Острые углы борьбы с демпингом

07:59
3
Александр Меренков
Генеральный директор, Северная казна

Недавно стало известно, что ФАС намерена инициировать внесение изменений в ст. 14 закона о защите конкуренции, прописав в нее понятие демпинга. После того, как изменения в закон будут внесены, демпинг на страховом рынке станет недобросовестной конкуренцией.  При этом в качестве методики выявления демпингующих компаний сейчас предлагается следующая:

1. ФАС определит среднюю премию по виду страхования в самый неблагоприятный для страховщика период (период с наименьшим количеством договоров и наибольшим количеством выплат);

2. если в текущем году средняя премия окажется меньше премии неблагоприятного периода, то страховщик может быть заподозрен в демпинге.

Задача борьбы с демпингом – конечно, благая. Однако в данном случае, на мой взгляд, просто вводится еще один повод для наказания страховщиков деньгами.

Во-первых, если такая система будет введена, то никто не помешает страховщику использовать реальный тариф ниже допустимого методикой благодаря завышенной комиссии, подаркам и иным легальным и не очень способам возврата части премии клиенту. А по сути это тоже ни что иное, как демпинг.

Во-вторых, страховщик реально может давать цену ниже коллег по рынку за счет низкой убыточности, высокой прибыли, хороших перестраховщиков. Кроме того, не ясно, как быть, если цена полиса постепенно снижается из-за применения страховщиком накопительной скидки за безубыточность (кстати, в ОСАГО применение коэффициента «бонус-малус» дало общую скидку с тарифа в размере 14%).

В-третьих, возможна и ситуация, когда акционеры выделили страховщику деньги для совершенно рыночного захвата доли на новом рынке путем контролируемого демпинга. Почему эта абсолютно нормальная мировая практика на российском рынке должна попасть под запрет?

В-четвертых, снижение цены полиса достигается и путем исключения части рисков, и выпуска «упрощенных» продуктов. Получается, что страховщикам запретят использовать стандартные маркетинговые ходы (промо-цена, распродажа), характерные для современных развитых рынков.

В итоге, если методику ввести в предлагаемом виде, то новые наказания для страховщиков не будут иметь отношения к реальной борьбе с демпингом. А страдать от нее будут, в первую очередь, компании, проявляющие наибольшую маркетинговую активность, и потребители, которые лишатся возможности купить страховку по цене более низкой, нежели сложившаяся на рынке.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
3 комментария
3 комментария
  • Phantom
    16:36

    Господин Меренков, а Вы какие способы снижения тарифа применяете из всего Вами перечисленного?

  • Алексей Трутов
    17:20

    Меня тоже смущает предложенная ФАС методика. Контролируемый демпинг — это вполне нормальная практика, — при условии, конечно, что он хорошо просчитан.

  • Trooper
    12:49

    Вы же пишете — заподозрен в демпинге. Подозрение — еще не приговор. Предполагаю, если участник рынка сможет обосновать перед контролером свою математику и доказать, что эти цены не валят его в плановой перспективе в яму финансовой неустойчивости — вопрос должен сняться.

    По сути, это примерно то, о чем часто говорит г-н Григорьев — актуарный аудит. Т.е. Попал страховщик под подозрение — независимых актуариев туда и считать. Подсчитали-прослезились — плохо, согласились — хорошо. Чем не метод?

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля