Виктор Лисин: Страховой надзор в России практически уничтожен

В конце мая пост заместителя главы РО ФСФР по ЮВР покинет Виктор Лисин, более 15 лет являвшийся ключевой фигурой страхового надзора в регионе.

13:38
Самарское обозрение Дарья ДОРОЖКИНА
На прошлой неделе чиновник сообщил, что принял решение об отставке и с 1 июля по собственному желанию покинет ведомство. Почему чиновник принял решение покинуть свой пост? Что изменилось в инспекции после присоединения к службе по финансовым рынкам? На эти и другие вопросы ответил «СО» сам Виктор Лисин.



- С чем связано ваше решение покинуть службу по финансовым рынкам?

- На сегодняшний день в стране полностью уничтожен страховой надзор. Сейчас в отрасли сложились такая ситуация, которую я не хочу и не могу принять, поэтому и решил уйти. Это было нелегкое решение, учитывая, что за плечами 20 лет работы в страховании, из них 15 лет во главе инспекции страхового надзора. Но на данный момент это единственно возможный для меня выход.

- В чем заключается критичность сложившейся ситуации? Что привело надзор к подобному состоянию?

- Деградация отрасли стала четко ощущаться в середине прошлого года, когда завершилось объединение службы страхового надзора со службой по финансовым рынкам. В итоге мы столкнулись с двумя большими проблемами – это отсутствие системного управления и некомпетентность лиц, принимающих решения. Сегодня в управлении страхового надзора ФСФР работает 85% людей, которые раньше вообще не соприкасались со страхованием. У руководителя службы Дмитрия Панкина за субъекты страхового дела отвечают три заместителя, которые обладают разновекторным мнением. Если Юлия Бондарева предлагает идти по пути борьбы со страховыми компаниями, то Игорь Жук и Олег Пилипец пытаются понять ситуацию и найти золотую середину.

В итоге побеждает политика жестких мер. Сегодня московское руководство дало установку штрафовать страховщиков за все, инициируя противостояние страхового рынка и страхового надзора. Доходит до смешного. У нас уже есть план на следующий год, где прописана сумма потенциальных штрафов и процент их выплаты. Так, в ПФО предлагается выписать на 4 млн штрафных санкций, из которых 100% должно быть взыскано, по Уралу из 10 млн должно быть взыскано 4,5 млн, а по Северо-Западу - 800 млн, из которых взыскано должно быть 450 млн. При этом страховые компании приравниваются к врагам надзорного ведомства.

- Говоря о введении штрафов, руководитель ФСФР Дмитрий Панкин неоднократно подчеркивал, что они направлены исключительно на защиту страхователей и позволяют значительно улучшить ситуацию с выплатами.

- Не совсем так. Дело в том, что максимальный штраф за несвоевременную выплату составляет 30-40 тыс. рублей. Не имея возможности штрафовать по этому виду напрямую, страхнадзор вынужден подавать иски о выплатах в суд. По нашей территории пока таких заявлений исков нет, но в дальнейшем их количество может достигнуть порядка 300-400 шт. в год. Эти штрафы в госбюджет скорее напоминают погоню за комарами, нежели системную борьбу, работу. Да и сотрудников для этой работы нам просто не хватит.
Безусловно, качество страховых услуг зачастую оставляет желать лучшего. И основания для претензий у граждан есть. Но одно дело заставить страховую компанию выполнить обязательства перед всеми клиентами, другое - забрасывать ее мелкими штрафами, напоминающими сведение счетов. Так, в конце 2012-го – в январе 2013 г. мы добились выплаты страховой компанией «Россия» более 40 млн рублей всем страхователям на территории ПФО. В итоге количество жалоб на работу страховых компаний сократилось вдвое.

- Как же тогда бороться с системными невыплатами?

- Корень проблемы в том, что на рынке действует огромное количество посредников. В той же Москве брокеры пытаются получить комиссионное вознаграждение в размере 40%. Тогда как по ОСАГО комиссия составляет 10%. В итоге у многих страховщиков просто не хватает средств на выплату. Здесь нужно принимать кардинальные меры. Например, в принципе запретить в рамках обязательного страхования брокерскую деятельность.

Государство, бизнес, граждане ждут от страхового надзора скорее не выплат день в день, а нормального функционирования института страхования. Устав бороться с жестким надзором, страховщики просто покинут рынок по-английски, заблаговременно выведя свои активы за рубеж. А напоследок перестанут формировать реальные страховые резервы, поработают «прачечными». У нынешнего страхового надзора недостаточно специалистов, способных глубоко разбираться в страховом законодательстве, отличать псевдостраховые договора, бороться с демпингом. Им легче имитировать конкретную работу, рапортуя о количестве штрафов.

- Коснулось ли ужесточение надзорной политики региональных страховщиков в ПФО?

- Сегодня у надзора есть претензии по платежеспособности и соблюдению страхового законодательства к двум страховым компаниям. Одна из них находится в Башкирии, другая в Татарстане. На территории Cамарской области ситуация стабильна. Страховщики платежеспособны и отвечают всем требованиям страхового законодательства.

- После объединения вы фактически стали заместителем руководителя РО ФСФР по ЮВР Сергея Кожевникова. Удалось ли найти понимание с новым руководителем?

- Конечно, статус мой изменился. Но это мелочи по сравнению с тем непониманием, которое иногда вызывает политика нового руководства. Мы с Кожевниковым абсолютно разные люди. Я всю жизнь был достаточно амбициозен, поэтому создал одну из лучших инспекций страхового надзора в стране. К моменту ликвидации она составляла 26 человек и по численности уступала только инспекции в ЦФО. У Кожевникова другой подход. Он тихий человек, для которого очень важно быть в середине. Это тем более обидно, что у нас был шанс стать лучшими и крупнейшими в стране.

В 2012 г. ФСФР начала формировать территориальные органы по принципу наличия у субъекта органа страхового надзора. Попутно ликвидировались те отделения, где своего страхового надзора не было в Красноярске, Краснодаре, Иркутске.

Наша инспекция всегда была единственной в Поволжье, поэтому самарское отделение ФСФР могло стать ключевым ведомством округа. Однако Сергей Кожевников не проявил должного внимания к данному вопросу. В итоге свои надзорные службы появились в Татарстане и Нижнем Новгороде, а мы статус лидеров потеряли. Но это еще не все, разделив полномочия, московское руководство начало постепенно сокращать у нас страховой надзор. Только за последние полгода сотрудники 4 раза получали уведомления о сокращении. В итоге первого июня мы выйдем на численность 7 человек. Для сравнения - на Урале в подразделениях страхового надзора работает 19 человек, в Ростове - 22. Удивительно, как легко руководство расстается с уникальными специалистами. Особенно меня огорчило последнее решение о сокращении Валентины Федорчук – одного из лучших специалистов страхового надзора в России. Она покинет надзор с 1 июля. 19 лет проработавшая в службе и занимавшая пост моего заместителя.

- Изменится ли ситуация со страховым надзором в свете грядущего присоединения ФСФР к Центробанку?

- Вероятнее всего, за работу страхового надзора будут отвечать те же люди. 1 августа региональное отделение ФСФР будут ликвидировано как юрлицо, но оно не вольется в ГУ ЦБ по Самарской области, а будет также подчиняться московской структуре по ценным бумагам. Принимая во внимание общую тенденцию к сокращению, к тому времени в службе останутся от силы 2-3 опытных специалиста.

- Можно ли говорить о том, что через некоторые время рынок в принципе станет неподнадзорным? Кто пострадает в данной ситуации?

- Кому сегодня нужен сильный страховой надзор? В основном это средние региональные компании, которым необходимо понимать правила игры. Крупным игрокам надзор нужен, но не слишком профессиональный. Мелкие страховые компании в сильном надзоре не заинтересованыон мешает им реализовывать мошеннические схемы. Пострадают, в первую очередь, клиенты страховых компаний, в особенности бизнес, который будет ничем не защищен от возможных мошенничеств.

Кто на новенького
Кто станет преемником Виктора Лисина на посту руководителя инспекции по ПФО, пока неизвестно. Глава РО ФСФР Сергей Кожевников от каких-либо комментариев отказался. Сам Лисин сообщил «СО», что на данный момент наиболее подходящей кандидатурой считает Евгения Сухоцкого, ныне возглавляющего отдел анализа отчетности и контроля на страховом рынке.

Страховщики оценивают данную инициативу неоднозначно. «Сухоцкий производит впечатление грамотного специалиста, однако сможет ли он заменить Лисина, пока непонятно», - отмечает генеральный директор ЗАО «Поволжский страховой альянс Владимир Бычков. По его мнению, успех Сухоцкого зависит не только от его личных качеств, но и от той ситуации, в которой окажется служба страхового надзора после присоединения к Центробанку. «На мой взгляд, доверять работу на страховом рынке только банковским специалистам было бы неправильно. Я думаю, что у руководства регулятора хватит мудрости сохранить те наработки в области надзора, которые были внедрены командой Лисина», - говорит страховщик.

Виктор Лисин
1961 родился в г. Свердловске
1982 закончил Свердловское высшее военно-политическое училище
1978-1992 служил в Вооруженных силах
1992 работал в СК «Самара-АСКО».
1993-1996 работал в СК «Утес»
1995-1997 возглавлял Союз страховщиков Поволжья
1997-2012 руководитель инспекции страхового надзора по ПФО
2012-2013 заместитель руководителя РО ФСФР в ЮВР
 
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля