Минздрав ради экономии очистит систему ОМС от «лишних» пациентов

Военнослужащих, которые пользуются обычными, а не ведомственными поликлиниками, будут штрафовать; жён и детей мигрантов из стран ЕАЭС лишат возможности бесплатно получать медпомощь.

18:30
Life
По данным федерального фонда ОМС, больше половины россиян (85 млн из 146,5 млн) считаются неработающими. Это самые разные группы — дети, пенсионеры, инвалиды, те, кого в правительстве прозвали тунеядцами. Они имеют право на медицинскую помощь так же, как работающие. Поскольку медицинское страхование у нас обязательное, то за каждого гражданина в систему поступают взносы. Работающие платят взносы из своей зарплаты (вернее, их отчисляет работодатель). А за неработающих платит взносы их регион. Планировалось, что в 2017 году взносы на неработающее население составят 619 млрд рублей (а на работающее — 1 трлн рублей).

Найти эти 619 млрд рублей сложно. В 2016 году 10 субъектов Российской Федерации испытывали «постоянные затруднения по уплате взносов на неработающее население». Об этом говорится в письме замглавы Минздрава Дмитрия Костенникова от 21 ноября 2016 года, которое было направлено в Минтруд, МИД, Минфин и другие ведомства (копия есть у Лайфа). Какие именно регионы — не уточняется, федеральный ОМС тоже пока не ответил на наш запрос.
Конечно, главный груз, от которого чиновники хотят избавить систему, — это тунеядцы. Сейчас разрабатывается законопроект, в соответствии с которым граждане, не работающие без уважительной причины, должны будут платить налог за пользование медицинской инфраструктурой. 

Но Минздрав продолжает продумывать и другие способы сбросить «балласт». Одно из предложений — лишить права на ОМС мигрантов из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) и их семьи (об этом предложении идёт речь в письме Костенникова). Для этого нужно внести изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе. 

В этом договоре сказано, что трудовые мигранты из этих стран и их семьи имеют такие же права на медицинскую помощь, как и граждане России (и наоборот, россияне, приехавшие работать, например, в Белоруссию, будут иметь права наравне с белорусами).
Минздрав предлагает изменить формулировку, чтобы получилось так: «Обязательному медицинскому страхованию подлежат граждане государств — членов ЕАЭС, работающие в государстве трудоустройства на основании трудовых договоров». При этом все другие категории мигрантов, а также члены семей трудовых мигрантов из системы ОМС исключаются». 

Один из аргументов Минздрава: в Россию из Белоруссии, Казахстана и т.д. едут гораздо чаще, чем наоборот, так что и расходов у России больше, что несправедливо. Кроме этого, не во всех странах ЕАЭС есть система ОМС, а значит, нарушается паритет. 

Минтруд уже рассмотрел предложение Минздрава (заместитель главы Минтруда Алексей Черкасов 27 декабря направил ответ в Минздрав, копия есть у Лайфа). Позиция Минтруда заключается в том, что трудовых мигрантов из стран ЕАЭС, которые работают не по трудовому, а по гражданско-правовому договору, тоже стоит оставить в ОМС. Ведь с зарплат этих мигрантов уплачиваются взносы на российскую систему ОМС. 

Отличие договоров состоит, к примеру, в том, что по гражданско-правовому сотрудник получает зарплату не строго два раза в месяц, а когда выполнит определённый объём работ, ему могут не оплачивать больничные и отпуск.
Второе предложение Минздрава — законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам персонифицированного учёта в сфере ОМС». Меры, которые там прописаны, должны уменьшить необоснованные расходы системы ОМС. 

В законопроекте более чётко обозначено, кто не является застрахованным в ОМС. Это военнослужащие, сотрудники МВД, МЧС, служащие в национальной гвардии и другие категории. У них своя, ведомственная, медицина, они получают медпомощь за счёт бюджета, а не за счёт средств ОМС. Счётная палата, проанализировав законопроект, предложила включить в этот список также прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета (они получают медпомощь по таким же принципам). 

И если эти люди, получая свой статус или должность, не сдают вовремя свои полисы ОМС, то получают штраф в 5 тыс. рублей. А если страховые компании, налоговые органы и региональные фонды ОМС предоставляют в единый регистр застрахованных недостоверные сведения (то есть, к примеру, указывают среди застрахованных военнослужащих), они должны заплатить штраф до 100 тыс. рублей (если повторно — до 200 тыс. рублей).
Ранее страховщики признавали, что за лечение таких групп граждан государство может платить дважды. 

— Гражданин, имеющий право на ведомственную медицинскую помощь (например, военнослужащий) и имеющий на руках паспорт гражданина РФ, обращается за получением полиса ОМС в страховую компанию, не сообщая о своей ведомственной принадлежности, — говорил директор по развитию «Альфастрахование-ОМС» Александр Трошин. — В итоге денежные средства на оказание медпомощи такому гражданину начинают бюджетироваться и по линии ведомства, и по линии ОМС.
Правда, как уточнила директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович, бывает так, что ведомственные клиники договариваются с клиниками, работающими в ОМС, о сотрудничестве — и тогда военнослужащие ходят туда вполне законно. 

Ещё одно нововведение, прописанное в законопроекте: на региональные фонды ОМС возлагается обязанность проверять, правильно ли страховые компании предоставляют сведения о застрахованных. Но Счётная палата возражает: «Предлагаемая новелла является заведомо невыполнимой, так как территориальные фонды обязательного медицинского страхования не наделены достаточным объёмом административно-властных полномочий». 

Доктор экономических наук, один из создателей системы ОМС Владимир Гришин рассказал, что «в ряде стран из ОМС исключаются люди, получающие доходы больше какого-то определённого уровня». 

— Например, если человек получает больше 10 млн рублей в год, — сказал он. 

Правда, в России эта мера не имела бы смысла: богатые люди и так не ходят в районные поликлиники. 

Ранее он говорил Лайфу, что лечить людей, страдающих зависимостью от курения, в рамках системы ОМС не следует.
— Если человек хочет получить услугу, он идёт к платному врачу или через добровольное медицинское страхование, — сказал он. — Это, по крайней мере, простимулирует задуматься, надо ли ему курить или нет. Мы так и будем включать все виды зависимости в систему ОМС? Взносы никто не увеличивает, нам не хватает денег на высокотехнологичные виды помощи, а мы будем лечить зависимости. Реально всё, но как это будет выглядеть? Я его лечу, а завтра он снова закурил! Деньги на ветер, деньги в дым, — подчеркнул Гришин. 

А вице-мэр Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников ранее выступил с предложением выдавать полисы ОМС только тем, кто прошёл диспансеризацию. По его идее, полисы должны будут меняться раз в три года — и раз в три года человек будет вынужден проходить диспансеризацию. Это поможет своевременно выявлять заболевания — таким образом и пациент будет здоровее, и деньги на его лечение будут расходоваться экономнее.  
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля