С 3 июня ЦБ приостановил действие лицензии «Компаньона» из-за недостаточности ликвидных активов для покрытия обязательств. Сотрудники получили уведомления о скором отзыве лицензии, договоры аренды офисов расторгаются, говорят два человека, уволившихся из «Компаньона». Руководители «Компаньона» готовятся к открытию нового бизнеса, слышали собеседники «Ведомостей», но не знают какого.
ЦБ традиционно не комментирует действия в отношении компаний, которые регулирует.
Рабочее название новой компании Зобнина – «Страховое право», знает человек, видевший презентацию. По его сведениям, бизнес будет строиться на базе филиальной сети «Компаньона» с участием руководителей и юристов страховщика. Руководители «Компаньона» временно перевели его юристов на ООО «Проектный офис», чтобы сохранить команду, добавляет другой источник, знающий это от топ-менеджера страховой компании. Юридически это ООО не связано с «Компаньоном», но именно на него была оформлена аренда столичного офиса страховщика в башне «Федерация» в «Москва-сити», говорит он.
Юридическая компания планирует представлять интересы страхователей в судах и перекупать у автомобилистов права требования к страховщикам, говорит человек, видевший презентацию. По его информации, руководители «Компаньона» уже перевели на «Проектный офис» базу задолжников «Компаньона» и «Оранты» по автострахованию по суброгации (право требовать компенсацию по страховому случаю от виновника ДТП). Видимо, новая компания попытается взыскивать такие долги, полагает он.
Зобнин и его первый заместитель Борис Семин не ответили на звонки и письма «Ведомостей».
Рынок юристов, специализирующихся на автостраховании, уже высококонкурентный, говорит директор департамента по автострахованию одного из страховщиков. Эта работа приносит хорошую прибыль, уверен он, около 10% выплат по ОСАГО – доход автоюристов.
В судах урегулируется 20–25% страховых случаев по ОСАГО, приводит данные судебного департамента Верховного суда гендиректор юридической компании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников. С декабря 2014 г. введены единая методика и справочники, по которым рассчитывается компенсация, но оснований для походов в суд все равно достаточно, считает он: «Расчеты, с которыми к нам приходят клиенты, показывают, что, даже если пересчитывать по единым справочникам, страховщики недоплатили 50–75% cуммы».
Дело для юриста
Один из самых распространенных методов работы автоюристов – перекупка прав требований у автомобилистов на месте ДТП, рассказывает сотрудник страховой компании. В некоторых регионах они получают информацию о ДТП прямо от сотрудников полиции, приезжают на место аварии, выкупают у участника ДТП права требования и идут в суд. Иногда в суде удается добиться не только более высоких выплат (чем то, что получил участник ДТП), но и взыскать штраф за моральный вред, рассказывает топ-менеджер другого страховщика.
Неудавшиеся страховщики переквалифицируются в автоюристов
Александр Зобнин, работавший гендиректором самарской страховой компании «Компаньон» (входит в топ-25 по сборам в России), создает новый бизнес – юридическую фирму, которая будет взыскивать деньги со страховщиков по ОСАГО и каско. Об этом «Ведомостям» рассказали один из контрагентов «Компаньона» и человек, видевший презентацию новой компании.