Тарифы ОСАГО требуют повышения

Тарифы на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) и региональные коэффициенты необходимо повысить. Причем, как заявил вчера глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Александр Коваль, именно в этом году. Впрочем, корректировка тарифов должна быть увязана с созданием информационной системы, которая до сих пор не работала. Мнения экспертов разделились: в том, что тарифы будут повышены, никто не сомневается, однако сможет ли помочь в этом вопросе единая информационная система – большой вопрос.

07:44
Независимая газета Сергей КУЛИКОВ
Вчера глава ФССН обратил внимание на то, что предусмотренная законодательством система поощрения и наказания водителей за качество езды по итогам реализации оказалась неэффективной. Из-за отсутствия информационной базы страховщикам не удавалось применить повышающие коэффициенты к водителям, которые попадали в ДТП по своей вине. Они просто переходили в другую компанию без каких-либо санкций.

При этом проблема повышения тарифов ОСАГО нервирует как страховщиков, так и простых водителей уже не первый год. Убыточность ОСАГО уже в прошлом году доходила до 65% при критическом уровне в 77%. Страховщики заявляли о невозможности вести бизнес в таких условиях, рассчитывая на повышение базового тарифа ОСАГО почти на 70%.

Впрочем, опрошенные «НГ» эксперты оценивают ситуацию далеко неоднозначно. «Даже повышение тарифов на 40–50% повлечет за собой волну «левых» полисов ОСАГО, – восклицает гендиректор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. – Сейчас за 1 тысячу рублей возле любого МОТОТРЭР (Межрайонный отдел технического осмотра транспорта, регистрационной и экзаменационной работы) можно купить бланк ОСАГО и вписать все что угодно. Не стоит забывать, что в 2012 году, на который намечено повышение, – выборы, а население и так взволновано. Думаю, правительство не рискнет повысить тарифы более чем на 20–30% или выкрутится, установив некий предел, в рамках которого субъекты Федерации могут сами регулировать тариф, чтобы на выборах все спихнуть на местную неэффективную власть». По его словам, повышение тарифов действительно необходимо, но вместе с этим необходимо менять и условия урегулирования убытков. «Если повышение тарифов сможет сделать ОСАГО действительно интересным и эффективным инструментом, тогда и население отнесется с пониманием, – продолжает он. – Но на текущий момент страховщики желают лишь повысить свой аппетит».

Что же касается информационной системы, на отсутствие которой сетует глава ФССН, то, как отмечает Дзагуров, она давно бы заработала, но сами страховщики всячески препятствуют этому. «Причина одна – нежелание делиться клиентами, – считает аналитик. – Ведь не все клиенты бьют машины. Подобный ресурс, конечно, необходим, но опять, если страховщики используют возможности данных изменений честно! Сейчас каждый из нас, оформляя КАСКО, к примеру, оплачивает убытки тем, кто постоянно бьет свои авто и бегает по разным страховым компаниям. То же самое и с ОСАГО – чтобы не применять повышающий коэффициент, водитель просто идет в другую компанию. При желании самих участников рынка она может заработать уже в этом году».

В свою очередь, управляющий партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Иван Андриевский отмечает, что в данный момент в Минфине рассматривается вопрос об увеличении выплат по страховым полисам в результате ДТП. Максимальную границу выплат по ОСАГО предлагается увеличить более чем в три раза. Это увеличение является главным основанием для роста тарифов ОСАГО. По его словам, новая редакция закона об ОСАГО, предположительно, будет принята в первой половине 2012 года. Очевидно, что тогда же должны быть утверждены и новые базовые тарифы страховки. «При этом, несмотря на более чем трехкратный рост максимальной границы по выплатам, вряд ли Минфин увеличит базовые тарифы ОСАГО более чем на 30%, – полагает эксперт. – Однако не исключено, что стоимость полиса ОСАГО может вырасти уже в этом году. Минфин планирует уже с июля этого года изменить ряд коэффициентов по ОСАГО. В частности, может быть увеличен коэффициент в зависимости от возраста и стажа (КВС) для молодых водителей до 22 лет. Впрочем, пограничный возраст также может быть увеличен до 24 лет». Таким образом, в 2011 году стоимость ОСАГО и без повышения базовых тарифов может увеличиться. При этом повышение базовых тарифов без существенных изменений в плане обязательных выплат будет не вполне обоснованно.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля