Страхование перевозчиков в РФ: как не опростоволоситься

Закон об ОСГОП вступил в силу с 1 января 2013 года, однако не все пассажиры знают, как заработать миллионы на переломе ноги в ДТП или бронхите при затоплении судна.

07:13
Гудок Елена КАЗАКОВА
С начала года, по если верить только упоминаниям в СМИ, в России при перевозке пассажиров произошло около четырехсот аварий. «И это только вершина айсберга, поскольку в СМИ попадают лишь резонансные случаи с массовой гибелью пассажиров», - отметил президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев.

Но даже в этих 400 случаях погибло 85 человек, около 1200 были тяжело ранены. Исходя из простейшей арифметики и с учетом российского законодательства, страховщики должны были бы выплатить, более шестисот миллионов рублей компенсаций. Следует напомнить, что выплаты за гибель пассажира сегодня составляют 2 миллиона 25 тысяч рублей, а компенсация за причинение вреда здоровью – 350 тысяч рублей. Однако эти выплаты на 613 миллионов рублей, так и не были произведены в полном объеме. Дело в том, что на сегодняшний день перевозчики застраховали жизнь и здоровье лишь трети своих пассажиров.

До принятия закона о страховании ответственности перевозчиков, для получения соответствующей компенсации гражданам приходилось в первую очередь доказывать размер причиненного вреда. Для этого им следовало, отправившись в больницу, пройти лечение, и только потом, уже имея на руках все чеки, - обратиться за выплатой в страховую компанию. Сегодня же компенсация выплачивается в полном объеме еще до начала лечения. Для этого нужно иметь лишь медицинское заключение о характере и степени повреждений, диагнозе и предполагаемой продолжительности лечения. При этом нужно предоставить доказательства причинно-следственной связи повреждения с пассажирской перевозкой. Поэтому, кстати, россиянам рекомендуют сохранять проездные билеты. При этом, как отмечает Национальный союз страховщиков ответственности (НССО), действовать нужно максимально быстро: собирать необходимые медицинские свидетельства, документы и т.д.

Сегодня поменялся не только характер, но и существенно возрос средний размер компенсационных выплат. Это раньше сломавшему в ДТП ногу выплачивали около 50 тысяч рублей. По новым же правилам компенсационная выплата увеличилась практически в пять раз и составила 240 тысяч рублей. При этом, в авариях на магистралях пострадавшему могут выплатить гораздо больше, так как одной лишь сломанной ногой инциденты здесь заканчиваются не часто. Как пояснили в НССО, в отдельных случая на лечение гражданина может выделяться до двух миллионов рублей страховки.

НССО уточняет, что если ответственность перевозчика застрахована, то вред возместит страховая компания. При этом размер возмещения определяется в соответствии с так называемой таблицей выплат - выплачивается фиксированная сумма в зависимости от степени и тяжести причиненного вреда. А вот в случае, когда ответственность не застрахована, то возмещением вреда обязан будет заниматься сам перевозчик, причем  в точно таком же объеме, что и страховщик. В этом правиле даже метрополитен не исключение.

Одна сторона проблемы, по словам экспертов НССО, в том, что страхуются перевозчики не более рьяно, чем владельцы машин по ОСАГО. Инертность населения – другая сложность. Граждане до сих пор далеко не все знают как именно работает закон, каким образом защищены права пассажиров, что представляет собой порядок обращения за возмещением. Чтобы помочь им «влиться в информационное поле», в скором времени в салонах застрахованных по ОСГОП транспортных средств в недалеком будущем появится информация о заключившем договор страхования страховщике и порядке действий при ЧП.

Стоит понимать, что основанием для выплатв случае ДТП могут быть не только сломанные кости и мертвые родственники. Возмещения можно требовать за любое повреждение имущества или причинение вреда пассажиру при перевозке. То есть деньги можно «стрясти» за резкое торможение, нагрев солнцем сумки, взрыв колеса и даже за «болезненный» зажим вагоном метро. 

Президент НССО настоятельно рекомендует, что если сразу после инцидента, на место автомобильной аварии никто не догадался вызвать ГИБДД, то пострадавшему пассажиру лучше по этому поводу переговорить с представителем перевозчика, например, - водителем транспортного средства, это поможет ему зафиксировать факт причинения вреда и облегчит в дальнейшем получение страховой выплаты. Если же вред был причинен не имуществу (разбитому сотовому телефону или ноутбуку), а здоровью, то следует, не мешкая, сходить за справкой в медучреждение (комната «скорой» в метрополитене, местный «травмпунк», близлежащую поликлинику). Ну а потом можно смело обращаться в страховую компанию за выплатой.

Сегодня НССО совместно с Российским автотранспортным союзом создали рабочую группу, которая отправила в Минтранс предложение сделать отдельный приказ по подготовке документов, связанных с получением выплат по ОСГОП. В его рамках будет создана пошаговая инструкция: как поступать пассажиру при конкретном происшествии, куда обращаться, чего ожидать

Справка
Согласно новому законодательству, для получения компенсации пострадавшим в аварии на трансопрте нужно собрать ряд документов. Во-первых, следует занести в страховую компанию (как вариант - перевозчику) соответствующее заявление. К нему следует приложить удостоверяющий личность пострадавшего документ (или в случае его гибели - личности выгодоприобретателя). Так же нужно будет поставить описание произошедшего и обстоятельства, собранные перевозчиком на отдельном бланке. В некоторых случаях, вместо бумаги об инциденте можно предоставить справку о ДТП, которую составили дорожные инспектора. Если пассажир погиб, то нужно предъявить свидетельство о смерти. Если его здоровье «пошатнулось» - медицинские справки с указанием характера приобретенных травм и увечий, диагнозом и возможным периодом нетрудоспособности. В отдельных случаях можно принести справку о получении инвалидности. 
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля