Об этом свидетельствуют данные ЦБ.
Ограничения, связанные с пандемией коронавируса, оказали влияние на структуру каналов продаж страховых продуктов. По итогам апреля-июня 2020 г. доля премий, полученных страховщиками через Интернет, выросла до 5,9% (+0,8 п.п. за год). В условиях развития электронных технологий эта доля будет расти, говорится в «Обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков», опубликованном Банком России.
В связи с закрытием части отделений страховых компаний доля продаж в офисах сократилась до 19,3% (—1,9 п.п. за год). Также изменилась структура продаж среди посредников, на которых в совокупности пришлось три четверти полученных страховщиками премий. Наиболее заметными изменениями стали рост агентского канала продаж (+4,6 п.п. за год, до 22,1% от совокупных взносов) и снижение продаж через банки (—3,4 п.п., до 34,6%). Такое изменение продаж посредников связано с изменением спроса на отдельные виды страхования.
Снижение премий по страхованию кредитного страхования жизни и здоровья, а также ИСЖ, в которых преобладают банковские продажи, способствовало снижению доли кредитных организаций в страховых премиях. Доля комиссии посредников в совокупных взносах, полученных при их участии, сократилась (—3,2 п.п. за год, до 27,8%). Максимальные доли вознаграждений среди основных посредников приходятся на банки (36,2%) и автосалоны (35,6%). Несмотря на сокращение комиссий посредников, доля расходов на ведение дела российских страховщиков за год выросла и осталась на высоком уровне. В связи с этим, несмотря на снижение коэффициента убыточности, комбинированный коэффициент убыточности увеличился до 87,1% (+1,1 п.п. за год).
Вместе с тем при сохранении тенденции к сокращению премий на фоне увеличения выплат по ранее заключенным договорам (в том числе в связи с прекращением режима самоизоляции и возвращением числа страховых случаев к обычному уровню) убыточность страховщиков может увеличиться по итогам 2020 г., отмечает Банк России.
Снижению комиссий посредников и, соответственно, общих расходов страховщиков на привлечение и обслуживание клиентов будет способствовать появление и развитие системы «Маркетплейс», которая станет новым каналом продаж для банков, страховых компаний и иных финансовых компаний и заработает конца 2020 г.