указания закона добровольное исполнение страховщиком решения финуполномоченного освобождает его от уплаты штрафа, предусмотренного пунктом 3 статьи 16.1 закона об ОСАГО. Других оснований для освобождения страховщика от санкций, к примеру, неустойки, законом не предусмотрено.
- Финуполномоченный может наложить на страховщика штраф (согласно тому же пункту 3 статьи 16.1 закона об ОСАГО), даже если потребитель не предъявлял такого требования.
- Потребитель может потребовать штраф в 50% от суммы требований за неисполнение решения финуполномоченого напрямую через суд (часть 6 статьи 24 закона о финомбудсмене).
Суд разъяснил, как обойти финомбудсмена
Финомбудсмен подтвердил, что по договорам, заключенным до 3 сентября 2018 г., можно обращаться напрямую в суд
Финомбудсмен: новые возможности и обязанности страховщиков
Судья Кирьянен Э.Д.
Дело № 33-40153
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2019 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Пильгуна А.С.,
судей Кочергиной Т.В., Раскатовой Н.Н.,
при секретаре Ляховой М.С.,
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у истца, в силу положений приведенного выше п. 8 ст. 32 Федерального закона № 123-ФЗ, отсутствует обязанность по обращению к финансовому омбудсмену до обращения в суд, а есть только право, которое он может реализовать, а может и не реализовать по своему выбору.
Если в такой версии пройдет, то однозначно потерпевшим надо обращаться в Конституционный суд РФ или менять закон в госуд. Думе… ,,
805/2019-199230(2)
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45 www.11aas.arbitr.r..., e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
15 октября 2019 года г. Самара
Дело NoА65-17520/2019
Как разъяснено в п.4 «Обзор практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019) с 28
ноября 2019 года потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к страховщику только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению (часть 2 статьи 25 и часть 6 статьи 32 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг). При этом согласно п.1 ч.1 ст. 28 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» к страховым организациям, осуществляющим деятельность по ОСАГО, ДСАГО, страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного), которые обязаны организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным п.1 ч.1 ст. 28 закона применяется с 01.06.2019г.
Договор страхования заключен 05.11.2016г., дорожно-транспортное происшествие, являющееся предметом рассмотрения настоящего спора, произошло 22.06.2017г., т.е. до вступления в действие Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ.
Кроме того, ответчик в нарушение положений Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ, не представил доказательств того, что СПАО «Ресо-Гарантия» внесено в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.
Эта Шарага защищает страховщиков еще больше чем суды!!!
Так ведь на это и была ставка. За кулисами еще много чего можно провернуть. Самое смешное что людям втирают под сладкой корочкой, что мол все для потребителя. Да и люди верят.
Страховое лобби оно такое))
Что за спам в ветке?! Пока тут не приберут, никаких экспертных мнений не будет.
«Страховщик решил в суде оспорить решение финомбудсмена. В этом случае судья возбуждает гражданское дело, в котором истцом является потребитель, а ответчиком – страховщик.»
Товарищи, никого этот бред не смущает?! Страховщик решил оспорить, а при этом истецом делают-потребителя. Мне кажется это какой то процессуальный маразм.
Они создали этот орган с нарушениями и щас пытаются подогнать хоть как то.
В таком случае страховщик будет оспаривать решение финупа по место регистрации истца
Видимо Страховщик сам заявит исковые требования за потребителя !!!)))
Абсолютно согласен!
Смысл что-то обсуждать, если текста нет.
Надо будет попробовать постучаться к людям, от которых летние варианты приходили
Хотя относительно 28-го ноября — это тот еще перл сам по себе. Если так будет указано.
В ФЗ по ФУ только пункт касаемо порядка с 1 июня изложен своеобразно. Который можно и так, и так понимать. Остальные пункты изложены стандартно. И должно тогда действовать общее правило — дата заключения договора
Относительно платы ФУ в размере 15 000 руб, ВСРФ ничего не сказал? Если мои требования удовлетворяют, 15 000 возвращают ???? А то получается 10 000 ФУ взыскал с СК, а на 15 000 потерял)
«Суд рассматривает спор между страховщиком и потребителем, а не пересматривает акт финомбудсмена». Это как понять??? Зачем тогда вообще последний нужен. Принимает решение, за который не несет никакой ответственности…
Очередная большая проблема в ОСАГО! Злополучный ФЗ-123, внёс поправки в закон об ОСАГО и по прошествию нескольких месяцев его действия, все пришли к однозначному выводу что это очередная глобальная проблема для всех кому приходится с ним сталкиваться, и я говорю не только об автовладельцах попавших в ДТП, с этим законом мучаются и юристы и даже судьи из-за отсутствия правоприменительной практики. Судьи попросту не хотят брать на себя ответственность за принятие решений, которые могут быть впоследствии отменены вышестоящими судами. Для того чтобы уйти от необходимости вынесения решения, судьи под разным предлогом стараются оставлять иски сначала без движения, а потом без рассмотрения, вынося такие определения пачками! Дело в том, что за отменённые определения их не наказывают, только за отменённые решения, поэтому «мутные» определения они пишут кучами, а решения выносить не хотят. Вся проблема в том, что из-за затягивания судебного разбирательства люди не могут никак получить страховое возмещение и это реальная проблема!
Странностью считаю часть проекта разъяснений ВС РФ по вопросам, связанным с введением в действие закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», В соответствии с которой на ст.422 ГК можно просто плюнуть и растереть… Чудеса…
Очередной раз пнули по нормам права и доказали, что Россия — «правовое государство».
В этом законе еще есть очень странный случай личного представительства. Заявление к финансовому омбундсмену должен подписать только сам заявитель. Ни представитель заявителя, ни адвокат такое заявление подписать даже по нотариальной доверенности не вправе. Не понятно зачем так установил законодатель — в суд можно обратиться по доверенности, а с досудебной претензией — должен только сам заявитель подписывать. Как будто паспорт выдают они или свидетельство о браке… На ура возвращают заявление по любому удобному поводу. Моему доверителю вернули с основанием — не указано наименование и номер договора (если имеется). Какой может быть договор в отношениях потерпевшего по страховым выплатам ОСАГО и ДСАГО? Цирк да и только
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах