Мошенники активно осваивают личное страхование как способ преступных заработков, в том числе путем подачи потребительских исков. В этой статье мы на основе конкретных примеров и опыта специалистов АСБ проанализируем способы раскрытия случаев мошенничества в данной сфере.
Использование соцсетей и запросов в организации
К страховщику обратился застрахованный от несчастного случая гражданин Н. Он сообщил, что упал на крыльце своего подъезда. В результате тяжелой травмы головы Н. была установлена инвалидность II группы с диагнозом «эпилепсия».
Служба безопасности (СБ) компании выявила еще несколько договоров страхования от несчастных случаев, по которым Н. также подал аналогичные заявления. При этом запрос в больницу подтвердил подлинность медицинских документов.
Предположив возможное мошенничество, СБ обратилась за помощью в АСБ. Специалисты АСБ начали с анализа открытой информации в соцсетях. На сайте «Одноклассники» в день страхового события были размещены фото с рыбалки, на которых Н. с друзьями распивает спиртные напитки в сотне километров от места страхового события.
АСБ выдвинула гипотезу, что фабула события является вымышленной, а диагноз мог быть поставлен Н. еще до заключения договора страхования.
Запросы в медучреждения и Фонд ОМС ничего не дали. Запрос, направленный в районный военкомат, «попал в десятку». Оказывается, Н. не служил в армии, так как был признан негодным к строевой службе по заключению ВВК с диагнозом «эпилепсия». После предъявления ответа военкомата Н. отказался от своего требования о выплате.
Анализ схожих способов мошенничества
К страховщику поступили два сомнительных обращения за выплатой. В разное время двое мужчин получили переломы рук (якобы от падения на лестнице подземного перехода). Вместо личного обращения к страховщикам все документы были направлены по почте (заказными письмами с описью вложения). Тексты заявлений были написаны юридически грамотно. Было очевидно, что эти случаи как-то связаны.
В больницах АСБ подтвердили реальность полученных травм. После анализа медицинской документации (в том числе рентгеновских снимков) и фабул падения привлеченный врач-травматолог дал категоричное заключение, что обе травмы получены не при падении, а при ударе тяжелым предметом.
Найти застрахованных не удалось: по указанным адресам регистрации они не проживали. Эксперт-почерковед определил, что подписи в заявлении на страхование и в заявлении о выплате возмещения различаются.
Тем временем к страховщику поступили две досудебные претензии, подписанные руководителем местного Общества защиты прав потребителей. Анализ деятельности местных райсудов показал, что данное лицо инициировало 14 гражданских дел в отношении этих же и других застрахованных лиц с такими же травмами.
Впоследствии была выявлена ОПГ, члены которой оформляли на лиц без определенного места жительства страховые полисы в различных компаниях и ломали им руки монтировкой (чтобы травмы были реальными). Далее в дело вступали юристы и отсуживали деньги по поданым искам.
Помощь правоохранителей
В АСБ обратился страховщик, желавший провести расследование случая смерти застрахованного – заемщика банка по крупному кредиту. Застрахованный по документам числился как генеральный директор крупной компании. Его обнаружили мертвым в маленьком старом домике в горах. Местные жители при этом утверждали, что он работал пастухом.
Служба безопасности выдвинула версию о возможном убийстве с инсценировкой несчастного случая. Однако в возбуждении уголовного дела было отказано, так как экспертиза установила отравление застрахованного угарным газом от печи.
Специалисты АСБ предложили сконцентрироваться на выяснении преступной схемы. Самое главное, что было уже известно: заемщик оказался не тем должностным лицом, на которого выдавался кредит. Могла иметь место классическая схема банковского мошенничества по присвоению кредитных средств путем предоставления заведомо ложных сведений и документов при получении кредита.
Была подготовлена жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела с указанием на необходимость установления обстоятельств получения крупного кредита простым пастухом, что могло иметь отношение к смерти последнего.
Прокуратура отменила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и указала следствию на необходимость анализа банковской документации по кредиту. Дело впоследствии было прекращено за смертью обвиняемого, но в постановлении было указано, что заемщик сообщил заведомо ложные сведения при заключении договора кредита и договора страхования. После обращения страховщика в суд договор страхования был признан недействительным.
Мошенники осваивают личное страхование
Генеральный директор – пастух, изувеченные ради страховок бомжи и фото из «Одноклассников» как доказательство – в обзоре и анализе практики борьбы с мошенничеством в личном страховании от Ассоциации страховой безопасности (АСБ).
«После предъявления ответа военкомата Н. отказался от своего требования о выплате.» — пока страховые компании будут довольствоваться таким результатом, мошенники так и будут ходить к вам как на работу. Довели бы до возбуждения дела, условный срок отбил бы желание продолжать эту деятельность Н.
Плюсану. Заплатить, а потом заявление в ОВД накатать.
ОВД устраивают слив за недоказанностью и как итог выплата произведена в пустую и ничего впять не вернешь.
Не статья, а просто реклама АСБ
Согласен 100%, АСН уже пора такие статьи маркировать: «На правах рекламы». Было бы честнее со стороны АСН к своим читателям!
она и есть, родимая
А что такого г-н Алгазин должен был написать, на какие вопросы ответить, какие интересные и полезные данные привести, чтобы не поднимались эти извечные претензии про скрытую рекламу? Быть может, интересующиеся сформулируют эти вопросы, а г-н Алгазин постарается на них ответить?
Думаю, чтобы избежать комментариев про рекламу, администрация портала должна грамотно подходить к публикациям.
Давайте лучше не об этом поговорим, а о том:
– что самого неинтересного написал г-н Алгазин в данном посте?
– что самое интересное надо было бы написать г-ну Алгазину, какие вопросы к нему есть?
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах