Медиация: оставьте силы для главного

08:38
9
Александр Меренков
Генеральный директор, Северная казна

Иногда у меня возникает ощущение, что сегодня конфликты на страховом рынке выгодны всем, а создание прозрачной системы взаимоотношений, напротив, – никому. Родилась, по сути, целая отрасль экономики, на которой все зарабатывают.

  1. Для страховщиков – это попытка экономить на выплатах в условиях нехватки денег в кризис.
  2. Для клиентов – возможность застраховаться подешевле, а потом постараться получить побольше.
  3. Для ремонтников – способ побольше заработать и на страховой компании, и на клиенте.
  4. Для правозащитников, адвокатов и юристов – возможность обеспечить себе безбедное существование.
  5. Для судебных приставов – это возможность получить свой процент при взыскании.

Страдают суды, которые загружены исками всех ко всем, и надзор, который получает жалобы и должен на них реагировать. Участники этого многомиллиардного процесса относятся друг к другу с подозрением, используют нецивилизованные методы борьбы, постоянно пытаются друг друга обмануть.

Весь мир давно прошел через подобные отношения и пришел к выводу, что введение обязательной попытки досудебного урегулирования приводит к упрощению отношений, снижению конфликтности, сокращению затрат на судебное урегулирование примерно в 10 раз.

Существуют несколько вариантов досудебного урегулирования:

  1. третейский суд при профессиональном объединении, где профессионалы, которых выбрали демократическим путем, определяют кто прав, кто виноват;
  2. страховой омбудсмен, который защищает права клиентов перед страховщиками. Его задача как профессионала – помочь клиенту в бесконфликтном получении причитающихся денег;
  3. медиация, или примирительные процедуры. Закон о медиации вступил в силу с 1 января. Медиатор позволяет сторонам увидеть не позицию, а намерения, помогает придти к соглашению, которое выигрышно для обеих сторон. Основная задача – убрать взаимные претензии и найти взаимоприемлемые варианты выхода из конфликта. Медиатор выстраивает процесс, а не выполняет функции судьи. Отличие от любого судебного решения в том, что стороны добровольно находят путь примирения и поэтому следуют ему охотно. Например, медиация может помочь в спорах по «каско – ОСАГО», в конфликтах по урегулированию убытков, в ситуациях с нанесением морального ущерба, при недобросовестной конкуренции.

Пока, как мне кажется, на судах выигрывает все, кроме страховщиков. Страховые компании тешат себя иллюзией, что экономия на выплатах оправдывает ситуацию. Но на взаимных претензиях и неконсолидированной позиции перед всеми, кто пытается получить неположенные деньги любой ценой, мы тратим больше. А еще и времени на страхование не остается. «Шумим, брат, шумим…»

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
9 комментариев
9 комментариев
  • Ins-Shura
    09:41

    Идея благая, но как-то мало конкретики и, так сказать, будущей практики. Не очень ясно, что конкретно подвигнет страховые компании перейти к такой форме решения споров. ИМХО — пока ничто.

  • Демьян Богатый
    09:52

    Думаю, страховщиков сложно будет убедить в том, что затягивание выплат всеми возможными способами им невыгодно :-) сейчас футболить клиентов можно бесконечно, а например, третейский суд РСА скажет, что надо платить, и все, уже не поспоришь.

  • Кирилл Гацалов
    10:29

    Александр Меренков

    С моей точки зрения, как практикующего, судебного, страхового юриста:
    «Благи идеи», да проблема всегда зижделась НЕ в том, что у страховщиков и страхователей не было цивильного механизма досудебного урегулирования разногласий.
    Ситуаций, когда имеет место казус, реальные правовые противоречия, которые не позволяют однозначно говорить, кто прав или нет, мало.
    Проблема зиждется в том, что у многих страховщиков не было и нет воли и намерений платить:
    — своевременно;
    — в надлежащем размере.
    Ряд страховщиков, понимая, что за ненадлежащим исполнением (или неисполнением страховых обязательств) не последует никаких финансовых санкций, пользуются этим, а именно БАЛАНСИРУЮТ ПОТОК ПРЕМИЙ С ПОТОКОМ ВЫПЛАТ, затягивая, как им удобно

    Чтобы институт внесудебного урегулирования работал эффективно, должно быть одно важное условие:
    решение данного института (будь то третейскй суд, страховой омбудсмен, должно быть для страховщика окончатльным и подлежащим исполнению. Не случайно в третейской оговорке часто пишется «решение третейского суда вступает в окончательную силу с момента принятия и обжалованию не подлежит»
    А с медиатором в том вся и с проблема, что он может сколько угодно убеждать, но не может заставить. Если страховщик заранее понимает, что он необоснованно отказывает в выплате (почитайте отзывы — случаев немало, сам могу рассказать массу из практики), то и пользоваться услугами медиатора вряд ли будет

  • svnktr
    10:54

    В стране ТОТАЛЬНОГО правового нигилизма и почти зачаточных канонов цивилизованного бизнеса НИКАКИЕ цивилизованные средства разрешения споров прижиться не могут!!! ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ!!! Для этого НЕТ почвы!!! А почва эта формируется не за день, и не за год. По хорошему, начинать её формировать надо бы конечно, но печально что результатов нам лицезреть, видимо не посчастливится.
    Может разве что внукам…

  • YTGJH
    13:24

    "… конфликты на страховом рынке выгодны всем ....«всем, кроме меня!
    Мои клиенты просят лишь об одном — выбрать для них такую страховую, которая не „кинет“! Приходится открывать глаза, чтоб потом не так больно было.Терминология исключительно криминальна, адекватная ситуации.А ситуация изначально криминальна и УТВЕРЖДЕНА Минфином РФ. А как ещё можно интерпретировать это действо, а именно: утверждение правил страхования, по известным пунктам противоречащим ГК РФ, на чём каждый раз юристы обиженных клиентов строят свою беспройгрышную защиту.
    Машина по зарабатыванию денег запущена на полную катушку -столько народа кормится! А кормушка гениально придумана, и все знают, откуда ноги растут.

  • Лёня
    16:56

    сколько ж будут длиться такие примирительные процедуры…

  • Мама Анархия
    19:27

    Александр, а что делает в отсутствие института медиации «Северная казна»? какая у вас судебная статистика? особенно интересно, как дела не в Москве, а в Екатеринбурге. по Вашему мнению, есть в регионах эта проблема острее стоит или от этого аспекта не зависит?

  • ИрБис
    11:47

    Александр, а почему Вы все время пишите обобщая все и всех? Почему не пишете про себя и «Северную казну» честно и обстоятельно, какие у компании сборы и их источники, выплатная статистика, какова судебная практика и частота обращений клиентов с жалобами в компанию и контролирующие органы....???
    А так все красиво расписал человек, такие рассуждения, выкладки! «Оставить силы для ГЛАВНОГО»!!! Это для чего или для кого «ГЛАВНОГО»???
    "«Северная казна»- не благотворительная организация !", от своих слов не откажетесь? А коль так, то «Казна» Ваша обычное коммерческое предприятие, ничем от большинства региональных компашек не отличающееся, может быть чуть понаглее и понапористее, а цель и «ГЛАВНОЕ» у вас общие. При этом Вы стараетесь всеми силами и средствами «сохранить личико напомаженным», всех и вся уличая в алчности, корысти и бестолковости. И приставы судебные свой процент хотят, и адвокаты-негодяи, и коллеги-страховщики бестолковые, бардак весь этот развели… при этом «Я НЕ ТАКАЯ, ЯЖДУ ТРАМВАЯ!!!». Такая, такая! только стеснительная :-)
    И судя по многочисленным упоминаниям «ремонтников» и «оценщиков» компания Ваша ОСАГОшная, выводы легко может сделать любой думающий головой человек.
    Возражения будут?
    tu Мама Анархия: если учесть, что и в Москве компания работает через брокера, то по выплатам у них все ОК, то есть через суд, как и в регионах,

  • Меренков Александр Владимирович
    14:35

    В Москве работаем напрямую. Адрес филиала на сайте компании www.kazna.com
    Через брокер работали только в Твери и немного в Краснодаре, сейчас, в связи с тем что подход к бизнесу у нас и у брокера не совпали, везде работаем самостоятельно.
    Про работу с брокерами как-нибудь напишу отдельно.
    В регионе пытаюсь внедрить цивилизованные методы урегулирования и взаимоотношений с клиентами и партнерами. Сложно, но удается.
    В регионах статистика по досудебному и судебному урегулированию сильно отличается от области к области.
    А что касается нашего портфеля — это судьба обычной ритейловой компании: относительно сбалансированный портфель до 2008 года, сильный крен в КАСКО-ОСАГО в 2009-2010 годах ( к сожалению, граждане перестали покупать все остальное), сейчас снова балансируем портфель

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля