Статистику всё-таки получится сравнить

АСН опросило регулятора, рейтинговые агентства и страховщиков о том, «реальны» ли ожидаемые рекордные итоги 2023 г. или они возникнут из-за изменения методики подсчёта.

18:00
Страховой рынок ожидает публикацию итогов 2023 г. Карикатура из novocherkassk-gorod.ru.
Рустам АХМЕТГАРЕЕВ

В конце недели Банк России опубликует статистические данные по страховому рынку за 2023 г.

Судя по результатам 9 мес. 2023 г., когда общие сборы выросли на четверть, итоги всего года также будут внушительными. По оценке гендиректора аналитического агентства «БизнесДром» Павла Самиева, общие сборы превысят 2 трлн р., а это рекордный показатель.

Однако есть нюанс.

Как уже сообщало АСН, после изменений в методах подсчёта статистики Банка России по страховому рынку (начиная с I квартала 2023 г.), страховщики отчитываются в ЦБ по ожидаемой в соответствие с графиком платежей премии, а не по начисленной.

Таким образом, статистика сборов стала несравнимой и перестала отражать реальные объёмы рынка, заявила ранее часть игроков рынка и представителей рейтинговых агентств.

Особенно разница была видна на сборах «Сбербанк Страхования» — они в I квартале 2023 г. (по сравнению с I кварталом 2022 г.) подскочили более чем в пять раз — с 8,6 млрд р. до 48,7 млрд р. (+464% или 40,1 млрд р.). Что вывело компанию сразу с 11-го на 3-е место. «Начисленная премия компании в сравнимых с прошлой методологией цифрах за I квартал составила 13,4 млрд рублей», — тогда заявили АСН представители «СберСтрахования». Т. е. 35 млрд р. возникли только из-за сравнения данных, составленных по разным методикам. 

Часть страховщиков отметила, что их показатели по новой методологии не так сильно различаются, но также указывали на невозможность точного сравнения показателей. 

АСН организовало опрос в преддверии публикации статистики ЦБ, чтобы узнать — реальны ли рекордные сборы или они рождаются только «на бумаге»? 

Позиции ЦБ и ВСС

Чтобы как-то обеспечить преемственность статистики, ЦБ начал публикацию статданных по форме 0420158. Основное отличие в том, что в 0420158 там по большей части публикуются суммарные сборы по видам страхования в целом. Но, как сообщили АСН читатели, по форме 0420158 публикуется и статистика по отдельным страховщикам — в разделе «Показатели деятельности страховщиков на основе Отчёта о структуре финансового результата в разрезе по страховщикам». Однако там включаются и данные по перестрахованию, что мешает корректному сравнению.

Показатели конкретных игроков собираются и по форме 0420162 — но как раз в данном разрезе и произошли те самые изменения, влекущие вопрос о сравнимости показателей. 

В пресс-службе Банка России сообщили АСН, что по сведениям формы 0420158 прирост премий за 9 месяцев 2023 г. составил 25%, что «является реальным отражением ситуации в страховом секторе». В этом году появятся сопоставимые данные уже и для формы 0420162, отмечается в ответе регулятора. Это предложение можно трактовать так — с I квартала 2024 г. показатели сборов конкретных игроков можно будет сравнивать с показателями I квартала 2023 г., т.к. тогда статистика публиковалась уже по новой методологии. 

В институте страхования ВСС сообщили АСН, что «в сложившихся обстоятельствах изменения методологии… по форме 0420162» данные формы 0420158 достаточно объективно отражают динамику совокупного объёма сборов страховщиков. Но «158-я» не обладает достаточной детализацией по отдельным видам страхования, уточнили в институте страхования.

Рейтинговые агентства

Директор страховых рейтингов Национального рейтингового агентства (НРА) Сергей Туруев отметил, что показатель в 24% является реальным отражением ситуации в страховом секторе за 9 мес. 2023 г. 

Статистика публикуется и на сайтах страховщиков, где сборы по-прежнему учитываются по начисленной премии. Там также «мы видим рост премии», отметил представитель НРА.

Управляющий директор группы рейтингов страховых компаний агентства Национальные кредитные рейтинги (НКР) Евгений Шарапов тоже согласен, что «158-я» форма наиболее подходит для сравнения 2022 г. и 2023 г. Но нужно иметь ввиду, что в «158-ю» также включается и входящая перестраховочная премия, обратили внимание и в НКР.

При этом анализ по «162-й» форме и ранее временами чувствительно был не сопоставим. Например, в «162-ю» не включаются сборы страховщиков с отозванными лицензиями, что существенно искажало объёмы рынка при отзыве лицензий у крупных игроков в конце года, что было заметно по уходу «АСКО-Страхования», отметил Евгений Шарапов. 

«Росгосстрах»

Финансовый директор «Росгосстраха» Евгений Решетин прокомментировал АСН, что по «старой» методологии прирост начисленной страховой премии «Росгосстраха» за 2023 г. составил 18%, что нашло своё отражение в отчётности компании по ОСБУ и МСФО. Этот результат обеспечен сбалансированным ростом в различных сегментах и видах страхования. При этом по новой методологии, согласно «162-й» форме отчётности, прирост получается ещё больше — 32%.

