Будущая служба финансовых уполномоченных может стоить участникам рынка до 500 млн рублей в год

Учитывая реальный поток жалоб, поступающих в Центробанк на участников финансовых рынков, будущей службе финансовых уполномоченных (СФУ) потребуется не менее 400 человек, чтобы рассматривать до 10 000 обращений в месяц. Об этом заявил на заседании рабочей группы комитета Госдумы по финрынку советник первого зампреда ЦБ Василий Медведев, рассказали «Ведомостям» два участника встречи.

07:23
Ведомости
ФУ должна быть создана Центробанком после принятия закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» (обсуждается ко второму чтению).

Финансовые уполномоченные будут делиться на три категории: банковские (смогут рассматривать претензии граждан до 500 000 руб.), страховые (до 100 000 руб.) и отвечающие за прочие финансовые структуры. Обращение к уполномоченному не должно ухудшать положение обратившегося, а результаты по обращению не могут служить основанием для отказа в рассмотрении спорной ситуации в третейском и иных судах. На первом этапе создания СФУ расходы покроет ЦБ, далее у участников финансового рынка появится обязанность вносить ежемесячные платежи и платить за каждое рассмотренное обращение.

Изначально согласно финансово-экономическому обоснованию проекта планировалось, что уполномоченных будет трое, у каждого по пять помощников и пять человек обеспечивающего персонала, замечает руководитель экспертного совета Госдумы по страхованию Александр Коваль. Для той численности был заложен общий бюджет в пределах 26,5 млн руб. в год, напоминает Коваль, но если речь идет о 400 сотрудниках, сумма явно вырастет. По его подсчетам, сумма затрат на СФУ при озвученной представителями регулятора численности персонала может достигнуть 500 млн руб. в год. «Содержать же службу в будущем предстоит самим участникам рынка — за рассмотрение жалоб и обращений, в том числе за проведение экспертиз», — напоминает Коваль.

80% жалоб и обращений в ЦБ приходится на страховщиков и ОСАГО, заявил в прошлый четверг руководитель службы по защите прав потребителей финуслуг и миноритариев Илья Кочетков.

Нынешний финансовый омбудсмен Павел Медведев заверил, что не будет 400 омбудсменов, а конечную численность финансовых уполномоченных определит совет СФУ. По его словам, указанная численность в 375-400 сотрудников — «проект ЦБ на первый год, включая технических работников, представителей на местах, в регионах, где интенсивная финансовая жизнь». Цифру, по его словам, вывели в ЦБ после консультаций с представителями финансовых ассоциаций, а также «после агрегирования наших ожиданий по числу жалоб со статистикой самого ЦБ и Роспотребнадзора». У самого Медведева четыре помощника, но им удается рассматривать не все обращения. Не охвачены, по его словам, жалобы на форекс-компании: «Мы бы захлебнулись, если бы брали на себя все жалобы».

«У меня есть субъективное ощущение, что люди не станут обращаться к новой службе, как это произошло с ФССН и ФСФР, где были подобные отделы», — считает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. По его мнению, это «было абсолютно нерезультативно — трата времени, взамен ты получаешь бумажные отписки, получить которые занимает столько же времени, как провести половину судебного процесса».

«Радикально она [СФУ] ситуацию не улучшит, но у потребителя хотя бы появится альтернатива суду», — замечает президент КонфОП Дмитрий Янин. По его словам, в Великобритании служба финомбудсмена рассматривает свыше 1 млн жалоб в год, а ее бюджет составляет «значимую сумму».
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля