Из уточненной концепции законопроекта о категоризации инвесторов будут исключены нормы, касающиеся приобретения полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ), сообщил «Коммерсанту» представитель ЦБ. В презентации, представленной ЦБ участникам рынка на прошлой неделе, предполагалось, что неквалифицированным инвесторам будут доступны договоры страхования жизни (при участии страхователя в инвестиционном доходе страховщика) при сроке свыше пяти лет или без защиты капитала только после тестирования. Теперь таких ограничений не остается.
Масштаб проблемы мисселинга в части ИСЖ потребует дополнительного регулирования. Представитель ЦБ сообщил Ъ, что правила по продаже полисов ИСЖ и НСЖ будут урегулированы отдельным проектом поправок, которые планируется подготовить позднее.
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс считает, что защита покупателей продуктов страхования жизни сейчас обеспечена на весьма высоком уровне благодаря стандартам, принятым ВСС и Банком России. «Логичнее, когда страховые продукты регулируются страховым законодательством. Поэтому распространение закона о категоризации инвесторов на страхование жизни выглядит излишним», – заявил он.
По мнению руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгении Лазаревой, все самые важные условия договора об инвестиционном страховании жизни должны быть прописаны на его первой странице и стать очевидными для потребителя, как это установлено в законодательстве о кредитах и займах.
«Индивидуальное страхование жизни как финансовый продукт – довольно неплохой инструмент возможного улучшения благосостояния. И самое важное слово – возможного. То есть не гарантированного, как это пытаются представить потребителям менеджеры финансовых институций. Но, как у нас обычно бывает, хороший продукт испортили жадность, маркетинг и мисселинг (случаи, когда намеренно вводят в заблуждение и пытаются продать не тот товар или услугу, за которыми изначально обратились и которые нужны на самом деле)», – отметила Лазарева.
По ее словам, регулярные мониторинги и исследования проекта ОНФ «За права заемщиков», а также работа с обращениями граждан показывают, что пока уровень финансовой грамотности оставляет желать лучшего. Он совершенно точно не соответствует состоянию финансового рынка, который существует сейчас в России, полагают в ОНФ.
«До недавнего времени, по нашим данным, даже понимая необходимость ознакомиться с документом, до 90% граждан подписывали их не глядя. Вместе с тем, осознав, что полис не гарантирует прибыли, потребитель разочаровывается и пытается искать правды у регулятора, правозащитников, в суде. Потребитель должен быть полностью информирован и осознавать возможные риски и потери», – подчеркнула руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».
Как уже сообщало АСН, Банк России за 9 месяцев 2019 г. получил 2,7 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг на мисселинг, и почти половина жалоб была связана с ИСЖ (44,4%). Чаще всего потребители жалуются на кредитные организации (62,3% от всех жалоб на мисселинг), которые вместо одного финансового продукта продают другой.
За первое полугодие 2019 г. сборы по инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ), которое прежде было основным драйвером рынка страхования жизни, составили 92,3 млрд р, что на 32% ниже аналогичного показателя 2018 г. Всего за первое полугодие 2019 г. заключено 155,9 тыс. договоров ИСЖ.
ЦБ может ограничить продажи полисов ИСЖ сроком более пяти лет
ЦБ проверит исполнение страховщиками стандарта по ИСЖ
ЦБ может ввести госрегулирование продаж ИСЖ