Изменение методологии существенно влияет на отражаемые в отчётности страховщиков данные в тех случаях, когда у компании есть портфель долгосрочных договоров (например, ипотечное страхование, страхование лизинга), есть крупные корпоративные договоры со сроком действия 2-3 года, что характерно для ДМС, а также есть договоры, дата заключения которых попадает в один отчётный год, а дата начисления страховой премии — в следующий, что тоже вполне типичная ситуация в корпоративном бизнесе. «В среднем на растущем портфеле для большинства компаний расчёт сборов "по-новому" даст большую величину, чем "по-старому". Такая ситуация характерна и для "Росгосстраха". Но это абсолютно необязательно будет касаться всех видов и всех компаний, особенно в случае влияния крупных корпоративных договоров», — уточнил Евгений Решетин.

Важно смотреть сопоставимые показатели, т.е. либо сравнивать данные по «158-й» форме, либо сравнивать расчёты «по новой методике», но никак не расчёты по двум годам, сделанные по разным принципам. Лучше всего и о рынке, и о конкретной компании сказал бы комплексный анализ темпов роста двух показателей, что можно будет сделать через год. В текущей же «переходной» ситуации остаётся ориентироваться на данные из «158-й» формы, отметил представитель «Росгосстраха».

«РЕСО-Гарантия»

«Смена методологии ЦБ может вызывать перекосы при сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Особенно, если речь идёт про промежуточную отчётность за 3, 6, 9 месяцев. При этом в одних видах страхования это может быть заметнее, чем в других», — сообщили в «РЕСО-Гарантии».

В целом на «РЕСО-Гарантию» «смена методики повлияла несильно, и наш рост не вызван сменой методики», — рассказал АСН вице-президент «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

ВСК 

В пресс-службе ВСК сообщили АСН, что изменение методологии не оказало значимого влияния на темп роста — по ВСК это отклонение в 2 процентных пункта в меньшую сторону. 

Форма 0420158 отражает реальную динамику рынка по отдельным видам страхования, это наиболее объективные, сопоставимые (и единственные) по периодам цифры объёма страховых премий по компаниям и рынку, заявили в ВСК. 

«Если говорить за весь рынок, то по итогам года темп роста по данным публикуемой статистики будет выше реального темпа роста где-то на 3-5 процентных пунктов, в основном, за счёт компаний с высокой долей кредитного страхования», — уточнили в ВСК. В целом по рынку страхования «не жизни» темп роста в пределах 15%. По рынку страхования жизни методология не должна была оказать значимого влияния на статистику, а рынок страхования жизни, действительно рос в 2023 г. с темпом более 30%, отметили представители ВСК.

Основные драйверы роста ВСК — автострахование, ДМС, ипотека, имущество юрлиц и страхование от несчастных случаев.

«Согласие» 

В 2023 г. СК «Согласие-Вита» продемонстрировала существенный реальный рост бизнеса (+74%), 96% прироста обеспечило кредитное страхование жизни (КСЖ), также высокими темпами развивалось направление инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), суммарный объём страховых премий по которому в 2023 г. на 38,4% превысил премии годом ранее. Так в пресс-службе Группы «Согласия» объяснили внушительные результаты страховщика жизни за 9 мес. 2023 г. «Это реальный рост, изменение методологии сильно не влияет на показатели "Согласие-Вита"», — уточнили представители компании. Рост КСЖ и ИСЖ – произошёл за счёт расширения партнёрской сети, а также за счёт развития кредитования.

По материнской компании — ООО «СК «Согласие» — годовые данные по страховым премиям по методологии сборки статистической формы отличаются от начислений по бухгалтерским стандартам менее чем на 1% в сторону понижения. По сравнению с 2022 г. объёмы начисленных премий (включая входящее перестрахование) возросли на 14,3 %. Основные направления роста — страхование каско и страхование имущества, но и другие направления также показали рост, перечислили в «Согласии».

«Совкомбанк Страхование Жизни» вернуло обороты

В целом рынок страхования жизни за 2023 г. показал невероятный рост по сравнению с 2022 г. Это связано и с тем, что в 2022 г. была остановлена полноценная работа с ИСЖ и подобными продуктами, возникла новая экономическая реальность, сопровождающаяся и паническими действиями клиентов, и перетоком сбережений в разные формы (вклады, обналичивание, формирование запасов и т.д.), отметили в «Совкомбанк Страховании Жизни». 

Адаптироваться к новой реальности удалось только в прошлом году. «Клиенты оценили значимость НСЖ и ИСЖ, при этом обозначили приоритетными короткие НСЖ (3-5 лет) с высокой доходностью. Страховое сообщество смогло оперативно предложить новые продукты, потребительская ценность которых не подвергалась сомнению», — указали в страховщике жизни.

Отметим, что сборы «Совкомбанк Страхования Жизни» по данным ЦБ за 9 мес. 2023 г. по сравнению с 9 мес. 2022 г. выросли на 545% — с 2,2 млрд р. до 14,0 млрд р. При этом в конце 2022 г. «Совкомбанк» объединил своих страховщиков жизни, которые на двоих в 2021 г. собирали 13 млрд р. 

Рост величины премий «Совкомбанк Страхования Жизни» — фактический, плановый, соответствует утверждённой стратегии развития бизнеса. Благодаря общему тренду на спрос НСЖ компания смогла создать продукты, которые обеспечили доходность на уровне вкладов — на больший, чем депозиты срок — что позволило сохранить клиентов и привлечь новых, сообщили представители компании.

По теме: 
Статистика по страховым сборам стала несравненной
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля