Война комиссий: тренды в Центральной Европе

08:18
24

Как я уже не раз говорил, проблема гонки комиссий – это общая проблема для страховых рынков всех стран. Попытки решить проблему предпринимаются и в Центральной Европе, и у нас, но результаты при обуздании гонки комиссий пока отрицательные.

На прошлой неделе в Праге и Братиславе состоялись круглые столы с участием топ-менеджмента местных страховщиков по вопросам будущего дистрибуции*. Может быть, кому-то некоторые из этих выводов покажутся парадоксальными, но практика показывает, что европейские решения рано или поздно становятся решениями и для нашего рынка.

Основные выводы участников таковы.

  1. Войну комиссий на рынках невозможно остановить никакими договорами между страховщиками и действиями «снизу». Эта война является убийственной для всех страховых рынков Европы. Именно наличие комиссионного вознаграждения стало повсеместно основной движущей силой продавцов. И очень часто в ущерб интересам клиентов.
  2. Вопросы выполнения планов продаж любой ценой, требования прибыли и роста объемов бизнеса по причине наличия завышенных бонусов у менеджеров по продажам создают прогрессивно увеличивающиеся риски компаний по невыполнению обязательств перед клиентами.
  3. Завышенные комиссии, замаскированные под бонусы и дополнительные выплаты, разорительны для компаний. Однако картина неэффективности часто скрывается. Требования регуляторов на рынках Центральной Европы нередко игнорируются, а компании представляют отчетность, зачастую не совсем адекватно отражающую истинное состояние бизнеса.
  4. Во всех странах Евросоюза в течение ближайших нескольких лет комиссионное вознаграждение будет поэтапно отменяться. Финансовые посредники будут переведены на fee based compensation (оплату услуг продавца самим клиентом). Это планируется сделать до 2018–2020 гг.


При этом в условиях кризиса интересы сохранения как рынков страховых услуг, так и рынков занятости становятся все более очевидными. По этой причине усиливающиеся требования и местный контроль со стороны локальных регуляторов с большой вероятностью будут централизованы и в еще большей степени усилены.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
24 комментария
24 комментария
  • Чернов А.Ю.
    10:41

    Отменят КВ, появится в бух. отчетности «Поддержка партнера рекламациями» и все. У нас по ОСАГО сейчас КВ — 10%, а толку?

  • йонас
    11:12

    То, что круглый стол проходил в Чехии, говорит о не серьезности постановки вопроса.
    В 2010 году по стране проходили круглые столы по страховым посредникам, в итоге, все почти осталось также…

  • Доброхотов
    12:47

    У нас был конкретный призыв с намерением отразить в законе отказ от комиссии со стороны банков по страхованию ответственности ипотечных заемщиков, где риски перестраховывает СК АИЖК. И некоторые крупные банки заявляли, что откажутся. Значит, в определенной схеме под давлением государственной ручонки в виде СК АИЖК можно ситуацию урулить.

  • Роман Иванов
    13:39

    Я соглашусь с тем, что более важным является практика исполнения правил в сравнении с самими правилами.

    Также обращу внимание, что перенос вознаграждения за работу агента с компаний на клиентов — очень непростая процедура. И, как любое изменение, будет сопровождаться попытками оставить все как есть или появлением каких-то промежуточных вариантов. Поэтому Еврокомиссия планирует ввести в Европе переходный период (3-5 лет)

    2 йонас

    Спасибо, что Вы ознакомились по размещенной ссылке («круглые столы») с документами Еврокомиссии. Они на английском, но доступны для понимания.

    И Вы, кстати, правы. То, что руководители европейских отделений крупнейших мировых страховщиков решили провести круглые столы по ситуации в Центральной Европе в самом сердце Центральной Европы (Чехии ) — конечно, не является свидетельством серьезности вопроса. Оно лишь является свидетельством территориального удобства для участников и только лишь.

  • йонас
    15:24

    Роман, по роду своей деятельности, занимался вопросами: вознаграждений для посредников и самими посредниками. Вывод не однозначный, но требующий более глубокой культуры страхования у потребителей услуг. Так например, не все страхователи (как юр. лица и как физ. лица) готовы платить вознаграждения.
    Но тенденция, слабая, есть, что состоятельные клиенты готовы оплачивать услуги посредников, за качественные услуги: по подбору программ страхования, сопровождение договоров, урегулирование убытков.
    Что касается СК, то проблема одна и та же, что и у банков. План по сборам, не предусматривает финансовый результат продающего подразделения. Пример, АД со Сбербанком, где АВ доходит до 40% при РВД 42%. Зачем необходим суп из отварных яиц?
    Гонка за лидером, кто больше даст АВ или вознаграждение за оказанные услуги, ни к чему хорошему не приведет. Необходима более жесткая политика по оплате услуг. Исключением может быть, если клиент готов платить завышение.

  • Andrey59t
    17:49

    Хачатуров эту идею практически реализовал- результат: все пошли в Ингосстрах СутгутНефтегаз и т.д. и т.п.

    Кто хочет лечится бесплатно -будет лечится бесплатно,- говорил один доктор в Примоско-Ахтарске при совке…

    Всегда на рынке будут появляться новые игроки ТРЕБУЮЩИЕ внимания с ПОВЫШЕННЫМ КВ (а как оно будет реализовано -другой вопрос, хоть ч/з ликвидные акции СК, дмс и т.п.).

    Короче, очередная борьба с коррупцией по Медведевски! Ух, я(МЫ) ЩА… всем!!! Пустое дело. Сами продавайте бесплатно- ИН-ТАЧ обварился? Который год на рынке?

  • Роман Иванов
    19:06

    To Andrey59t

    Я бы не стал столь категорично реагировать на любую новую идею. Тем более, если идея внедряется или уже внедрена.

    Никто по отдельности, включая Д.Хачатурова, не может подобную идею реализовать в отрыве от рынка. Ваш комментарий выглядит как передергивание фактов, сорри.

    Далее. Никто не предлагает бесплатную работу. Речь идет о другом. «Комиссию», точнее размер вознаграждения будет определять сам агент.
    Если раньше полис стоил, скажем — 100 рублей и в нем было 50 рублей комиссии, то при новых правилах полис стоит 50 рублей и в стоимости нет комиссии. Это ваше право продавать его за 51 или 200 рублей. Это — ваши договоренности с клиентом.
    Вы можете придти к клиенту, сообщить, что ваши услуги по оформлению будут стоить денег и если клиенту необходима Ваша помощь в оформлении/планировании/консультировании — Вы дополнительно возьмете за свои услуги деньги. Решение за клиентом. Вот и все.

    Это, безусловно, повлияет на агентский рынок. Для нормальных агентов — нет проблем. Они привыкли работать и знают, что такое отказы и как с ними работать. А вот для сидящих на облигаторе оформителях бумаг, и выдаивающих компании ультиматумами «суперагентов» — будет посложнее.

    Примерно такой логикой руководствуется Еврокомиссия, описывающая ситуации с комиссиями. Читайте документ (на английском).

    Самое интересное, что и в Вашем посте именно комиссия называется как основной движущий фактор при работе с клиентом.

    Все таки не стоит до конца добивать работодателей. Где и с кем нам предстоит работать через несколько лет?

  • Заинтересованный взгляд
    21:09

    Имеете в виду «рекламными акциями»?

  • Заинтересованный взгляд
    21:28

    Наивно полагать, что наши люди будут платить ОТДЕЛЬНОЕ вознаграждение агенту.
    Как вы себе это практически представляете?
    Приходит агент Вася к клиенту Пете и вместо 1 полиса ОСАГО предлагает ему подписать еще и договор об оказании посреднических услуг? Думаю, что бдительный Петя скорее в офис СК пойдет тогда страховаться. И без всяких комиссий уже. Ой, как не любят у нас посредников. «Мы вам ту не ЛЛойдсы». А посредников не любят любых — барыги, маклеры, и еще это — СПЕКУЛЯНТЫ.

    Или не заплатят по такому (второму, посредническому) договору, а только в страховую премию отправят. И что тогда? Кто «крайний»?

    Это не борьба с комиссиями, а смерть страховому посредничеству. Я имею ввиду независимое посредничество.
    В результате штатные агенты вполне смогут получать зарплату как часть от РВД, но теперь не смогут стать независимыми посредниками. Такое себе восстановление крепостного права в агентских продажах.
    А как у нас умеют агентов «кидать» сами СК, рассказывать тут дополнительно нет необходимости, полагаю.

    Роман, вы к чему призываете? Вы вообще за кого?

    Борьба с комиссиями ведется путем требования адекватного капитала под правильно определенные резервы, а не путем запрета. И Европа это прекрасно понимает. Именно из-за этого и пытается «выкрутиться» в преддверии Солвенси-2. Т.к. им резко стало не хватать капитала под риски.

    Я против вакханалии комиссий, особенно в ее нынешней форме, но запретами ничего не решить. Такие ненормальные комиссии должны стать экономически невыгодны. Тогда и толк будет.

  • Роман Иванов
    11:21

    To Заинтересованный взгляд

    Спасибо за интересный комментарий.
    Отвечу сначала цитатой из известного фильма
    Василий Иваныч, ты за большевиков?
    — А Ленин за кого?
    — За большевиков!
    — Тогда я за большевиков!

    Дальше буду про Россию, а не про общие европейские тренды.

    Ключевая фраза у вас — «смерть независимому посреднечеству».
    И Вы правы.

    В реальности компании делают вид, что агентские сети принадлежат им, понимая, что на самом деле их сети — именно независимые посредники. Захотели — пошли в АБС Страхование, захотели — пошли в СДЕ Страхование. Кто больше заплатит — единственный мотив.
    Реальные свои сети в России есть — но это буквально 3-4 компании. Остальные имеют реальный формат «независимого посредничества»

    Для России вариант обсуждаемых будущих европейских трансформаций приемлем при:
    1) введении лицензирования агентов и наличия публичного доступа к реестру лицензированных агентов
    2) изменении законодательства в части агентской деятельности (статус лицензированных агентов, прием ими платежей, ответственность, и.т.д)
    3) запрета агентского комиссионного вознаграждения

    Не скоро, не сразу и с большим скрипом.
    Тем более, что агентский рынок за последние 20 лет в России никак не изменился. Нет профассоциаций, нет своих лоббистов, почти нет никакого регулирования. Он, с одной стороны вне поля зрения, с другой стороны — он сильно влияет на решения по рынку в целом. Причины, я думаю, понятны. Любые реформы агентской деятельности затронут деятельность лидера рынка.

    Если не наводить порядок в агентских сетях, то война комиссий будет основной причиной прогрессирующего сокращения участников рынка и, в итоге. реформирования рынка. И, вероятнее всего, это вариант жестких изменений рынка «сверху» в виде ликвидации свободного рынка. Вариант Госстрах.
    Не так уж, кстати, очевидно, что это плохой вариант.

  • Andrey59t
    12:27

    Вариант Госстрах.
    Не так уж, кстати, очевидно, что это плохой вариант.

    Back USSR?

    Смысл нормальной агентской продажи (с её естессвенным развитием ) только в творчестве агетна (чем он отличается от скрипача ?) ,- сегментирование рынка агентов? ( и каковы результаты у Хачатурова?)

    Только НЕ вопрос, что агент будет продавать ЗА ВЫСОКОЕ КВ, — нормальный агент, имеющий опыт таких продаж именно в РФ знает, что УРЕГУЛИРОВАНИЕ ущерба будет соответствующим ;-( и соответственно его авторитет в среде обитания (рейтинг ) упадёт.

    Но таких агнтов обычно забирают «частники » страхового бизнеса, потому что агент изначально страхует практически безубыточно или с минимальными убытками (потому что знает свою среду обитания ). Так может работать только тот, кто действительно зарабатывает КВ и ему не выгодно уходить по карьерной лестнице. По идее это бы д.б. бизнес передаваемый по наследству (как любой другой). Ведь КРОСС продажи никто не отменял…

  • Юрий М
    14:53

    "… комиссионное вознаграждение будет поэтапно отменяться. Финансовые посредники будут переведены на fee based compensation (оплату услуг продавца самим клиентом). "

    Сразу скажу, стратегически и теоретически — я скорее ЗА. Но… Идея видна, не видно технологий. Как это делать? Перестать лицензировать КВ в структуре тарифа? Запретить относить на затраты любые расходы этого типа? Делать контрольные агентские продажи и получения КВ? Путей обхода всего этого столь много, что честный страховщик гарантированно останется в заведомо проигрышной ситуации.
    Fee based compensation — тоже по идее хорошо, но даже сходу видно, что крупные посредники, имея заметный розничный рынок, начнут продавать пакет (Страховка+услуги+мифический или реальный доп. сервис) целиком, предварительно отжав страховщика на предельную скидку и нагрузив продукт более, чем было до того (плата за доп. возню и беспокойство).
    Ну и еще — а это самое Fee кто-то станет контролировать? Невидимая рука рынка? Сомневаюсь, что это получится. В ВЗР сейчас так. Продажная цена 1 доллар/евро в день, внутри турпакета. Реальная цена риска страховщика 20-35 центов. И рука рынка нифига не делает. И вроде это аргумент как раз тоже ЗА. Но как все это претворить в жизнь? Что в Чехии то решили?

  • Заинтересованный взгляд
    14:59

    Роман,

    тогда давайте не ставить лошадь впереди телеги.
    К тому же не стоит смешивать сотрудника СК — агента по трудовой книжке или договору с Агентом — самостоятельным лицом.
    Сначала создадим законодательную, нормативную и информационную базу,, внедрим ЕСовскую Директиву по посредникам, разделим их на зависимых и независимых, пропишем и наладим их обучение, сертификацию, варианты финансовых гарантий и пр. А потом (сильно потом) будем думать, как остальное решать с комиссиями.
    А то запретить и развалить — дело нехитрое.

    Давайте начнем хотя бы с закрепления нормы, что всякий посредник обязан, заключая договор с клиентом, указывать также всю сумму своей комиссии и прочих «благ», которые «привязаны» у него к этому договору… Это гораздо проще, чем запрещать получать АКВ и заставлять платить его на отдельные счета по отдельным договорам. И эффект, уверяю вас, будет просто великолепный. И сразу.
    Можете такую инициативу организовать?

  • Роман Иванов
    15:55

    Круглые столы шли по теме будущего дистрибуции. И помимо продуктов, интернета, рекрутинга и лицензирования агентов, обсуждалась и отмена КВ. Тема новая, но интерес самый большой был именно к ней. К сожалению — времени было не много.
    И опыта пока немного. UK отменила с 01.01.2012, пока только по некоторым видам (A&H). И именно так как Вы пишите — в виде отмены КВ в структуре тарифа, а величина fee пока не регулируется. Это — предмет договоренностей агента и клиента по аналогии со стоимостью консультаций у юристов и адвокатов.
    Из сомнений — в аудитории звучали предположения о том, что начнут возникать картельные договоренности агентов на территориях. В ответ были озвучены примеры рынков услуг юристов и адвокатов. Также звучали предположения о возможностях компаний по дополнительному стимулированию посредников. В ответ было заявлено о усилении наднационального контроля — фактически централизации надзорных функций в Евросоюзе.

    Из единых мнений — все соглашаются, что лицензирование и отмена КВ окончательно выделяют агентов в отдельный рынок — финансовых консультантов, где сильно сократится его состав и повысится профессионализм оставшихся.
    СК же сфокусируются на оценке рисков.

    2012 год считается годом тестирования в UK. Нидерланды отменяют КВ с 01.01.2013, также не по всем видам и также заявляя о переходном периоде.

    На Ваш вопрос «как все это претворить в жизнь» думаю, что Вы разумно не рассчитываете на исчерпывающий ответ в формате текущей дискуссии.

  • Роман Иванов
    16:11

    Агент с трудовой и Агент не с трудовой, а еще Агент и по договору, и еще много какой агент — эта каша является результатом нерегулированности агентского рынка.

    Никто этим не занимается. По ряду разных причин.

    И то, что Вы справедливо пишите о базах, сертификатах и проч. — это и есть описание того, чем никто не занимался.

    Страховым рынком называются 2 разных рынка — Рынок оценки рисков и Рынок посреднических услуг. В идеале ими надо отдельно заниматься. Первый рынок для большинства понятен. Для понимания второго есть ряд сложностей.

    По последнему вопросу. «Инициативу организовать» — для меня очень непонятное выражение. Сорри за мою ограниченность.

  • Юрий М
    17:01

    «На Ваш вопрос «как все это претворить в жизнь» думаю, что Вы разумно не рассчитываете на исчерпывающий ответ в формате текущей дискуссии.»

    Я да, но и Вы разумно даже не начинаете делится соображениями.

    Картельные договоренности агентов — на данный момент практически последнее, что нам стоит обсуждать. По сути, это проблема клиента и «его договоренностей».
    Но вот пролетела такая утопическая мысль — было бы здорово, если бы агент был бы завязан в вознаграждении на финрез страховщика, как акционер, например. На первый взгляд, это могло бы сменить парадигму — «бери и беги» на работу в долгую. Причем если ты не акционер (или не имеешь иным способом доли в профите), то и продавать продукты данного страховщика не можешь. Получилось бы такое МЕГАСРО, с капитализацией бы у страховщиков дело поправилось, да и с лояльностью сетей все стало бы просто айс. Даже ограничивать не надо было бы ничего — хочешь брокерить между 10 страховщиками — покупай доли (опционы, еще что-то) у каждого. Ясно, что непубличные компании выпадают из этой схемы, хотя, может и нет. С другой стороны, нужны ли рынку непубличные монстры?

  • Заинтересованный взгляд
    22:13

    Роман,

    не стоит ссылаться на ограниченность, всё равно не поверю ;)

    На счёт инициативы всё же поясню, что вам, страховым компаниям, которые входят в LIMRA, а также, возможно, членам Ассоциации профессиональных страховых брокеров и прочих неравнодушных к этой идее товарищей, вполне по силам создать временный творческий коллектив и проявить инициативу по подготовке кратких тезисов для концепции развития страхового посредничества в Российской Федерации.
    За основу можно брать ваши здравые идеи, а также нормы Директивы 2002/92/ EC «О страховом посредничестве», где чётко указано, что у посредника «деятельность состоит в оказании услуг страхового посредничества третьим лицам за вознаграждение, которое может быть денежным или принимать какую-либо иную согласованную форму экономической выгоды».

    Таким образом вопросы: «Кто такой страховой агент?» и почему в стране «каша» с пониманием станет разрешимым.
    Всё будет просто.
    Если ты предприниматель (в любой юридической форме) и проводишь соответствующую «деятельность», то ты — посредник (зависимый или независимый — уже второй вопрос, но всё равно — посредник), а иначе — сотрудник СК, получающий зарплату или иное приравненное вознаграждение как за выполнение должностных обязанностей (постоянно или временно).

    И последнее. О «каше».
    Данная проблема — путаница, кто такой агент — существует из-за того, что в двух документах этот термин — «страховой агент» — используется по-разному.
    В соответствии законом «страховыми агентами признаются… физические лица или юридические лица, которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями».
    Но при этом мы имеем «Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298), где написано, что существует такая специальность — «Страховые агенты» (Базовая группа 3412), а значит в штатном расписании и в трудовой книжке человеку запишут именно эту фразу, если он, согласно этому документу, выполняет следующие функциональные обязанности:
    «Страховые агенты информируют клиентов о видах, сроках и условиях страхования заключают и оформляют договоры о страховании различных видов.
    Их обязанности включают:
    — переговоры с клиентами для определения вида, размера и условий страхования;
    — получение информации о материальном положении клиентов для определения нужного вида страхования и условий его оплаты;
    — заключение и оформление договоров о страховании жизни, страховании от несчастных случаев страховании дома или автомобиля, смешанном страховании, страховании детей, путешествий, вкладов и др.»
    Это идёт еще с советских времен, поэтому у нас «армия агентов» или «агентский корпус» — такие себе военизированные названия мирного труда :)
    В тезисах к концепции, о которой писал выше, предложите убрать также и это несоответствие.

    Не вижу ничего зазорного за основу брать евродирективу, а не выдумывать всё с нуля. Всё равно там уже основные моменты описаны, и о разделении, и о реестре, и профессиональных требованиях, и о репутации, и о страховании профессиональной ответственности, и о контроле и пр.

    Текст Директивы на русском есть здесь — http://www.rifams....
    Английский здесь — http://goo.gl/u3o9...

  • Заинтересованный взгляд
    22:18

    PS
    Английский здесь — http://goo.gl/u3o9...

  • Заинтересованный взгляд
    22:22

    Sorry, но двоеточие ":" и «P» принципиально воспринимается как смайлик.

    Уважаемый АСН,
    если можете, подкорректируйте ссылку и удалите эти приписки.

  • Роман Иванов
    23:30

    То Заинтересованный взгляд

    С большим интересом (и уважением) прочитал Ваш комментарий.

    Проблема в наличии заказчика проявления инициатив. Самый важный момент.

    И еще. Буквально сегодня общался по данной тематике с зарубежными коллегами. Тема интересует всех и в Еврокомиссии идут оживленные споры — вводить для всех или только для независимых посредников, вводить сразу по всем продуктам или приоритет отдать А&Н и пенсионным\накопительным. Тема актуальна, но пока только там.

  • Заинтересованный взгляд
    11:04

    Роман,

    а давайте попробуем двигаться с разных сторон.
    Вы — со стороны проекта изменений и «коллектива», готового озвучить инициативу, а мы (тут и в общественных организациях страховщиков) постараемся организовать поддержку и придание «большего вектора влияния».

    Кстати по терминам в ОКЗ должность у сотрудника СК называется «Агент страховой» (Код 20034), а совсем даже не «Страховой агент» как в Законе. Понимаю, что выглядит нелепо для простого потребителя, но с юридической точки зрения — это всё же два разных термина.

  • Роман Иванов
    11:30

    Спасибо за предложение.
    Я все равно пока не пониманию — кто заказчик.
    Движение, организация и прочие телодвижения — как деятельность ради деятельности, для меня непозволительная роскошь.

    Тем не менее — пишите мне напрямую (адрес-через АСН) и можно встречаться.

    PS. Спасибо, что поправили ссылку на английский документ.

  • Morpheus
    13:21

    Глубоко уверен в следующем: по какому бы пути не пошел данный процесс, отмена КВ как такового и введение fee based compensation может пугать только тех, кого Вы, Роман, назвали «сидящими на облигаторе оформителями бумаг» — ибо уровень услуги и сервиса там нулевой: люди в массе своей просто сели на хлебные места, откатывая часть КВ держателям этих мест (ну вы понимаете, кому) и тут клиенту платить явно не за что. А правильный агент/брокер, предлагающий услугу полного цикла (подбор программы, выработка тарифа, согласование условий, сопровождение договора и прочее) всегда докажет клиенту, что его услуга стоит уплаченных денег. И обязательные виды никогда не были основным источником дохода таких посредников. Психологически момент уплаты денег посреднику может составлять для клиента небольшую проблему — но легко преодолимую, особенно если суммарная стоимость полиса для него не менятся (страховщик-то все равно будет предлагать нетто-тариф,).
    Так что, уважаемые «супер-агенты», с миллионными оборотами по ОСАГО, сидящие на пунктах регистрации, готовьтесь оказывать реальную услугу, а не «сидеть на трубе» ;) Подобный подход вообще служит России плохую службу, отучивая людей работать и приучая «стричь»…

  • Заинтересованный взгляд
    01:29

    Роман,

    разумеется, у меня есть ваш адрес электронной почты.
    Частично поэтому и не получится на него написать, продолжая обсуждаемую тему.
    Поймите правильно и не примите на свой счёт.

    Чем смогу, «за кадром» помогу. Особенно, если будет — тут вы стопроцентно правы — заказчик (хотелось бы видеть его в лице ФСФР, весомой общественной организации или СРО страховщиков), инициативная группа и общественное обсуждение.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля