Турдурдом, или Как исправить туриндустрию

08:20
24
Александр Григорьев
Член совета директоров, эксперт рынка, Ингосстрах

Несколько дней назад я уже писал о проблемах туристической индустрии  – о несовершенстве закона о страховании ответственности туроператоров, а также бездеятельности самой индустрии и ведомств, за нее отвечающих.

Но действительность заставляет вновь вернуться к этой теме. За неполных два месяца в разгар сезона мы имеем пять крупных банкротств туроператоров и десятки тысяч пострадавших граждан. Так называемые «эксперты отрасли», топ-менеджеры обанкротившихся турфирм и чиновники туриндустрии объясняют это либо санкциями США и Евросоюза (действуя по принципу «война все спишет»), либо ростом курса евро.

Второе из этих объяснений звучит особенно смешно, если учитывать, что большинство страновых направлений, обслуживаемых обанкротившимися компаниями, относится к долларовой зоне. А доллар не рос до конца июля вообще.

Однако истинные причины этой ситуации кроются совершенно в другом. Большая часть туристических фирм не имеет реального капитала, работает «с колес», сильно закредитована банками и партнерами и демпингует. Часто акционеры и менеджеры этих фирм выводят из них деньги на свои нужды.

Правда – очень напоминает страховую отрасль? Просто устойчивость туристических фирм к негативным событиям и факторам гораздо ниже, чем у страховщиков (у последних, все же, и требования к капиталу высокие, и отчитываются перед страхнадзором они регулярно, да и «рисовать» отчетность им не так легко). А реальное финансовое состояние туристических компаний вообще никем не проверяется и никому неизвестно.

В действительности причин банкротств туроператоров две. Это – плохое управление финансами и необузданный демпинг в погоне за сохранением объемов кэша.

Первая проявляется в ничем необоснованных и никак не просчитанных заказах объемов у партнеров и авиакомпаний. Эти заказы приводят к значительным авансам и потерям при невыборке запланированного количества туристов. Кроме того, туроператоры не способны заключить договоры на перевозку пассажиров на выгодных условиях, не умеют просчитать маржу по направлению и сформировать правильную цену для клиента. Значительные средства отвлекаются на оплату кредитов банкам. Причем эти расходы не заложены в цену тура. Эти турфирмы несут неоптимальные, а часто – сильно завышенные управленческие расходы (в первую очередь – на зарплату менеджеров). Последнее очень важное обстоятельство – накопленная отрицательная маржа (или проще – убыток) прошлых лет. Это и называется работа «с колес».

Вторая причина – демпинг, который проявляется в снижении цен на туры и тяге к объемам кэша, получаемых любой ценой с одной надеждой – проскочить.

Хочу подчеркнуть, что подобная многолетняя деятельность туристических компаний – это ничто иное, как финансовая пирамида: новые поступления  покрывают исполнение старых обязательств. И менеджеры турфирм  прекрасно осознают, что они делают.

Устойчивость большинства компаний настолько низка, что любой негативный фактор – снижение планового числа туристов, дебиторка партнеров, изменение курса валюты, отказ банка от кредитования или изменение его условий, – приводят к невозможности платить по заключенным и часто невыгодным контрактам. А как следствие – к остановке деятельности.

Нам же руководители этих фирм публично «вешают лапшу на уши», рассказывая,  что  «социально ответственные менеджеры»  будут нести ответственность на сотни миллионов рублей, не имея ни копейки на счетах, но имея огромные обязательства. А никому не известные страховые компании с резервами в миллион рублей смогут  возместить ущерб в 400 млн р. тысячам граждан.

Именно поэтому надежные и профессиональные страховщики так негативно относятся к страхованию ответственности туроператоров. Именно поэтому большинство туроператоров застраховано в никому неизвестных компаниях, и именно поэтому  эта ситуация после событий текущего года еще более ухудшится.

Где выход? Для страховых компаний он очень простой. Если закон не будет изменен – то просто не участвовать в этом виде страхования, что по факту уже и произошло. У первой двадцатки страховых компаний вряд ли найдется хотя бы сотня полисов, проданных туроператорам. А вот для небольших компаний, типа «Восхождения», которые пишут сейчас этот бизнес в надежде «проскочить», выход только один – с рынка!

Необходимые изменения закона для того, чтобы страховщики стали воспринимать этот вид страхования нормально, известны и понятны. Более того, мы много боролись за нормальное страхование, когда этот закон принимался. Хочу напомнить, что именно акционеры туристических компаний, объединения турфирм и чиновники туриндустрии не дали принять его в более приемлемом виде. И это нужно понять самой туриндустрии.

Необходимые изменения должны быть следующими:

1. Лицензирование и создание СРО туристических компаний с гарантийными взносами. Но они должны быть не смехотворными, как сейчас, а реальными – около 0,5–1% от обязательств. Обращаю внимание: не от выручки или дохода компании, а от обязательств, рассчитанных на текущий год. И если компания стала обслуживать больше туристов,  чем заявляла, то взнос должен быть увеличен. При этом СРО не должна разрешать туроператором вести деятельность в объемах, не подкрепленных обеспечительным взносом. А если туристическая компания говорит, что взнос для нее обременителен, значит, она должна будет вести бизнес в меньшем объеме и   обслуживать меньше туристов.

2. СРО должна нести финансовую ответственность перед страховщиком за  достоверность информации о плановом количестве туристов и факте оплаты взноса. А в случае недостоверности представленной информации возмещает страховщику понесенный ущерб.

3. СРО должна разрабатывать стандарты финансовой  устойчивости участников туриндустрии и требования к допуску на рынки, осуществляет регулярный анализ устойчивости компаний, принимает меры по недопущению на рынок неустойчивых турфирм.

4. Страховаться должен каждый тур и стоимость страховки должна зависеть от количества туристов в каждом туре. При этом страховщики должны иметь право устанавливать тариф на рыночной актуарной основе. Национальный союз страховщиков ответственности должен разработать типовые правила, утвердить рассчитанные актуариями верхний и нижний пределы тарифов и согласовать их с СРО туркомпаний.

5. Банк России должен изменить правила допуска страховщиков на рынок страхования ответственности туроператоров и не позволять брать большую ответственность компаниям без капитала и резервов.


Напомню, что проведенные во время принятия закона расчеты показали, что тариф  не будет превышать $10 с тура.  Нам отрасль ответила: «дорого, туристы не согласятся, а страховщики опять будут пировать».  

Между тем, средний тур стоит от $500 до $1000 за неделю на человека. Дополнительные $10 – это такая большая разница для туриста? А сейчас они согласны повторно оплачивать чуть ли не всю стоимость тура? Может хватит «вешать лапшу» и рассказывать про социальную ответственность отрасли, которой нет ни у ее участников, ни у ее чиновников.

Могу только повторить то, что пишу про любой вид страхования. Либо вы устанавливаете обоснованный актуарно рассчитанный тариф, и страховщики должны и будут выполнять свои обязательства нормально, а люди – получать реальное возмещение своих потерь, либо вы будете иметь кризис отрасли. Это сейчас происходит в ОСАГО, это теперь вышло на поверхность и в страховании ответственности туроператоров.

И хочу обратить внимание на лиц, отвечающих за эту «социальную» отрасль, на то, что изменения нужны не страховщикам, и они не лоббируют их в свою пользу. Эти изменения нужны самой туристической отрасли!

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
24 комментария
24 комментария
  • (гость)
    08:23

  • Mushrooom
    10:16

    Всё по делу, первого и пятого пунктов будет вполне достаточно для более продуктивной работы отрасли.

  • Странник
    10:38

    Я хотел пошутить, что при дальнейшем возможном банкротстве какого-нибудь крупного туроператора, ЦБ героически броситься его поддерживать, как он это хочет сделать с Банками, попавшими под «санкции», но потом понял что в нашем театре абсурда это реальная возможная ситуация…
    Так всем проще. Накачал, отсанировал. Отрапортовал. Как с БМ, помните? Ни одному, насколько я знаю, Топ-менеджеру ВТБ даже не погрозили пальцем, не говоря уже о каком-нибудь разбирательстве. Представляет такую ситуацию во всеми критикуемой США?
    Только дружеский шлепок — мол, пора тебе немного похудеть, Андрюша…

    Тот комплекс мер, о которым Вы пишете требует работы. Достаточно кропотливой. Долгой.Профессиональной.
    КОМУ это делать? Посмотрите на заявления наших чиновников, на героически-позитивный настрой в их мозгах.
    Когда Председатель комитета по финансовым рынкам такой достаточно весомой в политическом и экономическом плане страны, как наша (Не Гаити, при всем моем уважении, а РФ) нисколько не сомневаясь, не думая, не оценивая, говорит, о том что не видит проблемы с уходом страховщиков с рынка ОСАГО — просто создадим госкомпанию! Во как. Просто, забацаем. А что, есть же резервы, фонды, государство так легко сорит деньгами. Например, повышая мизерную зарплату госчиновников практически в два раза.
    Чего бы не забацать?
    Это не студент, не стажер. Это очень ответственный чиновник, определяющий законодательную политику в области финансов.

    В общем, шутки не получилось :)

  • Охранник - Оценщик - Стрелок
    11:02

    Ничего ничего.
    Зато комментарий кошерный получился

  • пр@хожий
    13:40

    целиком и полностью поддерживаю идею создания СРО с довольно таки жесткими требованиями, ибо в турбизнесе очень много «случайных» людей создающих однодневки.
    Да и финобеспечение деятельности необходимо пересмотреть, включив не только страхование, но и банковскую гарантию.

  • 123456789
    14:06

    Гендиректора дискутируют… Остальные по привычке притихли!

  • gaga
    15:58

    прахожий, банковская гарантия уже сейчас предусмотрена в законе как форма финансового обеспечения для туроператоров. Только они предпочитают страхование, потому что дешевле и проще. Редкий банк выдаст гарантию «пустышке» с уставным капиталом 10 т.р. Да и страховщиков таких осталось не много. А после летней серии «уходов» полагаю останутся единицы, если ничего не измениться в регулировании отрасли.

  • Mushrooom
    16:05

    По-моему вы повторяетесь уже не первый раз

  • пр@хожий
    16:14

    gaga, одна из «проблем» в том. что многие не понимают смысла слова «гарантия» и считают, что страховой полис (договор) это и является «гарантия»… однако это далеко не так

  • 123456789
    16:18

    Нет, это совершенно отдельные высказывания. Очень многое в окружающей действительности имя схожие внешние проявления является даже антагонистом по сути.

  • Brasco
    17:00

    У вас на клаве есть знаки препинания, используйте их чаще-цифры и буквы уже освоили.

  • 123456789
    18:15

    АСН Вопрос — У Вас сайт по страхованию или по сложностям орфографии и пунктуации русского языка? Или Вашим читателям уже всё про страхование ясно, а привычка читать и отвечать осталась.

  • Trooper
    23:33

    Принципиально да, но сказал бы чуть иначе.
    Те, кому по должности положено разбираться в разнице между полисом и гарантией давно осознали, что банковская гарантия это серьезно, долго и недешево, а полис — это бумажка, которую всегда найдутся желающие нарисовать за 5 минут и 3 копейки

  • Охранник - Оценщик - Стрелок
    01:06

    Всегда мечтал иметь девушку с порядковым номером 123456789. Вдруг, это нечто большее, чем любовь, может познакомимся?

    Правда, должен признать, мне про страхование ни хрена не известно — его ж в институтах преподают, а я с русского в школе в курилку сваливал

  • 123456789
    09:18

    А, тут сайт знакомств!

  • Охранник - Оценщик - Стрелок
    22:19

    Опять мимо, подруга. Тут порноторрент. А авторизация начинается тут http://asn-news.ru...

  • woxx
    03:07

    Все проще наверное — не как в названии — а просто Турдом.
    Я понимаю рефлекторное желание срубить десяточку с каждого тура, но суть явления наверное все же в том, что сама бизнес-модель туроператоров в ее нынешнем виде приказывает долго жить.
    Для тех экзотических ниш, где это останется жизнеспособно, достаточно профессионального сервиса — я банки имею ввиду с их гарантиями.
    Почему страховщикам так хочется поиграть в паровыпускной канализационный клапан?
    Не было бы их на этом рынке — в пять раз меньше факапов у туроператоров было.

  • драконья ферма
    10:41

    мне кажеца вам пошел бы еще один х в конце никнейма

  • Kirill_
    13:41

    Всё по делу Александр Валерьевич. Только проблема в том, что чиновники всё понимают… И необходимость актуарных тарифов тоже понимают… и в ОСАГО тоже. Только ничего не делают, поскольку своё кресло им дороже всего. Кто начнет лоббировать непопулярные меры — тот камикадзе.

  • Андрей Жуков
    15:22

    Как сказал кто-то из великих: Управлять Россией несложно, но совершенно бесполезно.
    Вот господин Шаманов своими действиями по Идеал-Туру, Лабиринту и теперь Авиачартеру провоцирует социальный взрыв в России. Кому это на руку? Конечно, вездесущей закулисе.
    Вместо социальной ответственности бизнеса льет воду на мельницу тех, кто ненавидит Россию.
    Налицо попытка дестабилизации обстановки в стране. Экономическая диверсия огромного масштаба. Следственный комитет и ФСБ России не видят угрозу??? Г-н Шаманов только что получил инструкции в Европе, вернулся в Россию продолжает разваливать туристический бизнес.
    При чем тут чиновники? Конкретная попытка осложнить внутриполитическую ситуацию!!!
    Украли у небогатых россиян больше миллиарда рублей и пытаются переложить ответственность на страховщиков.
    Вор должен быть на Колыме.
    Ему хоть выезд из России закрыли. И подельникам типа Азарскова и Зотовой.
    http://www.km.ru/t...
    Авиационный брокер «Авиачартер», являющийся крупнейшим заказчиком чартерных рейсов из России, перестал выходить на связь с туроператорами.
    Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
    Скорее всего, авиаброкер приостановил свою деятельность или приостановит ее в ближайшее время, уверяют туркомпании, получившие блоки мест через «Авиачартер».
    По информации агентства, «Авиачартер», как и компания «Идеал-Тур», принадлежит бизнесмену Михаилу Шаманову. Он же является владельцем разорившейся туркомпании «Лабиринт», из-за закрытия которой пострадали десятки тысяч туристов.
    Если авиаброкер действительно приостановил свою деятельность, череды новых банкроств не избежать, уверяют эксперты «Российской газеты».
    Согласно официальному сайту «Авиачартера», компания сотрудничает с 20 туроператорами, включая Coral Travel, TEZ-tour, Pegas touristic, Anex Tour и «Неву, Гоа Турс, Мондо Турс, ВТА Трэйвел, R-Tours, Натали Турс и другими туроператорами».

  • Mitrofan
    18:19

    Да, это все происки буржуазии. ЦРУ приложило руку к развалу турбизнеса, кому это не очевидно, тот не патриот со всеми вытекающими!

    «Так что нам мешает выполнить задачу? — Геометрия, — со вздохом говорит Петров. — Ну, вы просто не обращайте на нее внимания, вот и все! — произносит Морковьева.» (с)

  • Странник
    09:58

    Портал АСН все больше превращается в Соборище параноиков и приезжих барышень, уставших от сомнительных предложений с сайтов знакомств…

    Уважаемая редакция! Может быть Вам имеет смысл открыть платные порталы, Вы растете быстрее рынка! :)

  • Vitalii Us
    11:36

    Добрый день!
    Вроде, все верно, с финансами у туроператоров беда, модель бизнеса — не устойчивая, риски запредельные и кроме как в «картонных» компаниях, не страхуются.
    Опять же, если дело с турбизнесом обстоит именно так, как оно обстоит, то кому-то это нужно.
    В противном случае следует туроператоров привести в единому финансовому знаменателю, разработать для них систему обеспечительных процедур, требования к достаточности капитала, а для целей страхования — разработать систему установления кредитных лимитов (именно это имеется ввиду при страховании обязательств туроператоров, не правда ли? так кредитному страхованию в РФ уже скоро 15 лет, есть и практики, и механизмы). Тогда и качественные емкости страховые и перестраховочные найдутся, и понятно будет, что в конкретный момент времени из себя представляет туристический рынок в общем и каждый из туроператов в частности. Дело за малым — наличие т.н. «долговременной воли» как у самих участников рынка, так и тех, кто его призван регулировать.

  • Андрей Жуков
    16:22

    http://asn-news.ru...

    Я конечно, понимаю, что журналисты — большие фантазеры, но текст интересен.

    Крах «Невы» — это диверсия Запада?

    Российских туристов кинул Европейский банк реконструкции и развития
    6 августа 2014 в 11:32

    За последние две недели в России приостановили деятельность сразу пять турфирм. И это только начало, прогнозируют эксперты. Обвал российского туристического рынка начался с банкротства турфирмы «Нева» — старейшей в стране. «МК» в Питере» узнал, кто может стоять за этой историей.

    «Платиновый парашют» для полковника ФСБ
    Одним из основателей туркомпании был Владимир Стржалковский, работавший вместе с Владимиром Путиным в КГБ. Подполковник действующего чекистского резерва создал фирму в 1990 году и работал в ней до 1999-го, затем ушел на госслужбу, став заместителем министра по физической культуре, спорту и туризму. В 2004 году он возглавил Федеральное агентство по туризму. В 2008-м Стржалковский стал гендиректором крупной коммерческой индустрии.

    В 2012 году из-за конфликта с владельцем компании он покинул этот пост со скандалом, получив «отступные» 100 миллионов долларов (самое большое «выходное пособие» в истории современного бизнеса, «парашют» окрестили даже не золотым, а платиновым). После чего Стржалковский стал заместителем председателя совета директоров Банка Кипра — именно при нем в конце 2013 года были заморожены счета большого количества состоятельных россиян. Чиновник-бизнесмен, специализирующийся на зарубежных инвестициях, все эти годы демонстрировал удивительную личную непотопляемость, только приумножая свое благосостояние.
    Заложил бомбу под туристический рынок
    Сейчас, когда «Нева» оказалась в эпицентре грандиозного скандала (только пострадавших около 17 тысяч человек), Владимир Стржалковский никак не комментирует ситуацию. Хотя кому, как не ему, давать оценки происходящему… Он ведь не только основатель этой турфирмы, но и бывший руководитель всей российской туриндустрии.
    Именно при нем создавалась порочная схема, при которой деятельность турфирм никем не контролируется. Ни один орган власти не обязан проводить аудит у сомнительных контор. В результате на рынок выходят компании, имеющие миллиардные долги, — так, общая сумма долговых обязательств компании-учредителя «Невы» по состоянию на 2013 год составляет 8,795 миллиона евро! Таким образом, Стржалковский несет персональную ответственность за то, что сейчас происходит на туристическом рынке. Можно сказать, он заложил под него бомбу замедленного действия. Но при этом успел получить свою прибыль и формально остаться ни при чем.
    Необъявленная война
    Однако это еще не все интересные подробности скандала с «Невой». Турфирма на 100 процентов принадлежит структуре, зарегистрированной в Дании. И одним же из основных совладельцев этой датской фирмы является… Европейский банк реконструкции и развития! А ведь этот банк является одним из главных инструментов финансовой политики Евросоюза.
    Именно ему в результате последних секторальных санкций против нашей страны было запрещено инвестировать средства в проекты на территории России. Эксперты уже не исключают, что обрушение туристического рынка в самый разгар сезона может быть еще одной провокацией Запада из-за событий на Украине… И то, что первой обрушилась именно турфирма «Нева», — совсем не случайно.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля