Страховой антирейтинг

Федеральная служба по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе опубликовала сведения о числе жалоб на страховые компании, ведущие деятельность в Приволжском федеральном округе. 

08:33
Волжская коммуна, Самара Антон УТЕХИН
Это новая на рынке мера по надзору за страховыми компаниями. Регулятор надеется, что публичное раскрытие такой информации позволит повысить прозрачность деятельности участников рынка и поможет клиентам более взвешенно выбирать страховую компанию.

Новый список
Впервые лидеров по количеству жалоб на страховом рынке ФСФР перечислила в марте 2012 г., назвав всего четыре компании. В этом списке отсутствовали числовые данные и пояснения, что вызвало бурную дискуссию в страховом сообществе.

По мнению регулятора, раскрытие сведений о жалобах «соответствует международной практике, повышает прозрачность деятельности страховых компаний. Также эта информация чрезвычайно важна для граждан, принимающих решение о выборе той или иной страховой компании». Кроме того, страхнадзор считает, что это стимулирует участников рынка «строго соответствовать в своей деятельности действующему законодательству, добросовестно исполнять обязательства перед своими клиентами и своевременно осуществлять страховые выплаты». 

Согласно предоставленным данным, в основном жалобы поступают на деятельность филиалов федеральных компаний, ведущих деятельность на территории региона — на работу 76 страховых компаний зафиксировано 1367 жалоб (в среднем получается 18 жалоб на компанию). На 12 региональных страховых компаний поступило 93 жалобы (в среднем - 8 жалоб на компанию). Правда, это только количественный показатель — в реальности же бизнес федеральных компаний по объемам значительно больше, чем региональных. Для наглядности: за 2011 г. 10 крупнейших страховщиков округа собрали 44,5 млрд рублей страховых премий, в то время как региональные только 9 млрд рублей. 

По данным ФСФР, по состоянию на 10 марта 2012 года на территории Приволжского федерального округа работали 47 региональных страховых организаций. В то же время на территории ПФО заключали договоры 182 федеральных страховщика.

Аналогичная тенденция
Заместитель руководителя регионального отделения ФСФР в в Юго-Восточном регионе Виктор Лисин, курирующий развитие страхового рынка, заявил, что на долю страховщиков, работающих в Самарской области, приходится треть всех жалоб в ПФО. По его словам, в целом ситуация по ПФО отражает и реальное положение дел в Самарской области. Соотношение показателей соответствует, отметил он. 

По количеству жалоб, поступивших в ФСФР, в рейтинге лидирует «Росгосстрах» - 271 жалоба (на 6,9 млн заключенных договоров), следом идет «Страховая группа МСК» - 101 жалоба (514 тыс. договоров) и «Первая страховая компания» - 86 (55,7 тыс. договоров). Среди региональных компаний лидером непочетного рейтинга стал самарский «Поволжский страховой альянс» - 20 жалоб на 83,1 тыс. договоров. Затем идет «Страховая компания «Инкасстрах» - 14 на 1,1 тыс. договоров. Однако судить об эффективности работы компании по количественному показателю было бы неправильно, считает директор департамента рейтинга финансовых институтов «Эксперт РА» Павел Самиев. У многих страховщиков бизнес значительно больше и, соответственно, количество заключенных договоров. Верно будет посчитать долю поступивших жалоб на 1 тысячу заключенных договоров. Это позволит выявить коэффициент, который наиболее эффективно оценит качество работы страховых компаний. В целях большей наглядности рейтинга редакция «ВК» исключила из него федеральных страховщиков, заключивших за год менее 10 тыс. договоров. 

В этом случае лидером антирейтинга становится «Первая страховая компания» - в среднем на тысячу договоров приходится 1,54 жалобы. Следом идут страховая компания «Русские страховые традиции» - 0,55, ОАО «Россия» - 0,54 и группа «Ренессанс страхование» - 0,54. 

Среди региональных компаний, заключивших более 1 тыс. договоров, первое место с отрывом занимает самарский «Инкасстрах» - 12,25 жалобы на 1 тыс. договоров. Далее идет «Поволжский страховой Альянс» - 0,24 на 1 тыс. 

Получить комментарии в «Первой страховой компании» не удалось. В самарском филиале «Росгосстраха» отметили, что компания является лидером на региональном рынке (свыше 6 млн договоров) — ближайший конкурент отстает по количеству в 13 раз. «При этом разница по количеству жалоб чуть более чем в 2,5 раза. Совершенно очевидно, даже при рассмотрении этой пропорции – количество жалоб на количество договоров - «Росгосстрах» не является лидером», - отметил представитель компании.

Самые частые жалобы
Как отмечал ранее в своей публикации Виктор Лисин, большинство жалоб, поступивших в ФСФР в 2011 г., связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховщиками своих страховых обязательств перед клиентами. Чаще всего причиной обращения в орган страхового надзора является длительность рассмотрения заявления о страховой выплате страховщиком, как по добровольному страхованию, так и по ОСАГО. На долю таких жалоб приходится 78% от всех обращений. «Конечно, имеют место задержки в страховых выплатах и по обоснованным причинам. Но в большинстве случаев, страховщики осознанно нарушают действующее страховое законодательство», - отмечал Лисин. Он отметил, что большинство страховщиков (80%) производят выплату только после получения запроса от органов страхового надзора, тем самым признавая, что они произвели выплату с нарушением страхового законодательства.

Виктор Лисин, заместитель руководителя регионального отделения ФСФР в Юго-Восточном регионе:
- В последнее время часто встречаются обращения страхователей в связи с тем, что страховые организации, с которыми заключен договор ОСАГО, отказываются принимать заявления по прямому возмещению убытков и просят обращаться своих клиентов в страховые организации виновников ДТП, приводя различные обстоятельства, препятствующие принятию заявления. 

Также можно отметить жалобы, связанные с несогласием страхователя с начисленными или выплаченными суммами страхового возмещения. Страховщики часто уменьшают сумму выплат, необходимую для восстановления поврежденного имущества, забывая о том, что законодательством это не предусмотрено без необходимых оснований.

Павел Самиев, директор департамента рейтинга финансовых институтов «Эксперт РА»:
- В идеале жалобами не должна заниматься Федеральная служба по финансовым рынкам. Это прерогатива судов, омбудсмена (хотя у нас в России этот институт вообще не работает) или Роспотребнадзор. Однако в данной ситуации эта обязанность ложится на ФСФР, так как кроме них никто этого делать не может. Это полезное и важное начинание, которое поможет клиенту сориентироваться на рынке страховых услуг. Но лет через 5 этим должны заниматься соответствующие структуры, а не ФСФР. 
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля