ОСАГО по-европейски

Начиная с января 2009 года Россия стала членом международной системы страхования автогражданской ответственности "Зеленая карта". В это время наблюдался самый разгар кризиса - не лучшее время для финансовых экспериментов. "Финансовые Известия" выяснили, каких же результатов удалось добиться отечественным страховщикам в рамках данной системы, а также с какими трудностями им приходится сталкиваться после выхода на международные стандарты.

12:49
Известия

 

Российскими страховщиками были выполнены все требования: создана инфраструктура урегулирования убытков в России и за рубежом, обеспечены перестраховочная защита, гарантийные депозиты и фонды на случай неплатежеспособности. "Система работает - по итогам года никаких серьезных проблем или конфликтов выявлено не было", - отмечает исполнительный директор российского бюро "Зеленая карта" Сергей Разуван.

Немного фактов

По предварительным данным, за 2009 год сборы российских страховщиков по системе "Зеленая карта" составили 1,7 млрд рублей. "По итогам года страховщики, осуществляющие операции в рамках системы "Зеленая карта", получили премий в объеме несколько меньше, чем ожидалось. Из запланированных 50 млн евро было собрано 40,6 млн евро, при этом инвестиции российских страховщиков, направленные на обеспечение условий вступления в систему, составили 22 млн евро", - рассказывает Сергей Разуван. За этот период российскими компаниями было заключено 982,7 тыс. договоров страхования, средняя премия по договору составила 1,8 тыс. рублей. "Существенный рост числа обращений клиентов за полисами приходился на традиционные отпускные месяцы - с мая по сентябрь, затем к ноябрю было отмечено некоторое снижение и последующий рост в декабре. При этом динамика сбора премий отличается: пик приходится на декабрь - время, когда россияне предпочитают отдыхать в странах, не входящих в СНГ, при этом стоимость полисов с покрытием "все страны системы", естественно, выше", - говорит исполнительный директор бюро "Зеленая карта".

По словам руководителя управления методологии обязательных видов страхования компании "АльфаСтрахование" Дениса Макарова, сегодня в России всего 11 компаний имеют лицензию на данный вид страхования. Это, безусловно, способствует большему порядку в системе в противовес тому, что наблюдается сегодня в ОСАГО. Лидерами на рынке выступают такие компании, как "Эрго Русь" с долей 29%, "Двадцать первый век" - 11%, "МСК "Айни" - 10%. Большинство сертификатов "Зеленая карта" (48%) за минувший год приобреталось для выезда на Украину, в Белоруссию и Молдавию, 52% - во все остальные страны. Наибольшее число страховых случаев за отчетный период произошло в Белоруссии, на Украине и в Финляндии - 353, 348 и 329 соответственно. В Германии случилось 195 ДТП, в Польше - 186, в Литве - 82, в Италии - 64, в Эстонии - 62, во Франции - 37.

В целом количество ДТП в системе "Зеленая карта" растет большими темпами (без учета сезонных колебаний) как в России, так и за рубежом. Так. в январе прошлого года за рубежом произошло всего 88 ДТП с участием держателей российских "Зеленых карт", а в январе 2010-го - уже 317. При этом в связи с авариями было выставлено пока только 547 требований к российским страховщикам (из более тысячи заявленных по вине наших водителей) на общую сумму 1 млн евро. "Так что про показатели убыточности сейчас говорить преждевременно, тем более что на сегодняшний день продолжает действовать более 35 тыс. договоров из числа заключенных в прошлом году и по ним еще могут быть убытки. Так, например, в феврале 2010 года произошло два крупных ДТП по вине российских водителей, заключивших договоры страхования "Зеленая карта" еще в 2009 году со сроком действия год, по которым страховщикам придется выплатить минимум 120 тыс. и 200 тыс. евро (в соответствии с заявленными иностранной стороной резервами)", - отмечает Сергей Разуван.

ОСАГО иного уровня

Напомним, что "Зеленая карта" (Green Card) - это страхование гражданской ответственности автовладельца перед третьими лицами. В странах, являющихся членами международного бюро "Зеленая карта", этот вид страхования является обязательным для всех туристов, пересекающих границу государства на автомобиле. Полисы ОСАГО, приобретенные у российских страховщиков, за границей не действительны. "От ОСАГО "Зеленая карта" отличается лишь тем, что в данном случае автовладелец находится на территории чужого государства, а принцип действия полиса - тот же. В рамках "Зеленой карты" возмещение ущерба потерпевшему осуществляется в соответствии с законодательством и установленными размерами возмещения той страны, где произошла авария. В международную систему входят 45 стран, включая Россию", - поясняет директор управления страхования по международным программам компании "Росгосстрах" Андрей Горанов.

По законодательству большинства стран максимальный ущерб, подлежащий возмещению, достигает сотен тысяч евро, а у некоторых участников системы лимиты отсутствуют в принципе. "При этом следует иметь в виду, что международный полис не обеспечивает страховую защиту на случай повреждения автомобиля за рубежом", - отмечает заместитель начальника отдела андеррайтинга и методологии страхования наземного транспорта компании "Согласие" Дмитрий Сляднев. В России страховые сертификаты "Зеленая карта" продаются двух типов: с покрытием на "все страны" системы и с покрытием только на "Украину, Белоруссию и Молдавию". Стоимость сертификата определяется в зависимости от территории покрытия, срока действия и вида транспортного средства. Тарифы, единые для всех компаний, работающих в России в рамках системы "Зеленая карта", пересматриваются ежеквартально в порядке, согласованном с Минфином.

Небольшие трудности

Как это и бывает, не обходится тут и без определенных затруднений. "Что касается сложностей, то мы, страховая компания, столкнулись со следующими проблемами: продажа иностранных сертификатов "Зеленая карта" на территории России и недостаточный контроль со стороны таможенных служб за наличием российских сертификатов "Зеленая карта" у владельцев транспортных средств, выезжающих за рубеж. Над решением этих проблем велась и ведется активная работа", - подчеркивает заместитель генерального директора страховой компании "РОСНО" Сергей Соловьев. Так, в целях более четкой регламентации действий сотрудников таможенной службы по проверке наличия полисов "Зеленая карта" при пересечении российскими гражданами пограничной зоны было предложено внести ряд изменений в действующее законодательство, что нашло поддержку со стороны правительства РФ. В целом же страховщики успешно справляются со своими задачами, и, как уверяют сами участники этого рынка, проблем с выдачей полисов и урегулированием убытков пока нет. А финансовый кризис, в свою очередь, сказался в основном в том, что сократились перевозки как частные, так и коммерческие. Таким образом, сократилось и число заключаемых договоров.

Марина КАДЫКОВА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля