В исследовании анализировались данные из региональных реестров такси (более чем 340 тыс. автомобилей) и системы АИС ОСАГО за 2020–2021 гг.
Более половины (50,2%)- автомобилей такси ездят без полиса ОСАГО, а еще у 23,7% таксистов страховка оформлена для личных целей, то есть там не указано, что автомобиль используется в качестве такси, что является грубым нарушением правил страхования. Таксисты идут на это, чтобы сэкономить: полис для такси может быть в полтора раза дороже, чем для машины физического лица. Однако в случае аварии по вине таксиста без действующего полиса «автогражданки» (если страховку не приобретали вовсе или её действие было досрочно прекращено из-за недостоверных данных в полисе), пострадавший водитель останется без компенсации ущерба.
Пострадавшему остается только судиться с самим водителем-виновником ДТП, но такие суды могут длиться годами и ни к чему не привести, если у виновника не окажется средств на возмещение вреда. Если же о содержащихся в полисе недостоверных сведениях, станет известно уже после ДТП, то страховщик сможет применить регресс к виновнику-таксисту.
Лучше всего ситуация складывается в Москве — здесь 44,1% таксистов приобретают полис с отметкой «такси» и только 3,2% таксистов покупают страховку для иных целей, не связанных с коммерческими пассажирскими перевозками. Нарушают законодательство и обходятся без полисов «автогражданки» сразу 52,7% московских таксистов.
При этом у машин такси высокая аварийность, причем по вине самих таксистов: если в ДТП участвует автомобиль такси, то в 9 из 10 случаев в аварии виноват его водитель, показало исследование.
«Это говорит о том, что профессионализм водителей такси, во всяком случае в 2020–2021 году, находится на удручающе низком уровне. Логично предположить, что в нормальной ситуации распределение вины таксистов и «нетаксистов» составляло бы 50/50», — говорит Петр Шкуматов.
ОНФ приводит данные только по застрахованным автомобилям такси, однако, вероятно, незастрахованные попадают в ДТП с той же частотой, считает эксперт. По его оценкам, ущерб российским автовладельцам от аварий с участием такси составляет около 2 млрд р. в год, и большую часть этих убытков невозможно взыскать в связи с отсутствием страховки.
Причем самые аварийные такси — с полисами ОСАГО «Мультидрайв» (без ограничения числа водителей, допущенных к управлению). Они попадают в 53,1% ДТП, в 45,9% из которых они виновны. Такие страховки покупают в основном таксопарки, которые сдают автомобили в аренду всем желающим, профессионализм водителя и качество его вождения никто не проверяет, отмечается в исследовании. Поэтому полисы «Мультидрайв» приносят страховщикам самые высокие убытки — средняя убыточность для страховой компании по такому полису составляет 20 463 рубля против 12 461 р. в среднем по ОСАГО для такси.
Картина убыточности в сегменте ОСАГО для такси различается по федеральным округам. Согласно исследованию, аномально высокая убыточность для страховых компаний в сегменте такси наблюдается на Дальнем Востоке — 25 648 р. (более чем в два раза выше средней по стране). Такая разница может быть связана с тем, что в этом регионе машины такси используются страховыми мошенниками и автоподставщиками, что увеличивает напряженность в сегменте.
Согласно исследованию, справедливая цена на ОСАГО для такси должна составлять в среднем не менее 16 183 р. в год — то есть в три раза дороже, чем средняя стоимость ОСАГО для физлиц. Полис «Мультидрайв» для таксистов должен стоить не менее 26 575 р. Тогда за счет оплаты повышенного риска таксистами-лихачами страховщики смогут снижать цены для аккуратных водителей, полагают в ОНФ.
Какие плохие таксисты! Шкуматову привет, ведерко до сих пор на крыше держит? или уже мигалку дали)
Нормальная статья. Всё правильно — цена полиса должна соответствовать реальному ущербу. Наличие соответствующего полиса для такси — должно проверяться постоянно. При отсутствии — штрафстоянка, лишение лицензии.
Разве не так? Почему все участники движения должны рисковать своими деньгами ради благополучия владельцев такси. Хочешь работать — оплачивай как положено.
Наверное Марк дело не в цене, а том что их невозможно приобрести! Не так ли? делаем акцент на одной проблеме специально смещаю ракурс с основной! Почитай у нас все стати о страховании именно об этом, как говорится дубины в глузу не видят А такие как Шкуматов как собачки поддакивают и какие то там статистические опросы придумывают. Так и живем
Max — невозможно (или трудно) приобрести тот товар, цена которого значительно ниже его себестоимости. Всегда есть равновесная цена, за которую продавец готов продать товар. Проблема в том, что цены на бензин устанавливает рынок, а цены на ОСАГО — государство.
Но так как государство (в лице ЦБ) хочет выглядеть добрым (по каким то причинам именно в глазах таксистов и их собственников — а не основной части автовладельцев), и никак не может набраться мужества установить для такси справедливую рыночную цену полиса, то и возникает эта проблема. Сейчас придумываю сложный пул по перестрахованию. Хотя проще — установить реальные цены для всех категорий.
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily