Верховный суд за возрастную дискриминацию авто с «МАКСа» велел взыскать ещё 188 тыс. р.

В Липецке «МАКС» заключил со станциями техобслуживания договоры только на ремонт авто не старше 10 лет. Hyundai 2008 г. в. остался без ремонта, а его владелец — с выплатой с учётом износа. ВС указал, что нужно взыскать со страховщика убытки по рыночным ценам.

16:00
9
Отказ ремонтировать старое авто — повод взыскать всю стоимость ремонта со страховщика, считает Верховный суд. Фото: avatars.dzeninfra.ru.
Юлия ГЕРАСИМОВА

В 2021 г. Липецке произошло ДТП между Chevrolet Aveo и Hyundai Getz, оба водителя были застрахованы по ОСАГО в «МАКСе». 

Владелица Hyundai Getz, К., как пострадавшая, обратилась к страховщику с заявлением о возмещении вреда путём организации восстановительного ремонта. В сентябре 2021 г. была проведена экспертиза, которая определила стоимость ремонта с учётом износа 74 тыс. р., а без учёта — 103 тыс. р. 

Однако, «МАКС» самостоятельно заменил форму страхового возмещения и перечислил пострадавшей 74 тыс. р. возмещения, т.е. с учётом износа. Причина — автомобиль Hyundai Getz сошёл с конвейера ещё в 2008 г., а договоры с СТОА на территории Липецкой области предполагают восстановительный ремонт только на ТС не старше 10 лет. 

Претензия К. была оставлена без рассмотрения, финуполномоченный согласился с позицией страховщика. К. обратилась в суд, где судебная экспертиза рассчитала сумму ремонта по среднерыночным ценам в Липецке без учёта износа — в размере 262 тыс. р., а по Единой методике эта сумма составила 119 тыс. р.

Суд первой инстанции удовлетворил требования К. и взыскал в её пользу с «МАКСа» 45 тыс. р. — это стоимость ремонта, рассчитанная по Единой методике без учёта износа за минусом выплаченной страховщиком суммы. И 142 тыс. р. с виновника ДТП — это стоимость ремонта по среднерыночным ценам в Липецке за минусом сумм от страховой компании. 

Апелляция квалифицировала эту сумму как убытки, поэтому в первоначальном требовании отказала. Но взыскала всю сумму убытков с «МАКСа» — как разницу между стоимостью восстановительного ремонта по результатам судебной экспертизы и выплаченной суммой, — в размере 188 тыс. р., а в иске в виновнику ДТП отказала.

Кассация решение апелляции отменила и направила на новое рассмотрение. Кассация посчитала, что взыскивать со страховщика можно только по расчёту Единой методики, а стоимость ремонта по среднерыночным ценам подлежит оплате виновником ДТП. Но с ней не согласился Верховный суд

Он отметил, что организация и оплата восстановительного ремонта автомобиля — это обязанность страховщика, которая не может быть изменена им в одностороннем порядке. Это обязательство подразумевает и его обязанность заключать договоры с соответствующими закону СТОА. Выбор формы страхового возмещения — это право пострадавшего (пп. «е» п. 16.1 ст. 12 закона об ОСАГО). 

«Какого-либо нормативного и фактического обоснования невозможности заключения договоров на ремонт автомобилей данной модели старше 10 лет страховщиком не представлено», — следует из определения Верховного суда.

Также Верховный суд напомнил, что отсутствие в законе об ОСАГО нормы о последствиях неправомерного отказа страховщика от организации и оплаты ремонта не лишает потерпевшего права требовать полного возмещения убытков в виде стоимости ремонта авто без учёта износа деталей. Эта позиция была озвучена высшей судебной инстанцией в п. 56 постановления пленума Верховного Суда от 8 ноября 2022 г. 

«Приведённое выше правовое регулирование подразумевает возмещение причинённых страховщиком потерпевшему убытков в полном объёме, то есть без применения Единой методики», — постановил Верховный суд. 

На момент публикации комментариев от «МАКСа» в адрес АСН не поступило. 

Дело направлено на новое рассмотрение в кассацию.

По теме:
«Бомба в ОСАГО!»: Верховный суд разрешил взыскивать со страховщиков без учёта износа 
Верховный суд уберёг страховщиков от безлимитных выплат по ОСАГО
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
9 комментариев
9 комментариев
  • Емцов В.А.
    17:42

    Всё-таки недобросовестный поставщик услуг))))

  • alex111001103
    21:14

    Бугагашеньки.

    Всё СК напряглись, и побежали исправлять списки СТОА.

    ФУ — [Отмодерировано АСН], который только нужен для обмана потребителей

  • Соучастник
    13:01

    Какой бред, а для чего извращались с Единой методикой если судебная экспертиза считает по среднерыночной цене и ВС взыскивает тоже по ней?
    Был же на заре ОСАГО расчет убытка по среднерыночным ценам в регионе, зачем было ломать?

  • Milasha
    14:26

    ВС ломай уже и лимит ответственности. Признаем сумму лимита ниже рыночных цен и будет всем (почти) щастье.

  • Bdfy
    14:54

    Дак уже. Есть примеры решений с выплатой по среднерыночным ценам свыше 400т.р

  • Asker1985
    19:47

    Просто нужно платить по нормальным, рыночным ценам, за деталь фактически установленую/поврежденную деталь, стоит оригинл, платите за оригинал, да с учетом износа до 50%, это вполне приемлемо, рынок б/у запчатей очень обширен. Но объясните мне почему, и каким законом, актом регулируется, что мне, за мою пусть не новую, но ОРИГИНАЛЬНУЮ запчасть, платят по цене китайского барахла, гм-гм, простите, «китайского АНАЛога», да еще с верху вычетают износ с НЕОРИГИНАЛЬНОЙ детали? Объясните почему это так, и чем регулируется, и еще плачутся, что осаго им не выгодно…

  • Анатолий-58
    11:08

    Я ещё у меня сейчас в суде дело рассматривается (тоже к МАКСу), где размер убытков по ОСАГО составляет 1,250,0000.
    И вообще таких решений уже много и не только у МАКСа, но учитывая как плохо считает и платит МАКС, думаю они буду рекордсмены по таким искам

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля