Новые вызовы для нового регулятора

07:38
6
Павел Самиев
Генеральный директор аналитического агентства, «БизнесДром»

На прошлой неделе произошло важное для рынка событие: определены персоналии «страховых» заместителей руководителя ФСФР. Надо ожидать, что теперь ФСФР в полной мере начнет исполнять свои надзорные функции в отношении страховщиков. Чего же ждет от регулятора рынок?

На мой взгляд, эти ожидания можно разделить на три блока: новые вызовы, то, что хотелось бы изменить, и то, что хотелось бы сохранить. Начну с последнего, с преемственности.

За последние годы страхнадзор добился очень впечатляющих результатов в направлении борьбы со схемами налоговой оптимизации. Еще 7-8 лет назад сложно было даже предположить, что эта работа будет настолько успешной. По показателю «схемности» наш рынок уже находится на уровне вполне приличных стран. Конечно, ФСФР надо сохранить эти результаты и не допустить, чтобы в сложное время реструктуризации вновь развернулись схемы.

Требуется также сохранить преемственность в достаточно жесткой политике по очищению рынка от компаний – однодневок. Это не только схемные, но и неплатежеспособные компании, работающие «с колес». Прогресс в этом направлении был, теперь главное не останавливаться и продолжать тот же курс. Как ни обидно звучат такие слова для некоторых компаний, но сегодняшнее количество страховщиков избыточно. Сегодня гораздо больше страховых компаний, чем акционеров, которые долгосрочно и всерьез заинтересованы в страховом бизнесе.

Среди новых задач наиглавнейшая – это работа над имиджем. После недавних громких скандалов регулятору важно перестать ассоциироваться с коррупцией и взяточничеством. ФСФР надо выстроить абсолютно прозрачную систему взаимоотношений с рынком, аналитиками, прессой. Важно, чтобы все видели ровное и объективное отношение регулятора к каждому участнику рынка, без преференций и без необоснованного давления.

Требует корректировки и практика использования неформализуемых показателей в оценке деятельности страховщиков, например, жалоб страхователей. Во внедрении такого опыта есть свои плюсы. Но использование не всегда обоснованных жалоб для выдачи предписаний расценивается как способ давления на страховщиков. Здесь также требуется корректировка в сторону прозрачности и однозначности.

Давно пора менять систему отчетности страховщиков. Требуется повышать частоту сдачи отчетности, вводить МСФО, требовать раскрытия конечных собственников. Все нормальные компании это приветствуют и давно уже делают, а если кто-то этому противится, значит, ему есть, что скрывать.

И, наконец, новые вызовы. Первый – это новые масштабные виды обязательного страхования. Это – новая ответственность, и ее бремя существенно тяжелее, чем в ОСАГО. В новых видах абсолютно недопустимы скандальные уходы страховщиков, не очень тщательный или некорректный надзор. Возможно, надо подумать о дифференцированном доступе страховщиков на эти рынки в зависимости от их финансовой мощи, и, соответственно, о дифференцированном надзоре.

Новый регулятор получил полномочия по надзору за всеми финансовыми рынками, кроме банковского. Соответственно еще один вызов – это необходимость выстраивания целостной системы надзора за финансовыми институтами, за компаниями - участниками финансовых холдингов. Это – новые возможности и опять же новый груз ответственности.

На мой взгляд, перед регулятором есть и еще один вызов. Пришло время, когда надзорный орган должен не только следить за порядком на рынке, но и предложить программу по его развитию. Такой шаг со стороны регулятора не противоречит его целям, а, напротив, вполне им соответствует. Рынок, получающий стимулы для правильного развития, получает стимулы и для очищения.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
6 комментариев
6 комментариев
  • драконья ферма
    11:57

    Павел, вот я честно Вас очень уважаю и с интересом читаю все Ваши материалы, но справедливости ради вынуждена заметить, что регулятором (в полном правовом смысле этого слова) на страховом рынке было и остается Министерство Финансов. Стратегические вопросы, касающиеся развития финансового рынка, проекты законов и постановлений правительства остаются за минфином. ФСФР осуществляет надзор и контроль. Так что вопрос относительно вызовов скорее к г-же Балакиревой нежели к г-ну Панкину.

  • Павел Самиев
    12:05

    Согласен, Минфин скорее регулятор, ФССН, а теперь ФСФР — скорее надзор
    МЭР — министерство, отвечающее за меры по развитию.
    НО хотелось бы, чтобы ФСФР проявила какую-то инициативу в этой сфере, а не следовала исключительно инструкциям Минфина…

  • longiman
    14:39

    НО хотелось бы, чтобы ФСФР проявила какую-то инициативу в этой сфере..."

    не надо инициатив, пускай справятся со своим делом, с надзором.

  • йонас
    15:03

    Блажен, кто верует…

  • Артём Александрович
    15:18

    Пришло время, когда надзорный орган должен не только следить за порядком на рынке…
    _____________________________

    А он следит? Вот я и смотрю, что хотя бы у Ростры до сих пор не приостановил лицензию… И вообще, жаловаться в надзор бесполезно — ни хрена он не предписывает. Бесполезный для страхователя орган.

  • Мама Анархия
    16:12

    Будет отлично, если из перечисленных восьми тезисов, будут исполнены хотя бы любые четыре. Хочется верить, что в новом составе, причем с самой головы, надзор тоже станет принципиально новым.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля