Автогражданка при деньгах

На фоне ухудшения общей экономической ситуации в стране сложности в ОСАГО грозили переходом в системный кризис. Из регионов ушли страховые компании, которые до сих пор считались надежными. Другие компании вообще отказались от автострахования. В октябре в связи с существенным увеличением предельных сумм выплат по ОСАГО ЦБ утвердил увеличение базового тарифа по ОСАГО на 23-30%.

07:43
Российская газета
Эксперты отмечают, что увеличение тарифа поможет повысить рентабельность бизнеса страховых компаний, однако не коренным образом. В первом полугодии 2014 г. она не превышала 2,5%. После поднятия тарифа можно ожидать роста рентабельности до 3,5% к началу 2015 г. «Если бы этого не было сделано, - считает глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы Александр Коваль, - рынок ОСАГО в России был бы полностью разрушен».

С ним солидарен управляющий партнер Akteon Asset Management Андрей Кинякин. По его словам, в случае, если бы тариф не менялся, рентабельность «автогражданки» была бы отрицательной, а уровень нетто-убыточности превысил бы показатель в 107-109%. Это способствовало бы дальнейшему ухудшению финансового положения страховщиков, чья доля ОСАГО в портфеле превышает 50%. Уровень убыточности превысил бы критическое значение.

«Мы бы увидели дальнейший уход надежных страховщиков из регионов, усиление демпинга со стороны компаний-однодневок и, как следствие, увеличение количества мошеннических схем, - сказал А.Княжнин, выступая на пресс-конференции, посвященной проблемам ОСАГО. - Таким образом, купить полис в целом ряде субъектов РФ можно было бы лишь у недобросовестных компаний, которые не собираются возмещать убытки. А отрасль могла бы столкнуться с заметным снижением объема выплат, что способствовало бы ее дискредитации и обозначило бы длительную стагнацию не только сегмента автокредитования, но и заметное снижение темпов роста страховой отрасли в целом».

Заместитель директора по страховым рейтингам «Эксперт РА» Наталья Данзурун отметила, что агентство еще в июле 2014 г. разработало несколько сценариев развития экономической ситуации в ОСАГО. Согласно одному из них, предусматривающему повышение лимитов «по железу» до 400 тыс. руб. и сохранение тарифов на прежнем уровне, деятельность страховщиков была бы убыточна в 59 регионах страны к концу 2014 года и в 75 регионах - к концу 2015 года. «Иными словами, уже в следующем году мы обнаружили бы полную несостоятельность ОСАГО как страхового института», - сказала Н. Данзурун.



ЦБ сделал важный шаг навстречу страховщикам, тем не менее проблема убыточности ОСАГО остается актуальной. «Почти в половине регионов страны «автогражданка» остается убыточной для страховщиков, а люди испытывают проблемы при покупке полисов ОСАГО, без которых, как известно, нельзя ездить. Чтобы минимизировать издержки, страховщики переносят центры урегулирования в отдаленные районы и продолжают сокращать продажи, - сказал научный руководитель Исследовательского центра «ВВП» Саид Гафуров. - Стремление страховщиков снизить расходы на ведение дела, уменьшение объема инвестиций опасно тем, что снижает доступность и качество услуг, что в свою очередь ведет к усилению позиций «серых» и «черных» страховщиков».

«Рынок ОСАГО еще не совсем стабилен, но коллапса избежать удалось, - считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. - Согласно данным ВЦИОМ и Ромир, причину роста цен на «автогражданку» россияне видят в росте страховых выплат и убытках страховых компаний, а также в инфляции». Что ждет ОСАГО в ближайшее время? По мнению участников конференции, возобновление программы утилизации будет способствовать повышению объема продаж недорогих автомобилей и, как следствие, приведет к росту количества проданных полисов ОСАГО. «Но самым важным для стабилизации отрасли будет апрель 2015 года, когда с 160 до 500 тыс. руб. будут увеличены лимиты «по жизни и здоровью», - считает Александр Коваль. - Одновременно с этим, как заявлял мегарегулятор, должны будут соответствующе корректироваться тарифы. Может потребоваться корректировка региональных коэффициентов, однако они должны быть гибкими и учитывать общее социально-экономическое положение в том или ином регионе, средний доход граждан. Тариф вырастет еще раз, но при этом «автогражданка» будет доступна. Страховщики перестанут уходить из регионов».
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля