Как следует из приказа Минстроя от 16 июня 2014 года №294/пр (есть в распоряжении “Ъ”), страховые платежи исключаются из «Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ». Ранее в сметных расчетах при капстроительстве за счет средств бюджета до 1% от сметы выделялось на страхование. На практике это означало, что подрядчик страховал строительно-монтажные риски (СМР), а средства, затраченные на страховку, ему возвращались бюджетом.
Поскольку планки предельных трат на страхование государство не установило, чиновники начали подозревать строителей в неумеренных тратах на страхование. Как рассказал “Ъ” один из собеседников на страховом рынке, встречались договоры и с 5% от сметы на страхование. В январе президент Владимир Путин поручил правительству разработать к 1 июля «экономические оправданные сметные нормативы» при страховании объектов капительного строительства, а к 1 сентября «проработать вопрос об обязательном применении данных сметных нормативов субъектами РФ, естественными монополиями и организациями с госучастием».
С начала года чиновники обсуждали вопрос трат на страхование при капстроительстве. Минтранс выступал за сохранение существующей практики, Минстрой — за обязанность подрядчиков за свой счет страховать строительные риски.
Решающим стало совещание по теме у зампреда правительства Дмитрия Козака — там было принято решение исключить расходы на страхование из сводных сметных расчетов. Как следует из доклада господина Козака президенту от 28 мая (копия есть в распоряжении “Ъ”) «добровольное страхование рисков случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства является правом, а не обязанностью подрядной организации… Исключение вышеуказанных сметных нормативов не лишает заказчика строительства возможности предусмотреть обязательность заключения за счет собственных средств подрядчика договора страхования». Далее следуют выводы о том, что такой подход «повысит экономическую заинтересованность подрядчика в качественном выполнении строительных работ, позволит значительно снизить стоимость строительства объектов с привлечением бюджетных средств».
«Получается, что поручение президента не просто выполнено, а перевыполнено»,— иронизируют страховщики. Им есть что терять. По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), по итогам 2013 года объем рынка страхования строительно-монтажных рисков составил примерно 38 млрд руб., при этом около 80% рынка приходится на страхование строительства за счет бюджета и финансирования от госкорпораций. Таким образом, компании рискуют расстаться с ежегодными сборами примерно в 30 млрд руб.
Впрочем, страховщики надеются, что тотального отказа от их полисов на строительном рынке не случится. Первый зампред СОГАЗа Николай Галушин заявил “Ъ”: «Мы исходим из того, что госзаказчик не откажется от требований по предоставлению договоров страхования и подрядчики, взвешивая свои риски, будет заключать договоры страхования СМР». Ответственность за объект строительства по Гражданскому кодексу лежит на подрядчике, и его средств может не хватить на покрытие страхового случая. «В итоге подрядчик — банкрот, а убыток ложится на плечи государства»,— говорит Николай Галушин.
На рынке напоминают, что только по объектам сочинских игр компания «Гефест» выплатила более 820 млн руб. «Как строители грузового порта в Сочи могли уберечь свою стройку от шторма, который бывает раз в 80–100 лет? Если бы у подрядчиков не было полиса, им бы пришлось потратить на восстановление объекта 509 млн руб.»,— рассказывает “Ъ” гендиректор «Гефеста» Александр Миллерман. По его словам, в компаниях надеются, что ответственные подрядчики не откажутся от страхования СМР, «но мы волнуемся,— признается он,— потому что ранее присутствие таких затрат в сметах стимулировало строителей, а сейчас никаких стимулов, кроме ответственности, нет».
Как заявили “Ъ” в ВСС, оптимальным решением в данной ситуации тут считают включение требования о наличии полиса в конкурсную документацию по стройобъектам. При этом подрядчик за свой счет страхует строительство, а заказчик проверяет наличие полиса страхования СМР. Так российский рынок может приблизиться к европейской практике, считает президент ВСС Игорь Юргенс. По его словам в большинстве случаев на западных рынках на законодательном уровне устанавливаются общие требования к страхованию в области строительства, вне зависимости от того, за чей счет оно осуществляется.