Страховщики на вылет

С 2004 года количество страховых компаний, работающих в России, сократилось в 2,5 раза. Самым «урожайным» на отзыв лицензий был 2004 год, когда права работать на рынке лишились 233 игрока, или 16% всех страховщиков. Однако наступивший 2011 год может побить все рекорды: как прогнозируют эксперты, с рынка может уйти до 300 компаний, что на сегодняшний день составляет практически 50% игроков.

08:46
Политком.Ru Максим Логвинов
Столь массовый отзыв лицензий приведет к серьезному переделу рынка и росту числа «недобросовестных» страховщиков, которые, уходя, оставят после себя огромные долги. Учитывая претензии ФССН к крупнейшим игрокам, не исключено, что рынок покинет кто-то из ТОП-20, в этом случае может начаться паника среди клиентов страховых компаний, которые в массовом порядке будут лишаться страховой защиты без какой-либо компенсации. Напомним, что резервы РСА предусматривают выплаты только по ОСАГО, тем же, кто купил полисы КАСКО или страхования имущества, никто ущерб в случае наступления страхового события компенсировать не будет.

Напомним, что еще весной прошлого года глава Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль прогнозировал, что страховой рынок страны в течение ближайших двух лет могут покинуть 200-250 компаний. С этой оценкой согласны практически все опрошенные «Политком.Ру» эксперты. Разнятся лишь сроки. «Полагаю, в следующие 2 года мы можем увидеть уход с рынка еще около 200 страховых компаний»,- прикидывает заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая. «За год могут уйти более 300 компаний, однако данные изменения несмотря на внушительность цифры вряд ли окажутся замеченными, поскольку основные объемы сосредоточены буквально в первой двадцатке из более чем шестиста компаний»,- высказывает иную точку зрения аналитик ГК «АЛОР» Наталья Лесина. Однако все без исключения эксперты называют «день Х»,после которого страховой рынок России преобразиться до неузнаваемости - это 1 января 2012 года. Именно с этого дня в России начнут действовать новые требования к минимальному размеру уставного капитала страховых компаний, которые будут увеличены в 4 раза: с 30 до 120 млн. рублей. Далеко не все игроки смогут нарастить капитал до требуемого уровня. Тем, кто не обладает достаточными финансовыми ресурсами, придется либо уходить с рынка, либо искать покупателей на свой бизнес. Последняя задача отнюдь не так проста, как это может показаться на первый взгляд: многие крупные компании уже нашли кандидатов на покупку и закрыли сделки. Дальнейшее развитие в регионах для них представляется более целесообразным не через агрессивные стратегии, которые предполагают приобретение конкурентов, а через органический рост, широкие возможности для которого откроются после того, как отдельные региональные игроки сами уйдут с рынка. Так что будет более целесообразным просто дать возможность мелким и средним компаниям самостоятельно «умереть» к 1 января следующего года.

Требования к повышению уставных капиталов страховых компаний направлены в основном на автостраховщиков. На компании, занимающиеся обязательным или добровольным медицинским страхованием (ОМС, ДМС), эти требования не распространяются. Для большинства законопослушных граждан это однозначный плюс, поскольку приведет к сокращению количества малоэффективных страховщиков и компаний-мошенников. Сейчас нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда некоторые граждане приобретают дешевые полисы у мелких страховщиков, которые работают несколько месяцев, а затем исчезают. «При ДТП в таких случаях крайне сложно получить компенсацию – приходится обращаться в Российский Союз Автостраховщиков, что, естественно, увеличивает количество бюрократических процедур и сроки по выплате возмещений»,- отмечает заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая. Но здесь есть и другая сторона медали: как это часто бывает, «под шумок» с рынка могут попытаться уйти и вполне платежеспособные страховщики, премии клиентов которых будут попросту переведены на другие счета. Этот риск существует всегда в периоды массового передела рынка и оттока игроков. Никто не будет спорить с тем, что «карманные» и финансово неустойчивые компании нужно «брать на карандаш»,но ведь у них тоже есть свои клиенты, которые, скорее всего, пострадают в случае отзыва лицензии у страховщика. «Статистика рынка показывает, что недобросовестные страховщики уже начали сворачивать свою деятельность»,- констатирует Александра Лозовая.

"В 2011 году любой уход страховой компании из ТОП-20 неминуемо повлечет рост недоверия страховщиков друг к другу и клиентов к страхованию в целом»,- считает заместитель генерального директора «Страховой магазин Эксперт» Александр Крючков. - На наш взгляд, брендированным страховым компаниям, входящим в различные ТОП-списки, в следующем году необходимо решить, в первую очередь, вопросы с демпингом тарифов. Так как продолжение «войны демпинга» может повлечь глобальное потрясение рынка, которое отразится на всех участниках рынка». Тем временем, даже крупные игроки продолжат проводить политику демпинга тарифов, в первую очередь, в области автострахования. Убытки по таким полисам компенсируются за счет повышения тарифов на другие виды страхования и более жесткого отношения к выплатам. Закончатся ли «ценовые войны» с уходом половины страховщиков с рынка, сказать сложно. Однозначно можно констатировать одно: страховую культуру нужно повышать не только клиентам страховщиков, как они сами советуют, но в том числе и самим игрокам данного рынка.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля