Права потребителей: советы с другой стороны баррикад

08:13
14
Кирилл Гацалов
руководитель, Страховое право
Уже ясно, что новое постановление Пленума Верховного суда, распространившее закон о защите прав потребителей на страхование, способно принести страховщикам большие убытки. Пока страховое лобби еще только начало работу по внесению в законодательство поправок, способных нейтрализовать постановление. Когда и как успешно эта работа будет завершена – не известно.

Поэтому, как мне кажется, страховому сообществу имеет смысл обменяться мнениями о мерах, которые желательно принять, чтобы свести к минимуму неблагоприятные финансовые последствия от постановления суда.

Обычно в судах наша компания представляет интересы клиентов страховых компаний. Поэтому хотел бы поделиться своим видением ситуации – так сказать, с другой стороны баррикад.

Сначала выплаты, потом – возражения

Согласно закону о защите прав потребителей, пени и штрафы, равно как и проценты по ст. 395 ГК РФ, исчисляются исходя из взысканной судом суммы страховой выплаты.

Если страховщик признает наличие оснований для страховой выплаты, а клиент не согласен с ее размером, то сумму согласно калькуляции страховщика лучше выплатить оперативно. В этом случае и проценты, и штрафы будут взыскиваться исходя из суммы доплаты.

Селекция проигрышных дел

Учитывая сложившуюся судебную практику, исход многих споров с большой вероятностью можно спрогнозировать. Понятно, что заведомо проигрышные дела до суда лучше не доводить.

Соответственно, новая задача юридических и судебных отделов – оценивать перспективы, в том числе судебные, каждого выплатного дела и давать соответствующие рекомендации руководству. В том числе и рекомендации по внесудебному достижению согласия с клиентом.

Договориться будет дешевле

Не доводить спор до суда – это не только возможность избежать штрафов, пеней и других взысканий, но и возможность сохранить отношения с клиентами и положительный имидж компании.

Здесь возрастает роль как отделов качества, так и страховых агентов – ведь эти датчики народного недовольства первыми узнают о претензиях клиента. Желательно, чтобы активно работал механизм обратной связи с клиентами, позволяющий вовремя предлагать им компромиссные варианты преодоления разногласий. Ведь далеко не многие клиенты настроены судиться и наживаться на штрафах.

Возможно, страховщикам имеет смысл пропагандировать среди населения страховой третейский суд и активнее участвовать в его создании. Однако он должен иметь очевидные для клиента преимущества перед государственным судом – например, быстрее рассматривать требования и принимать решения, которые являются окончательными для страховщика, не предусматривающими возможность обжалования с его стороны.

В здравом уме и твердой памяти. Разъяснено и понятно

Страховщикам надо проанализировать свои стандартные правила, договоры и полисы с целью выявить те типичные случаи, когда страхователь, как оказывается впоследствии, не понимает каких-либо условий либо не учитывает их.

Все формулировки должны приобрести ясный, четкий и однозначный смысл для каждой стороны договора страхования. Кроме того, страховщикам не мешает более активно проводить разъяснительную работу со своими клиентами. Например, по вопросам о том, что следует делать при страховом случае, каких ошибок и действий следует избегать. Это может делаться, например, в форме раздачи брошюр с иллюстрациями, памяток, что имеет распространение, например, в туризме.

Борьба со страховыми потребиллерами

Распространение закона о защите прав потребителей на страхование, безусловно, увеличит число случаев потребительского экстремизма и мошенничества.

Поэтому страховщикам (в лице ВСС, РСА или молодого ССР) пора создать наконец агентство страховой безопасности или как минимум общую систему обмена информацией о сомнительных историях.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
14 комментариев
14 комментариев
  • Казак
    09:09

    Хорошо, что бы ВАШ пост прочитали бы руководители компаний. Помню, кажется по осени 2011 г., было обсуждение о топ-менеджерах и как был сделан вывод, что это весьма разобщенная группа людей, «перетягивающих одеяло на себя».
    (ИМХО) Можно сделать вывод, что ВАШИ советы адресованы к «среднему» персоналу от которого ничего не зависит

  • Казак
    09:11

    Хорошо, что бы ВАШ пост прочитали бы руководители компаний. Помню, кажется по осени 2011 г., было обсуждение о топ-менеджерах и как был сделан вывод, что это весьма разобщенная группа людей, «перетягивающих одеяло на себя».
    (ИМХО) Можно сделать вывод, что ВАШИ советы адресованы к «среднему» персоналу. от которого ничего не зависит

  • Андрей Знаменский
    10:00

    Хорошие советы, правильные…
    Можно было бы добавить про уделение особого внимания срокам выплат — плати в срок или уже сейчас меняй правила так, чтобы всегда мог заплатить в срок.
    А вот призыв сделать правила страхования простыми и понятными звучит как некая мантра — м.б. примерчик какой привести? Какое положение Правил считаете непонятным и как он его предлагает «упростить».

  • Кирилл Гацалов
    14:39

    Казак

    Полагаю, что как только денежная статистика убытков покажет их рост в связи с обсуждаемым изменением (ЗоЗПП), то это заставит топ-менеджеров и средний персонал, принимать меры, как говорят, «оптимизации»

  • Кирилл Гацалов
    14:42

    Согласен, Андрей, насчет сроков выплат.
    Это близко к моему первому посылу — там тоже смысл «плати вовремя, чтобы на создавать оснований для неустоек»

    В Правилах срок исполнения обязательств по выплате иногда так размыто сфорулирован и поставлен в условия, что страховщик иногда непомерно затягивает его.

    насчет «непонятных» положений позже отвечу более развернуто.

  • Вячеслав К
    18:18

    Сегодня общался с партнерами из банка, задают вопрос: «а верно ли, что тарифы по КАСКО через месяц-другой возрастут на минимум 30% у ВСЕХ страховщиков?».
    Из чего я делаю вывод, что «процесс пошел» и значительная часть потребителей (активная часть)услуги авто КАСКО уже так или иначе информированы и будут рады воспользоваться новыми возможностями.
    Полагаю, чем быстрее участники рынка приспособятся к новым условиям (вне зависимости изобретут ли они, что то «новое» или воспользуются идеями уважаемого автора), тем больше шансов сохранить или даже укрепить свои позиции.
    Вопрос, что будет изобретено и пойдет ли это на пользу потребителям? или…
    И второй вопрос, что будет с тарифами? Думаю, если они и изменятся. то незначительно и изменение будет очень «плавным», т.к. при ином подходе черевато потерей рынка.

  • Майкова
    19:12

    нужно законодательно обязать клиента-потерпевшего сначала обращаться в страховую компанию. Если страховщик не рассмотрел заявление, потому что, например, потерпевший не представил машину на осмотр, сделать это основанием для оставления судами исковых заявлений без рассмотрения.

  • Кирилл Гацалов
    19:37

    Хорошее для страховщиков предложение обязательный досудебный порядок.
    Однако это же требует не столько решений внутри страховой компании, сколько уже госвмешательства путем внесения поправок в закон.

  • Кирилл Гацалов
    19:39

    В ответ на вопрос «Вопрос, что будет изобретено и пойдет ли это на пользу потребителям?»

    Пример из моего совета 1 «Сначала — деньги, потом — возражения»
    Ну если страховщики будут быстрее платить, то, вероятно, это будет на пользу потребителям

  • Кирилл Гацалов
    01:51

    Андрей!

    Согласно обещанию пишу более развернутый ответ на Ваш вопрос.

    Несмотря на то, что с годами Правила страхования, к примеру, Авто КАСКО, совершенствуятся, приобретают более ясное и цивильное содержание, в том числе благодаря критике страхнадзора, все же иногда недостатки проскакивают.

    Примеры из практики:
    1. Пример со сроками исполнение страховщиком страхового обязательства.
    как правило, оно включает в себя несколько следующих по цепочке обязанностей, для каждой из которой должен быть свой срок:
    — обязанность принять решение о страховой выплате (страховой акт);
    — обязанность произвести выплату по принятому решению.
    Иногда страховщик лукаво прописывать срок для одной из этих обязанносте, й а для другой не прописывает.
    2. Пример с разным восприятием страховщиком и его клиентом понятия страхового риска и объема страхового покрытия.
    как-то к нам обратилась клиентка с жалобой на то, что у нее средь бела дня отобрали машину — один человек отвлек и пока она вышла из машины, чтобы откликнуться на его просьбу. другой залез в автомобиль. где были вставлены ключи, и уехал с места. оставив владелицу без машины.
    страховщик отказал, так какэто — грабеж, который не входил в страховое покрытие. угон и кража — тоже разные понятия. в результате от формулировки в Правилах зависит очень многое.
    Ведь клиент, страхуя машину от угона зачастую подразумевает, что он защищен от любого варианта незаконного завладения его автомобителем третьим лицом. и от угона, и от кражи, и от грабежа…
    а оказывается не так.потому страховщику желательно не засовывывать исключения поближе от глаз клиентов. а. наоборот, еще при заключении договора содействовать единообразному и полному общему пониманию клиентом и страховщиком смысла правил… конечно, мое предложение может показаться и неконкурентноспособным…
    3. пример с составом или оформлением документов, требуемых от клиента по страховому случаю, мною приведен, в частности, в предыдущем посте

  • konstantinova
    14:10

    Добрый день! А разве предлагаемая Вами система обмена информацией не будет противоречить ст.946 ГК РФ и Закону «О персональных данных»? Или Вы предлагаете создать нелегальную систему обмена информацией?

  • puz01
    14:39

    во всем будут виноваты юристы, которые проиграли дело в суде.
    наличе решения суда еще не сама выплата и топ-менеджеры спохватятся только когда увидят цифры, а это произойдет с некой задержкой, которой будет достаточной для формирования судебной практики не в пользу СК.

  • Кирилл Гацалов
    22:32

    Вряд ли кто-то из менеджеров СК напишет в комментариях, что у них уже проводятся превентивные меры.)
    согласен, что пока гром не грянет…

  • Кирилл Гацалов
    22:55

    Касательно названного Вами закона о защите персональных данных:
    да.он служит препятствием для страховщиков сегодня
    потому посыл последнего пункта моего поста — страховщикам, раз уж есть на то ВССы, ССРы, РСА общая задача — добиться принятия закона, схожего с федеральным законом от 30 декабря 2004 г. «О кредитных историях» № 218-ФЗ.

    Почему бы страховщикам не добиться такого закона в отношении создания бюро страховых историй. или внесения поправок в закон 218-ФЗ, направленных на его распространение в отношении страх.рынка…

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля