ОСАГО на распутье

По заказу ФССН три группы актуариев высказались о путях корректировки тарифов на ОСАГО. Первая группа предложила заменить несколько базовых ставок тарифов одной, ежегодно индексируемой на 8–16%. Вторая посоветовала отладить «бонус-малус», добрав от этого еще 5% премии, и точечно пройтись по тарифам. Регионалы настаивают на выравнивающих коэффициентах для субъектов РФ. Теперь ФССН сформулирует свое видение проблемы.

08:29

Вчера руководитель ФССН Илья Ломакин-Румянцев представил журналистам итоги работы трех независимых групп актуариев, которые готовили по просьбе ФССН безубыточные сценарии будущего обязательной «автогражданки». Экспертами выступили «Независимый актуарный информационно-аналитический центр» (НААЦ), механико-математический факультет МГУ и Борис Шрайбман из союза страховщиков «Урало-Сибирское соглашение».

Калькулятор ОСАГО функционирует на нашем сайте. Моментальный расчет стоимости полиса. Калькулятор ОСАГО функционирует на нашем сайте. Моментальный расчет стоимости полиса. НААЦ предложил изменить нынешнюю систему тарификации с несколькими базовыми ставками тарифов и ввести одну базовую ставку, рассказал журналистам директор НААЦ Валерий Баскаков. За такую базовую ставку принимается ставка для легкового автомобиля физлица, предложенный размер которой, как выяснило АСН, – 2,64 тыс. руб. (сегодняшний аналог ровно на треть меньше – 1,98 тыс. руб.). Для остального транспорта вместо базовых тарифов вводятся коэффициенты по типу транспорта.

«Такой подход приводит к единообразию всей системы тарификации и позволяет достаточно просто индексировать тарифы по мере необходимости, поскольку необходимо индексировать только одно значение», – пояснил Валерий Баскаков. Если такая система тарификации заработает с 1 января 2009 г., убыточность на уровне 77% в ближайшие пять лет продержится за счет индексации базовой ставки на 8–16% в год, подсчитали актуарии.

Расчеты НААЦ также показывают, что средневзвешенное значение коэффициентов по возрасту и стажу (Квс) и по числу лиц, допущенных к управлению машиной, составляющее сейчас 1,14, надо повысить до 1,23, а отдельно Квс для разных категорий возраста и стажа – увеличить на 36–50%. Кроме того, НААЦ рекомендует повысить территориальный коэффициент 0,5 до 0,68. Предлагается поправить и коэффициент периода использования ТС – повысить на 17% для шестимесячных полисов и снизить на 5% для девятимесячных.

Мехмат МГУ пришел к выводу о несвоевременности глобального изменения тарифов, поскольку модель ОСАГО еще не полностью отлажена, сообщил заместитель декана факультета Евгений Чепурин. В частности, по оценкам мехмата, недействующая система «бонус-малус» урезает сборы страховщиков примерно на 5%.

По расчетам этой группы экспертов, убыточны сегодня около 17% страховщиков ОСАГО. Но повышение тарифов для вывода этих компаний на уровень безубыточности автоматически необоснованно завысит тарифы для большинства страхователей, подчеркнул Евгений Чепурин. Он рекомендовал точечно корректировать тарифы – только в сегментах, которые изначально были неверно тарифицированы.

Борис Шрайбман анализировал региональный аспект проблемы тарификации ОСАГО. Основной итог его работы – предложение ввести дополнительные выравнивающие коэффициенты для каждого субъекта РФ. Такой коэффициент определяется как отношение доли выплат субъекта в общероссийских выплатах к такой же доле премии и постоянно корректируется с учетом статистики.

Теперь ФССН займется сопоставлением результатов исследований актуариев и формированием на их основе позиции службы, сообщил журналистам Илья Ломакин-Румянцев. Он ожидает, что с учетом роста убыточности ОСАГО и постепенного «соскакивания» с рынка отдельных компаний, вопрос о необходимости корректировки тарифов вскоре поставит Госдума или правительство. По мнению главы ФССН, откорректировать действующие тарифы необходимо не позднее следующего лета.

Достаточность тарифов оценивает и созданная при Минфине межведомственная рабочая группа, рассказала 18 сентября АСН заместитель руководителя финансовой политики министерства Вера Балакиерва. По ее словам, на пока единственном состоявшемся заседании группы звучали противоположные предложения – от необходимости менять тарифы до отсутствия необходимости в этом.

К очередному заседанию группы Минфин ждет дополнительных аргументов Российского союза автостраховщиков в пользу увеличения тарифов, а также обещанных ФССН результатов актуарных исследований. Если группа сочтет целесообразным корректировать тарифы, такие предложения могут появиться в течение квартала, считает Вера Балакирева. Правда, отмечает она, протокольного поручения правительства заниматься такой работой Минфин не получал.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля